копия
Гр.дело №2-840/2023 УИД 24RS0049-01-2023-000669-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 октября 2023 года г.Сосновоборск
Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Альбрант М.О.,
при секретаре Первушиной М.В.,
с участием помощника прокурора г.Сосновоборска Шаманаева Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Сосновоборска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сосновоборска, Муниципальному образованию город Сосновоборск в лице администрации города Сосновоборска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Сосновоборска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сосновоборска, Муниципальному образованию город Сосновоборск в лице администрации города Сосновоборска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта. Требования мотивирует тем, что прокуратурой г.Сосновоборска проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности образовательных организаций г.Сосновоборска. Согласно уставу МАОУ «СОШ №5» г.Сосновоборска является самостоятельным юридическим лицом с местом нахождения и адресом юридического лица: <адрес>. Основным видом деятельности является образование начальное общее. Учредителем является администрация г.Сосновоборска. От имени учредителя выступает управление образования администрации г.Сосновоборска. В силу требований к АЗО (антитеррористической защищенности объектов) предъявляемых к категорированию объектов МАОУ «СОШ №» <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ фактически относилось к объектам второй категории опасности, после ДД.ММ.ГГГГ, с учетом изменений внесенных в Требования к АЗО постановлением Правительства РФ от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) фактически отнесено к объектам третьей категории опасности. Охрана МАОУ «СОШ №» <адрес> сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована. Существующая в школе охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, т.к. вахтеры и сторожа, не могут обеспечить надлежащую его защиту по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу. В учебном учреждении помещение для охраны не оборудовано. Согласно п.31 Требований к антитеррористической защищенности объекта система оповещения и управления эвакуации людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей, должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания. Вместе с тем в МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска система оповещения и управления эвакуацией людей организована с использованием звонка с помощью которого осуществляется информирование о начале и конце занятий, электропитание которого осуществляется через общую эклектическую сеть. Система оповещения не является автономной и не оборудована источником бесперебойного электропитания. Осуществление деятельности МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска при наличии выявленных нарушений, и в отсутствие вышеуказанных технических средств обеспечения антитеррористической защищенности, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области противодействия терроризму, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в указанном учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения и может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников и сотрудников. По факту выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Представление рассмотрено и признано обоснованным, однако меры по обустройству техническими средствами не приняты ввиду требуемых значительных материальных затрат. Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований, по обеспечению требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Просит возложить на МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска обязанности обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1006 от 02.08.2019, путем проведения следующих мероприятий: обеспечения охраны учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудования на 1-ом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оснащения учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить на администрацию г.Сосновоборска обязанность обеспечить финансирование МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ №1006 от 02.08.2019г., путем проведения вышеуказанных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора г.Сосновоборска Шаманаев Е.О. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Сосновоборска Попова С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть в ее отсутствие, с учетом отзыва на исковое заявление, согласно которому общая сумма денежных средств, необходимых на текущий момент МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска на устранение выявленных недостатков составляет 2120230 рублей, в том числе на физическую охрану ЧОО – 1755820 рублей, на помещение для охраны – 214410 рублей, на подготовку проекта для установки АСО - 150000 рублей. В соответствии с подпунктом «е» пункта 11 Постановления №1006 в ходе осуществления категорирования объекта определяется перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. Таким образом, учитывая, что акт обследования и категорирования муниципального образовательного учреждения был подписан комиссией ДД.ММ.ГГГГ, у МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска имеется законодательно установленный срок на устранение выявленных недостатков – до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем считают требование прокурора г.Сосновоборска об устранении выявленных недостатков в течении 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства.
