УИД52RS0029-01-2020-000467-96 № 2а-197/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 октября 2020 года р.п.Воротынец.
Воротынский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Гурьевой Е.В.,
при секретаре Игнатьевой Е.В.,
с участием представителей административного истца: прокурора Воротынского района Нижегородской области Тарарина Д.В., старшего прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Козлова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-197/2020 по административному исковому заявлению
Прокурора Воротынского района Нижегородской области, действующего в интересах Российской Федерации и муниципального образования - городской округ Воротынский Нижегородской области, к Совету депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области, Козякову В.В. о признании незаконным бездействия по досрочному прекращению полномочий депутата городского округа Воротынский Нижегородской области, прекращении полномочий депутата,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Воротынского района Нижегородской области обратился в Воротынский районный суд Нижегородской области с иском в интересах Российской Федерации и муниципального образования - городской округ Воротынский Нижегородской области к Совету депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области о признании незаконным бездействия по досрочному прекращению полномочий депутата городского округа Воротынский Нижегородской области, прекращении полномочий депутата, указав, что прокуратурой Воротынского района Нижегородской области проведена проверка исполнения депутатом Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области Козяковым В.В. требований законодательства о противодействии коррупции в части предотвращения и урегулирования им конфликта интересов, возникшего при исполнении депутатских полномочий. 10.09.2017г Козяков В.В. избран депутатом поселкового совета рабочего поселка Воротынец, решением поселкового совета от 10.10.2017г № 36 назначен главой местного самоуправления р.п.Воротынец Воротынского муниципального района Нижегородской области. Являясь главой местного самоуправления р.п.Воротынец, Козяков В.В. входил в состав депутатов Земского Собрания Воротынского муниципального района. Полномочия осуществлял на непостоянной основе. Вследствие реорганизации системы органов местного самоуправления 02.09.2019г Козяков В.В. избран депутатом Совета депутатов городского округа Воротынский и замещает указанную должность до настоящего времени на непостоянной основе. При этом Козяков В.В. является директором ООО «РемСтрой», а также учредителем, в том числе единоличным, нескольких юридических лиц, включая ООО «Альфа-Д», ООО «Строитель» и другие.
На основании решения Земского Собрания Воротынского муниципального района Нижегородской области от 15.05.2015г по результатам конкурса с ФИО5 заключен контракт о назначении его на должность главы администрации Воротынского муниципального района. Указанную должность он занимал до 22.10.2019г. Вследствие реорганизации системы органов местного самоуправления, решением Совета депутатов городского округа Воротынский от 22.10.2019г № 45 ФИО5 избран главой местного самоуправления городского округа Воротынский, также возглавил местную администрацию, в силу ст.36 ч.2 п.5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С октября 2017 года по настоящее время ООО «Строитель» неоднократно являлось поставщиком по муниципальным контрактам, заключенным как отделом имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский (ранее отдел имущественных, земельных отношений и труда администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области), так и непосредственно администрацией Воротынского муниципального района, в том числе на приобретение в муниципальную собственность квартир для предоставления детям-сиротам (контракт № от 26.11.2018г, цена контракта <данные изъяты> рублей, завершен 01.04.2019г; контракт № от 14.05.2018г, цена контракта <данные изъяты> рублей, завершен 29.03.2019г; контракт № от 13.09.2019г, цена контракта <данные изъяты> рублей, завершен 26.12.2019г; контракт № от 20.04.2020г, цена контракта 4 <данные изъяты> рублей, завершен 01.06.2020г) и на благоустройство торговой части пл.Советская в р.п.Воротынец (контракт № от 11.11.2019г, цена контракта <данные изъяты> рублей, завершен 22.06.2020г).
ФИО5, являясь главой администрации муниципального района с 15.05.2015г по 22.10.2019г и с 22.10.2019г по настоящее время главой МСУ городского округа Воротынский по контракту, возглавляющим местную администрацию, отчитывался перед представительным органом о своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе об исполнении поручений представительного органа, 27.03.2019г и 17.04.2020г.
Козяков В.В., осуществляя полномочия депутата Земского собрания Воротынского района, а в последствии депутата Совета депутатов городского округа Воротынский, в нарушение положений п.4 ч.3 ст.10, ч.2 ст.11 Федерального закона «О противодействии коррупции», 27.03.2019г и 17.04.2020г при оценке им деятельности главы местного самоуправления (главы администрации) ФИО5 за 2018 и 2019гг, о наличии у него конфликта интересов ввиду личной заинтересованности как единоличного учредителя ООО «Строитель», в положительной приемке и своевременной оплате результатов работ по заключенным с администрацией Воротынского района и городского округ Воротынский муниципальным контрактам, в комиссию по координации работы по противодействию коррупции, образованную представительным органом, не сообщил, соответствующие уведомления не направил. Впоследствии приемка работ у ООО «Строитель» по муниципальному контракту № от 11.11.2019г на благоустройство торговой части пл.Советская в р.п.Воротынец осуществлялась непосредственно главой местного самоуправления - ФИО5 06.05.2020г, 20.05.2020г, 18.06.2020г, а по остальным контрактам - заместителем главы администрации - начальником отдела ИМКЗ (ранее ИЗОТ), находящимся в его прямом подчинении.
Вышеуказанная ситуация могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление Козяковым В.В. депутатских полномочий, однако исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» депутат Козяков В.В, проигнорировал. Возникший конфликт интересов Козяков В.В. не предотвратил и не урегулировал, принял участие в голосовании (проголосовал) 27.03.2019г и 17.04.2020г по вопросам оценки деятельности главы администрации Воротынского муниципального района ФИО5, главы местного самоуправления г.о.Воротынский ФИО5 и местной администрации за 2018-2019гг.
Прокуратурой Воротынского района 10.07.2020г в Совет депутатов городского округа Воротынский внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенных депутатом представительного органа городского округа Козяковым В.В.. Представление предварительно рассмотрено на комиссии по контролю за предоставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городском округе Воротынский Нижегородской области и урегулированию конфликта. Решением указанной комиссии, оформленной протоколом от 21.07.2020г № 1, признан факт неисполнения депутатом Козяковым В.В. обязанности по принятию мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В нарушение требований ст.40 ч.7.1, ч.10.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст.13.1 ч.1 п.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», несмотря на наличие оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Совета депутатов городского округа Воротынский Козякова В.В., указанных в представлении прокурора Воротынского района от 10.07.2020 и признанных 21.07.2020 комиссией при представительном органе, решением Совета депутатов городского округа Воротынский от 06.08.2020 № 83, представление прокурора района, в котором поставлен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Козякова В.В. отклонено. Невыполнение административным ответчиком требований действующего законодательства нарушает права и интересы муниципального образования городской округ Воротынский Нижегородской области, так как допущены нарушения требований законодательства в сфере противодействия коррупции, обязательные для исполнения лицами, замещающих муниципальную должность в Земском Собрании Воротынского района и Совете депутатов городского округа Воротынский. Незаконное решение представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов городского округа Воротынский, влечет неисполнение установленной государством задачи по противодействию коррупции. Просил: - признать незаконным бездействие Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области по досрочному прекращению полномочий депутата Совета депутатов городского округа Воротынский Козякова В.В. в связи с неисполнением последним обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; - прекратить полномочия депутата Совета депутатов городского округа Воротынский Козякова В.В. в связи с неисполнением последним обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
В ходе рассмотрения дела административным истцом уточнены заявленные требования. Прокурор района просит: - признать незаконным бездействие Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области по досрочному прекращению полномочий депутата Совета депутатов городского округа Воротынский Козякова В.В. в связи с неисполнением последним обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов; - возложить на Совет депутатов городского округа Воротынский прекратить полномочия депутата Совета депутатов городского округа Воротынский Козякова В.В. в связи с неисполнением последним обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Определением Воротынского районного суда Нижегородской области от 16 сентября 2020 года Козяков В.В. привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.
Рассмотрение дела назначено на 01 октября 2020г.
Административные ответчики: Совет депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области, Козяков В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно. От Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области поступило ходатайство об отложении судебного заседания, в связи с необходимостью большего времени на сбор дополнительных доказательств.От административного ответчика Козякова В.В. ходатайств об отложении рассмотрения дела, о рассмотрении дела в его отсутствие - не поступило, причины неявки не сообщены.
В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением.
