Решение по делу № 2-239/2023 от 27.03.2023

Дело № 2-239/2023

45RS0003-01-2023-000188-12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Варгаши                                                                                    «3» мая 2023 года

Курганской области

Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Столбова И.В.,

при секретаре Веретенниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа», Отделу образования Администрации Варгашинского района о возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Прокурор Варгашинского района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ «Дубровинская СОШ» о возложении обязанности. Просит возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан – инвалидов, детей-инвалидов, а именно оборудовать вход здания, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом в срок до 01.09.2023, а также просил обязать Администрацию Варгашинского район профинансировать проведение вышеуказанных работ.

Определением суда от 14.04.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Варгашинского района Курганской области.

26.04.2023 года истец требования изменил, заменив соответчика Администрацию Варгашинского района Курганской области на Отдел образования Администрации Варгашинского района Курганской области.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурор Рябцева Е.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержала полностью, пояснила, что школа на данные работы не профинансирована. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Отдела образования Администрации Варгашинского района Курганской области Романова М.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично. Пояснила, что требуемый прокурором срок для оборудования здания школы пандусом, недостаточен. МКОУ «Дубровинская СОШ» полностью финансируется Отделом образования Администрации Варгашинского района. От директора МКОУ «Дубровинская СОШ» поступало обращение о необходимости выделения денежных средств на обустройство здания школы пандусом, но деньги не выделялись. На сегодняшний день финансовых средств на указанные цели не имеется. Объективно достаточный срок для исполнения заявленных требований может быть установлен до 2026 года, поскольку школа возможно в июне 2023 года будет включена в государственную программу на 2023-2026 гг., предусматривающую выделение денежных средств на капитальный ремонт.

Представитель ответчика МКОУ «Дубровинская СОШ» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений деятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Статьей 19 Закона № 181-ФЗ закреплено, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимым условий для его получения.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно пункту 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СниП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.

В соответствии с п. 5.1.1 СП 59.13330.2020 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Судом установлено, что в ходе проведения прокуратурой Варгашинского района Курганской области проверки соблюдения требований законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан-инвалидов, детей-инвалидов в части обеспечения доступности для них объектов социальной инфраструктуры в деятельности МКОУ «Дубровинская СОШ», выявлены нарушения требований законодательства в данной области, выразившиеся в отсутствии возможности беспрепятственного доступа в здание школы. Так, центральный вход здания школы по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом.

30.08.2021 в адрес директора МКОУ «Дубровинская СОШ» вынесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, при этом до настоящего времени данные нарушения не устранены.

Отсутствие специальных приспособлений и оборудования для свободного передвижения и доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в здание препятствует реализации прав инвалидов.

В силу п. 5 ст. 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.

Статьей 210 ГК РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно ст. 298 ГК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В пункте 7 статьи 161 Кодекса предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Кодекса главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

МКОУ «Дубровинская СОШ» является муниципальным казенным учреждением.

Собственником здания МКОУ «Дубровинская СОШ» является муниципальное образование Варгашинский район Курганской области, объект зарегистрирован на праве оперативного управления за МКОУ «Дубровинская СОШ» (выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.04.2023).

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Варгашинского района в пределах лимитов бюджетных обязательств. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению его собственником, средства бюджета Варгашинского района, средства добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации (пункт 55 Устава МКОУ «Дубровинская СОШ»).

Таким образом, обязанности по ремонту и оборудованию здания школы, переданного в оперативное управление казенному образовательному учреждению, возлагаются на муниципальное образование, как на собственника.

Согласно подпункту 34 пункта 11 Положения об Отделе образования Администрации Варгашинского района, утвержденного решением Варгашинской районной Думы от 06.03.2014 № 13 «Об утверждении Положения об Отделе образования Администрации Варгашинского района в новой редакции» функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Варгашинского района, предусмотренных на содержание образовательных организаций осуществляет Отдел образования Администрации Варгашинского района.