Представитель ответчика Муниципального образования города Сосновоборска Красноярского края в лице администрации г.Сосновоборска Гришиной А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором просят установить срок исполнения обязанности по обеспечению финансирования МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска, для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористический защищенности объекта (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными Постановлением №1006, 1,5 года, со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Управления образования администрации г.Сосновоборска Есина Н.В., в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, направила в суд отзыв на исковое заявление, в котором считают требования прокурора г.Сосновоборска об устранении выявленных недостатков в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу необоснованными, и противоречащими нормам действующего законодательства.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования Красноярского края, Министерства просвещения Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав пом.прокурора, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу п.п. «а» ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п.5 ч.1 ст. 9); к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3 ст. 28); образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст. 28); охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст. 41).
В силу ч.13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория)).
Пунктом 1 Требований предусмотрено, что они устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория)).
Согласно указанным Требованиям перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, определяются: Министерством просвещения Российской Федерации - в отношении объектов (территорий), правообладателем которых является Министерство просвещения Российской Федерации, а также в отношении подведомственных министерству просвещения Российской Федерации организаций; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования Российской Федерации, - в отношении объектов (территорий), правообладателями которых они являются, а также организаций, находящихся в их ведении, осуществляющих деятельность в сфере образования. Перечни объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите, являются документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения, и имеют пометку «Для служебного пользования», если им не присваивается в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности (п. 4).
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п. 6).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектного режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравленных веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений (п. 17).
Разделом III Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).
Согласно п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подп. «д»).
В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (п. 25 Требований).
Как установлено в судебном заседании, МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска – является муниципальным автономным учреждением, тип учреждения – общеобразовательная организация, место нахождения (юридический и фактический адрес): <адрес>. Учредителем учреждения является администрация г.Сосновоборска, Учреждение находится в ведении Управления образования администрации <адрес>.
МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Как следует из Паспорта безопасности МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска, утвержденного главой города ДД.ММ.ГГГГ, в образовательном учреждении общее количество работников составляет - 82 человека, среднее количество находящихся на объекте (территории) в течение дня работников, обучающихся и иных лиц, в том числе арендаторов, лиц, осуществляющих безвозмездное пользование имуществом, находящимся на объекте (территории, сотрудников охранных организаций (единовременно) - 746 человек; категория опасности объекта (территории) – третья.
Вместе с тем проверкой установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска должным образом не выполняются, пропускной и внутриобъектовый режим надлежащим образом не обеспечен, охрану объекта и территории осуществляют лица, не обладающие специальными навыками, не прошедшие специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств.
Так, пропускной и внутриобъектовый режим во время образовательного процесса в здании МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска обеспечивается сторожем и вахтерами, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств. В связи с чем, комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается, не реализуется деятельность по предупреждению терроризма, что не соответствует требованиям законодательства.
По факту нарушения требований законодательства о противодействии терроризму прокуратурой г.Сосновоборска директору МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений закона, однако, до настоящего времени указанное нарушение не устранено.
В ответ на представление прокурору г.Сосновоборска сообщено, что охрана учреждения сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не организована ввиду отсутствия финансирования на данные виды услуг.
ДД.ММ.ГГГГ руководитель Управления образования администрации г.Сосновоборска обратилась к руководителю финансового управления администрации г.Сосновоборска с просьбой о рассмотрении вопроса о дополнительном финансировании средств из местного бюджета в сумме 6 372 756 рублей, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) отнесенных к третьей категории опасности общеобразовательные учреждения, а именно для обеспечения физической охраной и оборудованным помещением для охраны на первом этаже учреждений.
Кроме того руководителем Управления образования администрации г.Сосновоборска ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо Главе г.Сосновоборска с информацией о том, что перед установкой систем оповещения требуется разработка проектов, для чего необходимо выделение денежных средств в сумме 150 000 рублей на каждое общеобразовательное учреждение, общая сумма составляет 750 000 рублей.
Вместе с тем отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками законодательства.
Пунктами 1, 3, 7.1, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно, за счет средств своих бюджетов.
Таким образом, исполнение требований законодательства по обеспечению антитеррористической защищенности здания является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления.
МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Министерством образования.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 №215 Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.
В связи с этим, Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 (ред. от 05.03.2022) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования – МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска.
