РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июля 2018 г. п. Заиграево
Заиграевский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Мархаева П.С., при секретаре судебного заседания Амбаеве А.Г., с участием представителя истца Аксеновой Л.Е., представителя ответчика Бакшеевой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Заиграевский район» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Заиграевского района РБ обратился в суд с иском к АМО «Заиграевский район» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления на земельном участке площадью около 6,0 га, расположенном в <адрес> (географические координаты <данные изъяты>).
Иск мотивирован тем, что в ходе проверки на территории МО СП «Новоильинское» установлена несанкционированная вышеуказанная свалка.
По результатам проведенной прокуратурой района проверки собственник отходов не установлен. По сведениям администрации МО СП «Новоильинское» вышеуказанный земельный участок расположен на землях, собственность на которые не разграничена, без сведений о правообладателе.
В связи с чем, на основании ст. 42 Конституции РФ, с ч. 1 ст. 8, п.2 ст. 21, ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст. 3, 4, ч.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, п. 3 ст. 209, ст. 210 ГК РФ, п.2. ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ст. 1-3, ст. 12, ст. 43 ЗК РФ, ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», ст. 1, ст. 4, п.7 ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Конституционного Суда РФ от 13 октября 2015 года № 26-П, считает, что несмотря на то, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Данные задачи решаются посредством муниципального земельного контроля.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Следовательно, если лицо, виновное в причинении вреда, в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.
Вышеуказанное свидетельствует, что администрация МО «Заиграевский район» на своей территории должна устранить несанкционированную свалку.
Отходы лесопиления размещаются неорганизованно на земельном участке, не предназначенном для таких целей, что приводит к загрязнению и захламлению территории поселения, в результате к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека. Дальнейшее бездействие может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, возникновению пожаров на данной территории, причинению вреда окружающей среде, что создает угрозу жизни и здоровья граждан.
В соответствии с информацией начальника ОНДПР Заиграевского района ГУ МЧС России по Республике Бурятия данная свалка расположена вблизи лесного массива квартала № Сельского участкового лесничества лесов СПК «<данные изъяты>».
В случае возникновения пожара на данной несанкционированной свалке существует реальная угроза его перехода на лесной фонд и близлежащий населенный пункт – улус <адрес> от несанкционированной свалки.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Аксенова Л.Е. поддержала исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика АМО «Заиграевский район» Бакшеева И.В. просила в удовлетворении иска отказать, считает, что ответственность за несанкционированную свалку должно нести государство, поскольку свалка расположена на государственных землях, собственность на которые не разграничена, относится к государственному лесному фонду и является собственностью РФ, что подтверждается схемой перераспределения земель колхоза им. <данные изъяты>, без сведений о правообладателе в границах МО СП «Новоильинское».
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить иск, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Право граждан на благоприятную окружающую среду также закреплено в ст.ст. 3,4, 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом.
Как следует из положений ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п.7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Статьей 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Как следует из статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения отнесено к вопросам местного значения муниципального района в силу ч. 4 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ».
Согласно п. 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что на земельном участке площадью около 6,0 га, расположенном в <адрес> (географические координаты широта <данные изъяты>) расположена несанкционированная свалка отходов лесопиления, что подтверждено актом обследования ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Заиграевском районе от 24.05.2018 г., справкой о результатах осмотра земельного участка государственного инспектора Заиграевского района по использованию и охране земель ФИО7 от 22.06.2018 г., информацией начальника отделения НДПР Заиграевского района УНДПР ГУ МЧС России по РБ ФИО8 от 22.05.2018 г.
Из материалов гражданского дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки собственник отходов не установлен, доказательств обратного, в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
По сведениям администрации МО СП «Новоильинское» земельный участок с координатами широта <данные изъяты> расположенный в <адрес> расположены на землях, собственность на которые не разграничена, без сведений о правообладателе.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика о том, что указанный земельный участок является собственностью РФ и письмо заместителя руководителя администрации по развитию инфраструктуры – председателя МКУ «КАИЗО» МО «Заиграевский район» ФИО9 от 18.06.2018 г., поскольку в силу п.2. ст. 3.3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Кроме того, данные доводы ответчика опровергаются актом главы МО СП «Новоильинское» ФИО10, лесничего ОО и ОД Заиграевского лесничества ФИО11, участкового лесничего ОО и ОД Заиграевского лесничества ФИО13-Д.Х. от 03.05.2018 г., согласно которого свалка расположена не на землях лесного фонда, а на землях иных категорий, при этом примыкает к кварталу 15 ТУ № колхоза им. <данные изъяты> лесничества.
Согласно Постановления Конституционного суда РФ от 13.10.2015 г. №26-П в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии со ст. 8 и ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч.1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» отходы производства – это остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 N 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Таким образом, в силу действующего законодательства именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенных в границах муниципального образования.
Указанный земельный участок не передан кому-либо во владение и пользование (аренду), собственник отходов не установлен.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления на земельном участке площадью около 6,0 га, расположенном в <адрес> (географические координаты <данные изъяты> должна быть возложена на Администрацию МО «Заиграевский район» - на территории которого находится свалка.
При этом АМО «Заиграевский район» не представила в суд доказательств, подтверждающих надлежащую организацию сбора и вывоза отходов и мусора на территории муниципального образования.
В силу ст.206 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, в связи с большим объемом свалки отходов лесопиления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Заиграевского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Заиграевский район», об обязании ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Заиграевский район» в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов лесопиления на земельном участке площадью около 6,0 га, расположенном в <адрес> (географические координаты <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Заиграевский районный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: П.С. Мархаев