Дело № 2а-273/2021
УИД 21RS0016-01-2020-002704-87
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
9 февраля 2021 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Афанасьева Э.В., при секретаре Дмитриеве А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконными,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Чебоксарского района Чувашской Республики обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику, Кугесьскому сельскому поселению Чебоксарского района Чувашской Республики, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта - постановления администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.11.2020 № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения» и обязать администрацию Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта - постановления администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.11.2020 № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения». Требования прокурором мотивированы тем, что ими у административного ответчика проведена проверка соблюдения антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов, в ходе проверки выявлены факты бездействия со стороны администрации поселения. Таким образом, как указывает прокурор, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов и при проведении ими проверки исполнения органом местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что административный ответчик администрация Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики незаконно бездействует, а именно не проводила антикоррупционную экспертизу постановления администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.11.2020 № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения», являющегося правовым актом нормативного характера. Далее прокурор указывает, что указанное незаконное бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, граждан временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие постановления администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.11.2020 № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения» и нарушение прав заключается в возможности содержания в этом постановлении положений, создающих условия для проявления коррупции.
На судебном заседание помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Баранова Т.Ю. требования поддержала в полном объёме и просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
На судебное заседание представитель административного ответчика – администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежаще и своевременно извещённый, не явился, представив заявление, в котором указывает, что требования признают в полном объёме и последствия признания иска им понятны, дело просят рассмотреть без их участия.
Выслушав пояснения явившихся лиц и изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (ч. 1). Генеральный прокурор Российской Федерации и заместитель Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд (ч. 2). Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска (ч. 4).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что также не оспаривается сторонами, прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики в администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики (административный ответчик по делу) проведена проверка соблюдения антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативно-правовых актов, в ходе которого установлено, что административный ответчик не проводил антикоррупционную экспертизу постановления администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.11.2020 № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения», являющегося правовым актом нормативного характера.
Так, согласно положений ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года под № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131 -ФЗ), муниципальный правовой акт это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Также согласно частям 1 – 4 ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года под № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон № 172-ФЗ) одними из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются: 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Согласно п. 3 ч. 1, ч. 4 ст. 3, ч. 1 ст. 4 Закона № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится, в том числе, органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 ст. 3 Закон №172-ФЗ.
Таким образом действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов.
При этом при проведении прокурором вышеуказанной проверки исполнения органом местного самоуправления обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что административный ответчик не проводил антикоррупционную экспертизу постановления администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.11.2020 № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения», иного не представлено.
Также при этом необходимо учитывать, что антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупциогенных факторов и согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Таким образом указанное выше незаконное бездействие административного ответчика нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, граждан временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие постановления администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17.11.2020 № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения», которое заключается в возможности содержания в этом постановлении положений, создающих условия для проявления коррупции.
Также в соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Признание административного иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поскольку принятие судом признания настоящего иска влечет удовлетворение исковых требований прокурора, следовательно, устраняет нарушении требований действующего антикоррупционного законодательства.
Таким образом, признание иска административным ответчиком основано на его добровольном волеизъявлении, оно не нарушает права и законные интересы других лиц.
При этом срок устранения нарушений продолжительностью 1 месяц является разумным, и позволить административному ответчику провести экспертизу нормативного правового акта в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»,
Учитывая вышеизложенное и то, что требования истца основаны на нормах действующего законодательства, и в соответствии со ст. ст. 46, 157 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает признание иска административным ответчиком, что является основанием для принятия решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить административные исковые требования прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконными в полном объёме, признав незаконными бездействие администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта - постановления администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17 ноября 2020 года под № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения», как не соответствующие положениям ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Обязать администрацию Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 1 (одного) с момента вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу муниципального нормативного правового акта - постановления администрации Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики от 17 ноября 2020 года под № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Реализация преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Кугесьского сельского поселения».
Возложить на администрацию Кугесьского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики обязанность сообщить прокурору Чебоксарского района Чувашской Республики и суду об исполнении данного решения суда в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено 9 февраля 2021 года.
Председательствующий, судья: Афанасьев Э.В.