Как следует из системного анализа вышеприведенных положений пунктов 24 -25 Требований, в отношении объектов третьей категории опасности, каковым признана МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска, охрана объекта (территорий) сотрудниками соответствующих охранных организаций обеспечивается дополнительно (а не альтернативно) с оснащением объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом 32 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2029 №1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:
а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);
б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);
в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из чего следует, что Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.
При этом в силу пункта 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к школам, указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организации на территории учреждения.
В соответствии с пунктом 3 частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно подпунктов 3, 4 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение главного распорядителя бюджетных средств (главного распорядителя средств соответствующего бюджета), которым является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен перечень бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств.
Соответственно, объем ответственности администрации г.Сосновоборска за выявленные в МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска нарушения требований законодательства о противодействии терроризму определяется тем, что Муниципальное образование г.Сосновоборска в лице администрации г.Сосновоборска несет обязательство по финансированию бюджетных образовательных организаций.
Учредителем МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска является администрация г.Сосновоборска. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Управление образования администрации г.Сосновоборска.
В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, поскольку учредителем образовательных организаций является Муниципальное образование г.Сосновоборска в лице администрации г.Сосновоборска, таким образом, они обязаны финансировать деятельность образовательной организации.
Непринятие МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска, Муниципальным образованием г.Сосновоборск мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних, антитеррористической защищенности здания.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Действительно, участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах, выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
Однако, в данном случае не идет речь о целесообразности и экономической обоснованности совершения конкретной расходной операции, об эффективности бюджетного процесса, речь идет о том, что ответчики не выполняют возложенную на них обязанность по финансированию осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), то есть фактически не исполняют требований законодательства. В связи с чем, возложение обязанности, установленной законом, не указывает на вмешательство в бюджетный процесс, дальнейшая деятельность по выделению денежных средств, утверждение бюджета района, не регламентируется судебным решением.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении на образовательное учреждение обязанности устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористического законодательства, а на Муниципальное образование город Сосновоборск Красноярского края в лице администрации г.Сосновоборска - обязанности по финансированию мероприятий по устранению этих нарушений являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ суд устанавливает разумный срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком.
Подпунктом «е» пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N1006, определяется перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Суд считает возможным, установить срок исполнения судебного решения ответчикам в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, что позволит ответчикам аккумулировать необходимые средства и ресурсы для его исполнения, а также учесть требования бюджетного процесса, а соответственно МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска, муниципальному образованию г.Сосновоборск исполнить решение суда в течение одного года, с учетом начала образовательного процесса.
При этом, с учетом наличия у МАОУ «СОШ №4» г.Сосновоборска паспорта безопасности, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, содержащего акт обследования со сроком устранения выявленных недостатков до ДД.ММ.ГГГГ, оснований для установления иного (большего) срока по исполнению обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании пп.19 п.1 чт. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Учитывая, что ответчики относятся к числу субъектов, освобожденных от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, оснований для взыскания с них государственной пошлины, не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Сосновоборска (ИНН/КПП 2458006706/245801001, ОКПО 44604220, ОГРН 1022400558498) обеспечить охрану учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-ом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); произвести оснащение учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Муниципальное образование город Сосновоборск Красноярского края в лице администрации г.Сосновоборска (ИНН/КПП 2458003977/245801001, ОГРН 1022400562007) обеспечить финансирование Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Сосновоборска (ИНН/КПП 2458006706/245801001, ОКПО 44604220, ОГРН 1022400558498) для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ, и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, путем проведения следующих мероприятий: обеспечения охраны учреждения сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудовать на 1-ом этаже учреждения помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); произвести оснащение учреждения автономной системой оповещения и управления эвакуацией людей, оборудованной источниками бесперебойного электропитания, в течение года со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей апелляционной жалобы через Сосновоборский городской суд Красноярского края.
Председательствующий: - подпись –
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья М.О. Альбрант
Мотивированное решение составлено 07 ноября 2023 года.