Решение по делу № 2-168/2020 от 05.12.2019

Дело № 2-168/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Кинешма Ивановской области 21 января 2020 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Шустиной Е.В.

при секретаре Шувалове И.В.,

с участием помощника Кинешемского городского прокурора Скворцовой А.В.,

представителя ответчика - администрации г.о. Кинешма Брука С.С.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального учреждения Управление городского хозяйства г.Кинешмы Березиной О.Н.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО МВД России «Кинешемский» Шабанова Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кинешемского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному образованию «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Кинешемский городской прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит обязать муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма в срок до 01 июня 2021 года привести регулируемый пешеходный переход, расположенный на участке автомобильной дороги 0 км + 154-163 м <адрес> в соответствии с Проектом организации дорожного движения, утвержденного Постановлением администрации г.о.Кинешма от 21.05.2018 № и требованиями ГОСТ Р-52289-2014 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведённой прокуратурой города, установлено, что дорожная обстановка на улично-дорожной сети городского округа Кинешма <адрес> на участке 0 км + 154-163 м не соответствует проекту организации дорожного движения по улицам городского округа Кинешма, утвержденному постановлением администрации городского округа Кинешма от 21.05.2018 №. Так, в нарушение указанных требований ГОСТ Р-52289-2014 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в настоящее время створ пешеходного перехода, расположенного на участках дороги <адрес>, на отметке 0 км + 154-163 м составляет более 10 метров, а также подходы пешеходного перехода совмещены с автомобильными заездами и не отделены конструктивно от проезжей части дороги бордюрным камнем, знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены более 1 метра от границ перехода. Таким образом, безопасность движения на автомобильной дороге <адрес> на участке 0 км – 154-163 м не обеспечивается, т.к. владельцем данной автомобильной дороги - администрацией г.о. Кинешма Ивановской области не принято должных мер к своевременному устранению недостатков в организации дорожного движения.

В судебном заседании помощник Кинешемского городского прокурора Скворцова А.В. поддержала исковые требования, с учетом уточнений.

Представитель ответчика – администрации городского округа Кинешма Брук С.С. исковые требования не признал, пояснив, что заявленные исковые требования не исполнимы, поскольку необходимо корректировать Проект организации дорожного движения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ Управление городского хозяйства г. Кинешмы Березина О.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что требования прокурором сформулированы неточно и в части некорректно, по заявленным требованиям они должны нанести разметку, сделать подходы к пешеходному переходу и установить два пешеходных светофора, получается, что прокурор не требует перенести транспортные светофоры.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МО МВД РФ «Кинешемский» Шабанов Г.И. исковые требования Кинешемского городского прокурора поддерживает, пояснил, что на указанном участке автомобильной дороги 0 км + 154-163 м <адрес> не обеспечена безопасность дорожного движения, имеется совмещение заездов, что не соответствует ГОСТу, створ пешеходного перехода составляет более 10 метров. Пешеходный переход должен быть расположен ближе к МБОУ школа №19, необходимо перенести светофорные объекты, нанести дорожную разметку, организовать пешеходные переходы. Требования прокурора законные и исполнимые. При исполнении решения переносить необходимо весь светофорный объект, а не только пешеходный светофор, как указано в Проекте. Считает, что во внесении изменений в Проект организации дорожного движения, нет необходимости.

Заслушав объяснения помощника Кинешемского городского прокурора Скворцовой А.В., представителя ответчика Брука С.С., представителя третьего лица Муниципального учреждения Управление городского хозяйства г.Кинешмы Березиной О.Н., представителя третьего лица МО МВД РФ «Кинешемский» Шабанова Г.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования.

В данном случае невозможно индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены, так как он является неопределенным.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

В силу ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ) задачами указанного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 5 данной статьи, элементы обустройства автомобильных дорог – это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

Статья 3 указанного Федерального закона устанавливает следующие принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Данные принципы развиты в статье 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», утверждающей основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которых осуществление деятельности по организации дорожного движения, материальное и финансовое обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Статья 15 указанного Федерального закона предусматривает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно п. 11.1 ст. 46 Устава муниципального образования «Городской округ Кинешма» (принят решением Кинешемской городской Думы от 26 июля 2005 г. № ), администрация городского округа Кинешма организует дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Кинешма и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Кинешма, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что к вопросам местного значения и к полномочиям администрации городского округа Кинешма Ивановской области относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, в связи с чем, именно администрация г.о. Кинешма, как орган местного самоуправления, обязана принимать все необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения и обустройству этих дорог.

Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст утвержден «ГОСТ Р-52289-2004 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», действующий в редакции 2014 года (далее - ГОСТ Р 52289-2014), устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

Согласно пункту 5.6.24 указанного ГОСТа знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.

Согласно пункту 6.2.17 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.