Явка административных ответчиков судом не была признана обязательной, времени со дня подготовки до дня рассмотрения дела было достаточно для сбора доказательств, в связи с чем, руководствуясь ст.226 ч.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся административных ответчиков.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Козлов Д.С. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что нормами Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», установлены основания для противодействия коррупции. Законодательством установлены ограничения в поведении должностных лиц органов местного самоуправления, в том числе депутатов местного самоуправления. Обязанность депутата известить соответствующую комиссию о возможном возникновении конфликта или о наличии конфликта при осуществлении своей депутатской деятельности. Прокурором Воротынского района Нижегородской области при проведении проверки по обращению граждан, было установлено, что указанные требования депутатом выполнены не были. Факт нарушения антикоррупционного законодательства был установлен. Законом не предусмотрены иные меры ответственности депутата за нарушение антикоррупционного законодательства, кроме как прекращение полномочий. Просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании прокурор Воротынского района Нижегородской области Тарарин Д.В. поддержал заявленные требования, пояснив, что при проведении ими проверки по поручению прокуратуры Нижегородской области по обращению граждан, был выявлен факт нарушения депутатом Козяковым В.В. требований законодательства о противодействии коррупции, поскольку им не был урегулирован конфликт интересов при голосовании за принятие отчетов главы администрации муниципального района, в настоящее время главы МСУ городского округа Воротынский, ФИО5, по итогам работы за 2018, 2019гг. Конфликт интересов заключается в том, что при голосовании по итогам отчета ФИО5, Козяков В.В. должен был руководствоваться депутатскими интересами. Он же, как единственный учредитель ООО «Строитель», заключавшего с администрацией муниципального района муниципальные контракты на приобретение квартиры для детей сирот, на благоустройство площади в р.п.Воротынец, действовал в своих интересах, так как был заинтересован в том, чтобы своевременно и в полном объеме получать денежные средства по муниципальным контрактам. Козяков В.В. должен был воздержаться от голосования, должен был принять меры по урегулированию конфликта интересов уведомив комиссию по противодействию коррупции о сложившейся ситуации, наличии конфликта, поскольку он этого не сделал, то наступает ответственность в виде прекращении его полномочий как депутата местного самоуправления. Просит удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области Благушин В.А., присутствующий в судебном заседании 16.09.2020г, пояснил, что ими не усматривается прямой зависимости от голосования депутата Козякова В.В. по отчету главы администрации (местного самоуправления городского округа Воротынский) ФИО5 и получением Козяковым В.В. прибыли от организаций, в которых он является учредителем. С доводами прокурора района не согласны.
Представитель административного ответчика - Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области Савельев А.А. пояснил суду, что представление прокурора района, направленное им, было рассмотрено, принято решение, ответ был дан в установленные законом срок, в связи с чем считают, что бездействие отсутствует. В представлении прокурором на выставлялось требование о прекращении полномочий депутата. По контрактам, указанным прокурором, ими уже проводились проверки, нарушений не выявлено, контракты заключены в соответствии с Федеральным законом № 44. Козяков В.В., как депутат местного самоуправления, участвовал в голосовании по оценки деятельности главы администрации Воротынского муниципального района, главы местного самоуправления городского округа Воротынский Нижегородской области ФИО5 и деятельности местной администрации. В данном отчете вопросов, касающихся деятельности юридических лиц, где Козяков В.В. является учредителем, не имелось. Если бы он, как депутат, не участвовал в голосовании оценки деятельности главы, то это повлекло бы нарушение прав и законных интересов лиц, избравших его депутатом. Контракты, о которых говорит прокурор, заключались отделом, который является самостоятельным юридическим лицом и самостоятельно принимает решения с кем заключать контракт. Они не усматривают конфликта интересов в указанной ситуации. Кроме того, считают, что процедура уведомления о конфликте интересов депутатом местного самоуправления, выполняемого свои полномочия на непостоянной основе, действующим законодательством не предусмотрена.
Козяков В.В., присутствующий в судебном заседании 16.09.2020г в качестве заинтересованного лица, пояснял суду, что его избрали депутатом поселковой администрации в 2017 году, тогда же он был избран главой поселкового Совета р.п.Воротынец, работал до прекращения полномочий. В 2019 году был избран депутатом городского округа Воротынский. На первом заседании его избрали председателем Совета депутатов городского округа, но по истечению месяца, он сложил с себя полномочия, остался только депутатом, выполняющим свои полномочия на непостоянной основе. Он не усматривает конфликта интересов в указанной ситуации. Все контракты, которые были выиграны фирмой, в котором он является учредителем, осуществлялись в определенной процедуре, основанной на законе, он лично в этом участия не принимал. Решения по контрактом для приобретения жилья для детей сирот, принимаются не на уровне главы администрации, их принимает не одна комиссия, в этом участвуют органы социальной политики, МЧС, контракт подписывается отделом имущественных отношений администрации района. Полагает, что при выполнении им полномочий депутата при голосовании при оценке деятельности главы администрации и самой администрации, и деятельностью фирмы, заключивший контракты, где он является учредителем, конфликта интересов нет.
Суду представлены материалы проверки прокуратурой Воротынского района Нижегородской области в период с 06.07.2020г по 04.08.2020г, на основании поручения прокуратуры Нижегородской области от 02.07.2020г по обращениям граждан по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Воротынском районе Нижегородской области.
Козяков В.В. был избран депутатом поселкового Совета р.п.Воротынец Воротынского муниципального района Нижегородской области 10.09.2017г (постановление территориальной избирательной комиссии Воротынского района № 55/252 от 10.09.2017г).
Согласно решению поселкового Совета р.п.Воротынец Воротынского муниципального района Нижегородской области № 36 от 10.10.2017г, Козяков В.В. был избран главой местного самоуправления р.п.Воротынец Воротынского муниципального района Нижегородской области.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии городского округа Воротынский Нижегородской области № 110/613 от 09.09.2019г было избрано 16 депутатов Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области первого созыва, в том числе Козяков В.В..
Козяков В.В. решением Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области № 3 от 17.09.2019г был избран председателем Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области, исполняющего свои полномочия на непостоянной основе, из состава депутатов Совета депутатов городского округа Воротынский.
Решением Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области № 45 от 22 октября 2019 года, ФИО5 был избран главой местного самоуправления городского округа Воротынский Нижегородской области.
Из протокола Земского Собрания Воротынского муниципального района Нижегородской области № 4 от 27.03.2019г, следует, что на данном заседании рассматривались вопросы, в том числе об отчете главы администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области ФИО5 за 2018 год. Указано, что в работе принимали участие 19 из 22 выборных депутатов, отсутствовали депутаты: ФИО10, ФИО11, ФИО12, следовательно депутат Козяков В.В. присутствовал на данном заседании.
Отчет главы местного самоуправления городского округа Воротынский администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области о результатах своей деятельности и деятельности администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области за 2019 год, слушался на заседании Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области 17.04.2020г, протокол заседания в форме заочного голосования № 3. В работе принимали участие 15 депутатов из 16 избранных, не опрошен депутат ФИО13, депутата Козяков В.В. участвовал в работе заседания.
В выписках из ЕГРЮЛ по состоянию на 04.09.2018г, на 16.09.2020г в отношении ООО «Строитель», указано, что учредителем данного общества является Козяков В.В..
Суду представлены муниципальные контракты:
- заключенные между Отделом имущественных, земельных отношений и труда администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области (позже отделом имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации городского округа Воротынский Нижегородской области), в лице заместителя главы администрации - начальника отдела ФИО14 и ООО «Строитель» в лице директора Свидетель №2 о приобретении в муниципальную собственность благоустроенного жилого помещения (квартир) для предоставления детям-сиротам; акты приема-передачи: № от 26.11.2018г на сумму <данные изъяты> рублей, № от 2018г на сумму <данные изъяты> рублей, № от 2019г на сумму <данные изъяты> рублей, № от 2020г на сумму <данные изъяты> рублей;
- муниципальный контракт № 64 от 11.11.2019г, заключенный между администрацией р.п.Воротынец Воротынского муниципального района Нижегородской области, в лице главы администрации Кулагина А.В. и ООО «Строитель» в лице директора Свидетель №2 на благоустройство торговой части пл.Советская в р.п.Воротынец на сумму <данные изъяты> рублей 25 копеек.
Справка о стоимости выполненных работ и затрат по благоустройству торговой части пл.Советская в р.<адрес> от 06.05.2020г, акт № 1 о приемке выполненных работ от 06.05.2020г, акт № 2 о приемке выполненных работ от 20.05.2020г, акт № 3 о приемке выполненных работ со стороны заказчика подписаны главой местного самоуправления городского округа Воротынский Нижегородской области ФИО5 и директором ООО «Строитель» Свидетель №2.
10.07.2020г Прокурором Воротынского района Нижегородской области в адрес Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области внесено представление, в котором указано, что в ходе поведения проверки исполнения депутатом Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области Козяковым В.В. требований законодательства о противодействии коррупции в части предотвращения и урегулирования им депутатских полномочий, было установлено, что Козяков В.В. является генеральным директором ООО «РемСтрой», а также учредителем, в том числе единоличным, нескольких юридических лиц, включая ООО «Альфа-Д», ООО «Строитель». В период с октября 2017г по настоящее время ООО «Строитель» неоднократно заключались муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность квартир для предоставления детям-сиротам; на благоустройство торговой части пл.Советская р.п.Воротынец. Козяков В.В., осуществляя полномочия депутата Земского собрания Воротынского района, а в последствии депутата Совета депутатов городского округа Воротынский, при оценке деятельности главы местного самоуправления (главы администрации) ФИО5 за 2018-2019гг о наличии у него конфликта интересов ввиду личной заинтересованности как единоличного учредителя ООО «Строитель» в положительной приемке и своевременной оплате результатов работ по заключенным с администрацией Воротынского района и городского округа Воротынский муниципальным контрактам, в комиссию по координации работы по противодействию коррупции, образованную представительным органом не сообщил, соответствующее уведомление не направил. Вышеуказанная ситуация могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции». Просил рассмотреть данное представление и в месячный срок принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений, их причин и условий им способствовавших.
Согласно протоколу заседания по контролю за предоставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городском округе Воротынский Нижегородской области, и урегулированию конфликта интересов № 1 от 21.07.2020г, вышеуказанное представление прокурора было рассмотрено, принято решение о том, что депутатом Совета депутатов городского округа Воротынский Козяковым В.В. не исполнена обязанность по принятию мер по предотвращению конфликта интересов.
Из информации Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области от 07.08.2020г № 10.07.2020г в адрес прокурора Воротынского района Нижегородской области, решения Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области № 83 от 06.08.2020г, следует, что представление прокурора Воротынского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 10.07.2020г № 5-2-2020 отклонено.
Согласно Положению о Совете депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области № 6 от 17.09.2019г, к основным полномочиям Совета депутатов относятся в том числе: контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, заслушивание ежегодных отчетов главы городского округа, председателя Совета депутатов о результатах их деятельности, деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов, деятельности Совета депутатов (ст.2 п.п.9, 23). Пунктами 5, 10 под.12,13 указанного Положения предусмотрено досрочное прекращение Советом полномочий депутатов в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в частности несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; в иных случаях, установленных указанным федеральным законом и иными федеральными законами.
Решением Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области № 33 от 04.10.2019г утверждено Положение о статусе депутата Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области. Частью 3 статьи 4 указанного Положения установлено, что депутат должен соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Решением Земского Собрания Воротынского муниципального района Нижегородской области № 31 от 30.03.2016г утверждено Положение о сообщении лицами, замещающими муниципальные должности в Воротынском муниципальном районе Нижегородской области, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Пунтом 3 данного Положения установлено, что оно распространяется, в том числе на депутатов Земского Собрания Воротынского района. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего муниципальную должность в Воротынском районе, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление им полномочий. Сообщение о возникновении личной заинтересованности оформляется в двух экземплярах в письменной форме в виде уведомления о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Уведомление направляется в комиссию по контролю за достоверностью и полнотой сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п.п.4,5 Положения).
В соответствии с решением Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области № 25 от 04.10.2019г, Совет депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области является правопреемником Земского Собрания Воротынского муниципального района Нижегородской области, сельских и поселковых Советов район, в том числе поселкового Совета р.п.Воротынец; администрация городского округа Воротынский Нижегородской области является правопреемником муниципального долга муниципальных образований района, в том числе р.п.Воротынец.
Согласно Уставу городского округа Воротынский Нижегородской области, принятому решением Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области первого созыва от 07.02.2020г № 2, к компетенции Совета депутатов округа отнесено: контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления округа полномочий по решению вопросов местного значения (ст.36 п.9). Глава местного самоуправления округа руководит работой администрации округа и её структурных подразделений; от имени округа приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности; глава местного самоуправления округа подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов округа (ст.41 п.8 под10,13, п.14).
Судом обозревался Отчет главы местного самоуправления городского округа Воротынский о результатах своей деятельности и о деятельности администрации Воротынского муниципального района за 2019 года. В данном отчете глава местного самоуправления отчитывался в том числе о своей работе и работе администрации по выполнению муниципальных заказов, формируемых путем проведения торгов; отчитывался о приобретении в муниципальную собственность 8 квартир в р.п.Воротынец для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей, на сумму 8612,9 тысяч рублей.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решения суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от 17.01.1992г № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора являются, в том числе, соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст.22 указанного закона, при реализации полномочий прокурор вправе вносить представление об устранении выявленных нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (ст.24 п.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Пунктом 6 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В силу ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Положения указанной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 15 данного Кодекса.
Из приведенных выше доказательств следует, что прокуратурой Воротынского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции. В ходе проведенной проверки было установлено, что депутат Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области Козяков В.В., является учредителем ООО «Строитель», с которым администрацией городского округа Воротынский (до 2020г администрацией Воротынского муниципального района Нижегородской области), в том числе в лице отдела имущественных отношений, муниципального контроля и закупок администрации (ранее отдел имущественных, земельных отношений и труда) неоднократно заключались муниципальные контракты на приобретение в муниципальную собственность квартир для предоставления детям-сиротам, на благоустройство поселка. Главой местного самоуправления городского округа (ранее администрации муниципального района) является ФИО5, который подписывал акт приемки выполненных работ, в частности по благоустройству поселка. Козяков В.В., являясь депутатом, участвовал в голосовании при оценке деятельности главы местного самоуправления (ранее глава администрации муниципального района) ФИО5 по итогам работы за 2018, 2019 годы. Весте с тем, вышеуказанная ситуация могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление Козяковым В.В. депутатских полномочий, поскольку у него имелась личная заинтересованность, как у единственного учредителя ООО «Строитель» в заключение муниципальных контрактов, положительной приемке работ по контрактам, своевременной оплате работ, получению дохода (прибыли), в связи с чем, доводы административных ответчиков об отсутствии конфликта интересов суд находит несостоятельными.
По результатам проверки прокурором внесено в адрес Совета депутатов городского округа Воротынский Нижегородской области представление о принятии мер к депутату Казякову В.В. в виде досрочного прекращение его полномочий. Несмотря на то, что на заседании по контролю за предоставлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности в городском округе Воротынский Нижегородской области, и урегулированию конфликта интересов, 21.07.2020г было принято решение о том, что депутатом Совета депутатов городского округа Воротынский Козяковым В.В. не исполнена обязанность по принятию мер по предотвращению конфликта интересов, представление прокурора Советом депутатов городского округа Воротынский удовлетворено не было.
Депутаты представительного округа местного самоуправления (осуществляющие свои полномочия как на постоянной, так и на непостоянной основе) обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта (ст.12.1 ч.4.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона «О противодействии коррупции», под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в ч.1 настоящей статьи, и (или) состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей). Гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч.2 ст.10 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
В соответствии с ч.7.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции».
Пункт 4 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Согласно Положению о порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в Воротынском муниципальном районе, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий Нижегородской области, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденному решением Земского Собрания Воротынского муниципального района № 31 от 30.03.2016г, лица, замещающие муниципальные должности в Воротынском районе, обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, сообщать о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов (п.п.2,3 Положения). Пунктами 4,7 данного Положения закреплено, что лица, замещающие муниципальные должности в Воротынском районе, обязаны направить уведомление в тот же день, когда им стало известно о личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В п.3 данного Положения указано, что оно распространяется, в том числе на депутатов Земского Собрания Воротынского района. Положение является действующим.
В силу ч.10.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.10 ч.10 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, прекращаются досрочно в иных случаях, установленных данным федеральным законом и иными федеральными законами. При этом, в силу ч.11 этой же статьи, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Козяков В.В., являясь депутатом Совета депутатов городского округа Воротынский (ранее депутатом поселкового Совета), при указанных выше обстоятельствах, мер к урегулированию конфликта интересов, не принял, соответствующее уведомление в комиссию не направил.
Согласно п.1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
В силу приведенных выше норм законодательства, полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции.
Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета, связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избирая такой род деятельности, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус. Вступая в должность депутата, гражданин принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим, возможность привлечения его к ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не является нарушением принципа справедливости и соразмерности. На Козякова В.В., как на депутата Совета депутатов городского округа возложена безусловная обязанность по урегулированию конфликта интересов, которая им была нарушена, поскольку он, являясь учредителем организации, которой заключены муниципальные контракты, в результате выполнения которых ООО «Строитель получит доход, был заинтересован в положительной приемки главой местного самоуправления (главой администрации) ФИО5, сотрудниками администрации, находящимися в подчинении у главы местного самоуправления (главы администрации), результатов работ по контрактам, соответственно имел заинтересованность в одобрении деятельности главы местного самоуправления (главы администрации и самой администрации), однако мер к урегулированию данного конфликта не принял. Совет городского округа Воротынский также не выполнил требования действующего законодательства, отклонив представление прокурора, поскольку законодательство при нарушении депутатом требований о противодействии коррупции при конфликте интересов, не предусматривает никакие иные меры ответственности, кроме как досрочное прекращение полномочий, что Советом депутатов городского округа Воротынский выполнено не было. С учетом изложенных обстоятельств, суд находит заявленные прокурором Воротынского района Нижегородской области требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░.