Решением Варгашинской районной Думы от 18.07.2019 № 24 в Положение об Отделе образования внесены изменения, в соответствии с которыми Отдел образования Администрации Варгашинского района осуществляет разработку муниципальных программ; направление средств, выделенных Отдела образования из бюджета Варгашинского района на их реализацию, планирование расходов и финансирование мероприятий по муниципальным программам в сфере образования; формирование муниципального задания для муниципальных образовательных организаций Варгашинского района, находящихся в ведении Отдела образования, в соответствии с предусмотренными их уставами основными видами деятельности и осуществление финансового обеспечения их деятельности; исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета Варгашинского района, предусмотренных на содержание Отдела образования и подведомственных муниципальных образовательных организаций Варгашинского района, а также главного администратора доходов бюджета по закрепленным за ним видам доходов; Отдел образования является уполномоченным органом по расходованию средств бюджета Курганской области в виде субвенций и субсидий, поступающих в бюджет Варгашинского района на реализацию полномочий в сфере образования и опеки и попечительства (пп.пп. 37-40 Положения).

23.09.2021 директором МКОУ «Дубровинская СОШ» в адрес Отдела образования Администрации Варгашинского района направлена заявка о выделении денежных средств для оборудования входа в здание школы пандусом и специальным устройством для беспрепятственного доступа инвалидов с нарушением деятельности опорно-двигательного аппарата.

Из пояснений представителя ответчика Отдела образования следует, что вопрос о выделении денежных средств на оборудование здания МКОУ «Дубровинская СОШ» пандусом не разрешен, соответствующие бюджетные средства не выделены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик МКОУ «Дубровинская СОШ» недостаточно профинансирован Отделом образования Администрации Варгашинского района для исполнения данной обязанности, установленной законом. В связи с чем, считает необходимым возложить на ответчика Отдел образования Администрации Варгашинского района обязанность профинансировать проведение работ по оборудованию входа в здание школы пандусом.

Исходя из характера возлагаемых на ответчиков обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, с учетом того, что фактически прокурор требовал устранить эти же нарушения в представлении об устранении нарушений федерального законодательства от 30.08.2021, то есть почти два года назад, что исполнено не было, суд полагает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить сроки исполнения решения суда, указанные прокурором – до 01.09.2023 года.

Доводы ответчика Отдела образования Администрации Варгашинского района Курганской области о том, что исполнение решения до 01.09.2023 года невозможно, в связи с отсутствием запланированных в бюджете денежных средств на указанные цели, не может являться основанием к изменению срока, до которого необходимо произвести работы по оборудованию здания школы пандусом, поскольку неисполнение обязанности по соблюдению требований безопасности зданий и сооружений нарушает право на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, охрану жизни и здоровья посещающих учебное заведение, при этом в течение 2 лет мер к устранению данных нарушений ответчиками не принималось.

Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа», Отделу образования Администрации Варгашинского района о возложении обязанности удовлетворить.

    Обязать МКОУ «Дубровинская средняя общеобразовательная школа» (ИНН 4505004195) в срок до 01.09.2023 г. оборудовать вход в здание школы по адресу: <адрес>, пандусом.

     Обязать Отдел образования Администрации Варгашинского района (ИНН 4505003956) в срок до 01.09.2023 г. профинансировать проведение работ по оборудованию входа в здание школы по адресу: <адрес>, пандусом.

    Мотивированное решение изготовлено 10.05.2023 г.

    Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                                                                             И.В. Столбов

2-239/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Варгашинского района Курганской области
Ответчики
Отдел образования Администрации Варгашинского района Курганской области
Администрация Варгашинского района Курганской области
МКОУ "Дубровинская средняя общеобразовательная школа"
Суд
Варгашинский районный суд Курганской области
Судья
Столбов Игорь Викторович
Дело на сайте суда
vargashinsky.krg.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
28.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Подготовка дела (собеседование)
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
10.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее