РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года с. Агинское
Саянский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Морозовой Л.М.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Саянского района Красноярского края Никитина А.В.,
представителя ответчика – главы Большеарбайского сельсовета Наузникова Р.Ф.,
при секретаре Вишталюк Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-21/2018 по иску прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Среднеагинского сельсовета Саянского района Красноярского края о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водонапорных башен,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Администрацию муниципального образования Среднеагинский сельсовет Саянского района Красноярского края разработать проект зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водонапорных башен, расположенных по адресам: <адрес>, сооружение <адрес>, <адрес>. Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Саянского района проведена проверка исполнения требований водного законодательства администрацией Среднеагинского сельсовета. По результатам проверки установлено, что на территории муниципального образования Среднеагинский сельсовет Саянского района для питьевой воды населению и технического обеспечения используются водонапорные башни по указанным адресам. Данные объекты недвижимости находится в собственности МО Среднеагинский сельсовет, состоят на балансе и обслуживаются администрацией Среднеагинского сельсовета. При этом в нарушение требований действующего законодательства, эксплуатация водонапорных башен осуществляется администрацией Среднеагинского сельсовета без разработанного в установленном порядке проекта зон санитарной охраны, обустройство которого призвано не допустить возможность загрязнения данных источников, а также, в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения. В связи с выявленным фактом нарушения законодательства прокуратурой Саянского района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Среднеагинского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Согласно ответу администрации Среднеагинского сельсовета, изложенные в представлении прокурора нарушения, не устранены. Отсутствие разработанного проекта зоны санитарной охраны создает реальную угрозу загрязнения водного объекта, что может повлечь ухудшение состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также угрозу возникновения заболеваний лиц, проживающих на территории населенных пунктов Среднеагинского сельсовета и иных лиц, пользующихся водой из указанных скважин. Обосновывая свои требования нормами Водного кодекса Российской Федерации, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», прокурор Саянского района просит обязать администрацию Среднеагинского сельсовета Саянского района Красноярского края организовать разработку проектов зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водонапорных башен, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Саянского района Красноярского края Никитин А.В. заявленные исковые требования прокурора Саянского района в интересах неопределенного круга лиц поддержал по изложенным в иске основаниям. Просил удовлетворить требования прокурора Саянского района и обязать администрацию Среднеагинского сельсовета в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать разработку проектов зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водонапорных башен, расположенных по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Представитель ответчика – глава Среднеагинского сельсовета Саянского района Красноярского края Наузников Р.Ф. исковые требования прокурора Саянского района Красноярского края признал, пояснил, что водонапорные башни, расположенные по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, находятся в собственности муниципального образования Среднеагинский сельсовет. До настоящего времени требования прокурора не исполнены в связи с отсутствием денежных средств в бюджете. Просит установить срок исполнения решения суда в два года, поскольку в бюджет Среднеагинского сельсовета не заложены денежные средства на указанные цели, поскольку бюджет является дотационным, ходатайствует перед администрацией района о выделении денежных средств для разработки указанной документации.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования прокурора Саянского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав, помимо прочего, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований. Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, поскольку иск подан в интересах неопределенного круга лиц и направлен на защиту их интересов, в частности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проведенной прокуратурой Саянского района проверки по соблюдению требований водного законодательства в границах муниципального образования Среднеагинский сельсовет <адрес> установлено, что источником водоснабжения населения Среднеагинский сельсовета <адрес> являются водонапорные башни, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, <адрес>. Администрацией Среднеагинского сельсовета <адрес> проекты зон санитарной охраны на вышеуказанные объекты водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологическое заключение не получено.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения.
Исходя из норм статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" (пункт 4.3).
Согласно положений статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>" установлено, что за сельскими поселениями <адрес> закреплены вопросы местного значения, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населению, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 1 ч. 1 п. а).
В соответствии со статьей 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относится: владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов; установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
На основании статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Исходя из положений статьи 7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Согласно части второй вышеназванной статьи для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Кроме того, санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам отражены в статье 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе, водные объекты, расположенные в границах сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (часть 1). Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (часть 3). Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 2 части 4). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (часть 5).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02». Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 1.3).
Согласно пункту 1.4 СаНПиН зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пунктом 1.5 СаНПиН зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водопроводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 СаНПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
На основании пункта 1.11 для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (пункт 1.17).
В соответствии с пунктом 1.13 СаНПиН проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пункту 1.15 СаНПиН санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником водонапорных башен, по адресу <адрес>, <адрес>, используемых для водоснабжения населения указанных населенных пунктов, являются собственностью муниципального образования Среднеагинский сельсовет, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № №, № №.
В результате проведенной прокуратурой Саянского района проверки установлено, что проекты зон санитарной охраны на вышеуказанные объекты водоснабжения не разрабатывались, санитарно-эпидемиологическое заключение не получено, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное санитарно-эпидемиологическое окружение.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации Среднеагинского сельсовета было внесено представление об устранении нарушений Водного законодательства. Из ответа администрации Среднеагинского сельсовета на указанное представление видно, что представление рассмотрено, главой Среднеагинского сельсовета запланировано на 2018,2019 год оформление земель, находящихся под объектами водоснабжения в собственность, после чего планируется произвести работы по разработке проекта зон санитарной охраны, проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта, получение санитарно-эпидемиологического заключения. Должностное лицо привлечено к административной ответственности.
Согласно информационного письма администрации Саянского района № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по водоснабжению на территориях сельских поселений Саянского района закреплены за муниципальными образованиями соответствующих сельских поселений, соответственно вопросы по реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями ответственность глав сельских поселений.
Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления сельского поселения обязанность обеспечить надлежащую эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения. С учетом этого, исковые требования прокурора Саянского района подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке исполнения обязанности по организации разработки проекта зон санитарной охраны и получении санитарно-эпидемиологического заключения на разработанные проекты зон санитарной охраны водонапорных башен, расположенных на территории Большеарбайского сельсовета, суд полагает, что год с момента вступления решения суда в законную силу, указанный в исковом заявлении прокурора, является достаточным для исполнения решения суда, а потому считает необходимым установить срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор освобожден на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, взысканию с Администрации Большеарбайского сельсовета Саянского района не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Среднеагинского сельсовета Саянского района Красноярского края о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водонапорных башен - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования Среднеагинский сельсовет Саянского района Красноярского края организовать разработку проектов зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на разработанные проекты зон санитарной охраны водонапорных башен, расположенных по адресу <адрес>, <адрес>, в течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Саянский районный суд.
Судья Л.М. Морозова