Судом установлено, что прокуратурой города Кинешма по обращению врио главного государственного инспектора безопасности дорожного движения МО МВД России «Кинешемский» Шибалова А.В. проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что дорожная обстановка на улично-дорожной сети городского округа Кинешма по ул. 50-летия Комсомола на участке 0 км + 154-158 м не соответствует проекту организации дорожного движения по улицам городского округа Кинешма, утвержденному постановлением администрации городского округа Кинешма от 21.05.2018 №. Так, в нарушение указанных требований ГОСТ Р-52289-2014 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» в настоящее время створ пешеходного перехода, расположенного на участках дороги по улице 50-летия Комсомола, на отметке 0 км + 154-158 м составляет более 10 метров, а также подходы пешеходного перехода совмещены с автомобильными заездами и не отделены конструктивно от проезжей части дороги бордюрным камнем, знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены более 1 метра от границ перехода.

Автомобильная дорога ул. 50-летя Комсомола г. Кинешмы относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и является собственностью муниципального образования г.о. Кинешма, что не оспаривается ответчиком.

Так, согласно Выписке из Единого государственного реестра муниципальной собственности городского округа Кинешма от 03 декабря 2019 года № дорога асфальтового покрытия площадью 8400 кв.м. расположенная по адресу: <адрес> протяженностью 1050 м.п. включена в Единый реестр муниципальной собственности городского округа Кинешма и передана в безвозмездное пользование МУ Управление городского хозяйства г.Кинешмы (л.д. 23).

Согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, составленным 25 октября 2019 года страшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Кинешемский» Шабановым Г.И. на участках 0 км + 154-158 м автомобильной дороги <адрес> выявлены следующие недостатки: створ пешеходного перехода, регулируемого дорожными знаками 5.19.1 и 5.19.2 и дорожной разметкой 1.14.1 не отвечают требованиям ГОСТ Р-52289-2014 (л.д.6).

Согласно ответу на запрос от 17 января 2020 года, представленному из ОГИБДД МО МВД РФ «Кинешемский» на регулируемом пешеходном переходе, расположенном на <адрес> на участке 0 км + 154-158 м, за период с 01.01.2018 года по 31.12.2019 года зарегистрировано 2 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадало 2 человека, из которых 1 несовершеннолетний (л.д.31).

Таким образом, участок автомобильной дороги, расположенной <адрес> (0 км + 154-158 м) не отвечает требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения.

Наличие указанных недостатков создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, не позволяет в полной мере осуществить охрану общественного порядка, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Поскольку ответчик не исполняет возложенную на него законом обязанность по содержанию дорог местного значения и обеспечению безопасности дорожного движения; выявленные нарушения препятствуют безопасному дорожному движению и создают потенциальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, то данные нарушения подлежат устранению администрацией городского округа Кинешма Ивановской области в соответствии с требованиями федерального законодательства в области безопасности дорожного движения.

Ссылку представителя ответчика Брук С.С. на то, что заявленные истцом требования неисполнимы, суд находит несостоятельной, поскольку Проект организации дорожного движения на территории г.о. Кинешма Ивановской области, утверждённый Постановлением администрации г.о. Кинешма от 21 мая 2018 года № , был разработан на основании действующих нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения и ГОСТов. Кроме того, при решении вопроса об обоснованности исковых требований следует исходить из приоритета безопасности пешеходов как участников дорожного движения.

Отсутствие необходимого финансирования работ по содержанию дорог не освобождает ответчика от исполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

При указанных обстоятельствах суд считает требование прокурора о возложении на муниципальное образование, от имени и в интересах которого действует орган местного самоуправления, обязанности по приведению регулируемого пешеходного перехода в соответствие с требованиями Проекта организации дорожного движения и ГОСТа законным и обоснованным.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая изложенное, исходя из характера необходимых работ и погодных условий, с учетом разумности и необходимого времени для решения организационных и финансовых вопросов, соблюдения баланса интересов, суд считает, что предложенный прокурором срок – 01 июня 2021 года, является разумным и при надлежащей организации позволит исполнить возлагаемую обязанность в полном объёме.

Ответчик Администрация городского округа Кинешма относится к органам местного самоуправления, в связи с чем в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с него не подлежит взысканию пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой при подаче заявления в суд был освобожден прокурор.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кинешемского городского прокурора удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице администрации городского округа Кинешма в срок до 01 июня 2021 года привести регулируемый пешеходный переход, расположенный на участке автомобильной дороги 0 км + 154-163 метра <адрес> в соответствие с Проектом организации дорожного движения, утвержденного Постановлением администрации г.о.Кинешма от 21.05.2018 № и требованиями ГОСТ Р-52289-2014 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В.Шустина

Мотивированное решение составлено 28 января 2020 года

2-168/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кинешемский городской прокурор
Ответчики
Муниципальное образование «Городской округ Кинешма» в лице Администрации городского округа Кинешма
Другие
МУ Управление городского хозяйства г. Кинешмы
МО МВД РФ «Кинешемский»
Суд
Кинешемский городской суд Ивановской области
Судья
Шустина Екатерина Викторовна
Дело на странице суда
kineshemsky.iwn.sudrf.ru
06.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2019Передача материалов судье
09.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2019Подготовка дела (собеседование)
19.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2019Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
21.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2020Дело оформлено
21.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее