Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 июня 2018г.
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Митиной И.А.,
с участием помощника прокурора Промышленного района г. Самары - Облиной Е.О.,
при секретаре Гусмановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-2473/2018 по административному исковому заявлению Прокурора Промышленного района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику Федорову А.В. о прекращении права управления транспортным средством
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Промышленного района г. Самара обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к административному ответчику Федорову А.В. о прекращении права управления транспортным средством, указывая на то, что в результате проверки соблюдения требований ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления транспортными средствами выявлен факт наличия права на управление транспортным средством у лица, состоящего на учете в ГБУЗ «<данные изъяты>».
Согласно сведениям ГБУЗ «<данные изъяты>» административный ответчик состоит на диспансерном наблюдении с диагнозом «синдром зависимости от сочетанного употребления психоактивных веществ», что является противопоказанием к управлению транспортным средством.
Вместе с тем, у административного ответчика имеется действующее водительское удостоверение на право управления транспортными средствами серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД УМВД РФ по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 39,227,292-294 КАС РФ, ст. 22,35 Закона «О прокуратуре РФ» административный истец просит суд прекратить право на управление транспортными средствами в отношении Федорова А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., обязать Федорова А.В. сдать водительское удостоверение №, выданное 27.07.2010г. РЭО ГИБДД УМВД РФ по <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора Промышленного района г.Самары Облина Е.О. административные исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить.
Административный ответчик Федоров А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщил, ходатайств не заявил.
Суд признает, что административный ответчик надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания с соблюдением ст.ст.96-99 КАС РФ, и в соответствии со ст.ст.150 КАС РФ, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Административные заинтересованные лица - Управление ГИБДД ГУ МВД России по г.Самаре, ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» в судебное заседание представителей, отзывы не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не заявили.
Заслушав представителя прокуратуры, исследовав материалы дела, суд признает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
На основании ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд
Частью 2 ст. 55 Конституции РФ провозглашает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно п.2.7 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ № 20 от 21.10.2013г., водителю запрещается управлять транспортным средством в болезненном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Согласно ст. 24 ФЗ РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством, и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст.1 указанного закона, охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав, а также защите интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий отнесены к задачам в сфере безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.1,2, ст. 23 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения», медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В силу п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона, основаниями прекращения действия права на управление транспортным средством являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средствами в зависимости от их категории, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства РФ от 28.4.1993г. № 377 «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден Перечень медицинских психиатрических показаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Так, противопоказаниями для осуществления управления транспортными средствами всех категорий являются, в частности, алкоголизм, наркомания, токсикомания.
Согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском употреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР № 704 от 12.09.1988г. «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» для больных наркоманией и токсикоманией установлен пятилетний срок диспансерного учета при условии выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологическое учреждение не реже 1 раза в месяц, и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Снятие с такого учета возможно при наличии стойкой ремиссии (выздоровления) и производится на основании заключения ВКК учреждения, в котором наблюдается больной.
Аналогичные положения содержит приказ Министерства здравоохранения РФ № 1034н от 30.12.2015г. об утверждении Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ.
Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения неопределенного круга лиц, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты из прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ РЭО ГИБДД УМВД России по <адрес> Федорову А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было выдано водительское удостоверение №№, ДД.ММ.ГГГГ. произведена замена водительского удостоверения в связи с истечением срока действия, что подтверждается представленной стороной административного истца в материалы дела карточкой операции с ВУ.
По представленным ГБУЗ «<данные изъяты>» сведениям административный ответчик Федоров А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 16.07.2014г. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ «<данные изъяты>» с диагнозом «<данные изъяты>», постановка на учет произведена на основании заключения врачебной комиссии. Административный ответчик наблюдается нерегулярно, последняя явка в диспансер датирована 19.07.2017г.
Из ответа РЭО ГИБДД УМВД России по г. Самаре следует, что по состоянию на 15.05.2018г. на имя Федорова А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. автомототранспортных средств не зарегистрировано. Согласно информации РЭО ГИБДД по <адрес> за период с 01.08.2014г. по настоящее время ответчик семь раз привлекался к административной ответственности за правонарушения, совершенные в состоянии наркотическом (алкогольном) опьянении. Дата последнего привлечения к административной ответственности- 06.10.2016г.
Поскольку административный ответчик состоит на учете в ГБУЗ «СОНД», что создает угрозу и опасность для неограниченного круга лиц, следовательно ущемляет их права и законные интересы, предоставленные Конституцией РФ, административное исковое заявление прокурора Промышленного района г.Самары является обоснованным и подлежащим удовлетворению, право Федорова А.В. на управление транспортными средствами подлежит прекращению, а выданное ему водительское удостоверение – подлежит изъятию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Промышленного района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к Федорову А.В. о прекращении права управления транспортным средством - удовлетворить.
Прекратить право Федорова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> на управление транспортными средствами.
Обязать Федорова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения сдать водительское удостоверение №, выданное 27.07.2010г. РЭО ГИБДД УМВД РФ по г.Самаре в течение десяти дней со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Данное решение является основанием для изъятия у Федорова А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения водительского удостоверения №, выданного 27.07.2010г. РЭО ГИБДД УМВД РФ по г. Самаре.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14.06.2018 года.
председательствующий Митина И.А.