Судья Костюк З.В. Дело №33-6889/2024 (№2a-564/2024)
25RS0001-01-2023-005717-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Мельниковой О.Г.,
судей Саковского Е.В., Юсуповой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алексеевым В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колпакова Александра Геннадьевича к начальнику Территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения, возложении обязанности по апелляционной жалобе Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 25 января 2024 года.
Заслушав доклад судьи Саковского Е.В., пояснения представителя истца Колпакова А.Г. – Верховской И.В., судебная коллегия
установила:
Колпаков А.Г. обратился в суд с иском к начальнику Территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России, ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России о признании незаконным решения, возложении обязанности, третье лицо - Екимова Т.А. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ он - бывший военнослужащий старший прапорщик запаса в установленном порядке подал на имя начальника Территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России заявление о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в составе семьи 1 человек по избранному месту жительства г.Владивосток, форма обеспечения - квартира. ДД.ММ.ГГГГ им получено решение № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника Территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России, согласно которому в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, ему отказано. В обоснование принятого решения указано, что на дату поступления документов ДД.ММ.ГГГГ он не являлся военнослужащим, так как согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ исключён из списков личного состава войсковой части по основаниям, предусмотренным пп.«а» п.1 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (предельный возраст). Он с данным решением категорически не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его конституционное право на жилище. При вынесении вышеуказанного решения не принят во внимание тот факт, что он жилых помещений в собственности не имеет, на момент увольнения с военной службы был обеспечен только служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, где и проживает по настоящее время. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». По этим основаниям просил суд признать решение начальника Территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Колпакову А.Г. в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства г.Владивосток, незаконным и необоснованным; обязать начальника Территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» повторно рассмотреть заявление Колпакова А.Г. (вх.№ от ДД.ММ.ГГГГ) о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания по избранному месту жительства г.Владивосток, в составе семьи 1 человек.
В суде первой инстанции представитель истца исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России не признал исковые требования.
Ответчик начальник Территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России, третье лицо участие в судебном заседании не принимали.
Решением суда исковое заявление Колпакова А.Г. удовлетворено; признано незаконным Решение начальника Территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Колпакову А.Г. в принятии на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания; на начальника Территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Колпакова А.Г. (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ) о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых для постоянного проживания.
С вынесенным решением суда не согласился ответчик ФГАУ «Росжилкомплекс» Минобороны России, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указано, что в соответствии со ст.15 Федерального закона №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с Приказом Министра Обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ жилыми помещениями от Министерства обороны РФ при увольнении с военной службы обеспечиваются военнослужащие, своевременно заявившие своё право на обеспечение жилым помещением до момента исключения их из списков личного состава; признание нуждающимся в жилом помещении по договору соцнайма осуществляется только на основании заявления действующего военнослужащего; в материалы дела не представлено доказательств волеизъявления Колпакова А.Г. о признании его нуждающимся в жилом помещении на условиях соцнайма в период прохождения им военной службы; у супруги истца Екимовой Т.А. имеются в собственности две квартиры, приобретённые в порядке наследования, а ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ обязывает при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывать суммарную общую площадь всех жилых помещений, имеющихся у гражданина или членов его семьи.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в соответствии с требованиями п.2 ч.5 ст.14 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с нахождением в отпуске произведена замена судей Семенцова А.О., Рыженко О.В. на судей Мельникову О.Г., Юсупову Н.С., в связи с чем рассмотрение апелляционной жалобы произведено с самого начала.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Колпакова А.Г. – Верховская И.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия с учётом положений статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Частью 1 ст.330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.
В ч.3 ст.40 Конституции РФ закреплено, что определённым в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией РФ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно п.2 ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, как указано в п.4 ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих», возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.5 ст.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
Так, право военнослужащих на жилище закреплено в ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счёт средств федерального бюджета (абз.1 п.1).
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых при увольнении с военной службы, в том числе по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, составляет 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих (п.13 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).
В абз.1 п.17 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года №1237 «Вопросы прохождения военной службы», установлено, что военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в жилом помещении, без его согласия не может быть уволен с военной службы, в том числе по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по нормам, установленным жилищным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных абз.3 п.1 ст.23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (определения от 25 сентября 2014 года №2271-О, от 27 октября 2015 года №2527-О, от 26 мая 2016 года №1046-О и др.), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений ст.40 Конституции РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года №1054 «О порядке учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» утверждены Правила учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила).
В соответствии с положениями, содержащимися в пп.«а» п.6 вышеуказанных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учёт по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел РФ или Министерства юстиции РФ 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные, в том числе, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Согласно пп.«ж» п.7 вышеуказанных Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
Как установлено и следует из материалов дела, Колпаков А.Г. проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Колпаков А.Г. был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (пп.«а» п.1 ст.51 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»); выслуга лет в Вооруженных Силах РФ: календарная - 14 лет 6 месяцев, в льготном исчислении - 20 лет 9 месяцев. Приказом командира войсковой части 52619 от ДД.ММ.ГГГГ № Колпаков А.Г. был исключён из списков личного состава воинской части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно штампу в паспорте Колпаков А.Г. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.84).
О принадлежности данного жилого помещения к категории служебного жилья свидетельствуют ордер от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50) и договор найма на жилое служебное помещение от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.90).
При увольнении с военной службы в своём рапорте Колпаков А.Г. указал на обеспеченность его жилой площадью по адресу нахождения служебного жилого помещения: <адрес> (л.д.215).
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что на момент увольнения со службы Колпаков А.Г. был обеспечен только служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Как следует из информации, содержащейся на официальном сайте Пограничного районного суда Приморского края, ДД.ММ.ГГГГ Министерство обороны РФ обратилось в суд с иском к Колпакову А.Г., ФИО16, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 о признании утратившими право пользования служебным помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения.
Решением Пограничного районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ с учётом апелляционного определения Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление Министерства обороны РФ к Колпакову А.Г., ФИО16, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 о признании утратившими право пользования служебным помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения и встречное исковое заявление ФИО16, ФИО13 в лице его законного представителя ФИО14 к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставлены без удовлетворения.
ДД.ММ.ГГГГ представителем Колпакова А.Г. начальнику территориального отдела «Приморский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» направлено заявление Колпакова А.Г. о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса РФ в составе семьи 1 человек, в котором в обоснование было указано, что на дату увольнения Колпакова А.Г. с военной службы по достижении им предельного возраста он имел право на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ, однако обеспечен постоянным жилым помещением не был; до настоящего времени зарегистрирован и проживает в служебной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Решением начальника территориального отдела «Приморский» филиала Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ № Колпакову А.Г. в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, отказано; в обоснование указано, что отсутствуют основания для признания его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, так как им не соблюдён порядок и условия для предоставления жилого помещения по договору социального найма, закреплённые Федеральным законом «О статусе военнослужащих», поскольку заявление о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, представлено после увольнения с военной службы и исключения из списков части.
Судебной коллегией в ходе рассмотрения дела из центра социального обеспечения военного комиссариата Приморского края запрошены материалы личного дела Колпакова А.Г. с целью истребования документов в части выяснения жилищного вопроса перед увольнением военнослужащего, вопросов нуждаемости в жилом помещении и о постановке на учёт Колпакова А.Г. в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, однако никаких сведений в отношении данного факта в полученных судебной коллегией документах не имеется.
В личном деле Колпакова А.Г. отсутствуют сведения о разъяснении ему права на обеспечение жилым помещением при увольнении из Вооруженных Сил РФ, что свидетельствует о существенном нарушении его прав. Лист беседы содержит лишь указание на обеспеченность его жилой площадью по нормам жилищного законодательства по адресу: <адрес>. Карточка учёта жилой площади, предоставляемой военнослужащему, содержит отметки о постановке Колпакова А.Г. на учёт ДД.ММ.ГГГГ и о его снятии с учёта ДД.ММ.ГГГГ на основании получения служебного жилья.
Кроме того, отказывая Колпакову А.Г. в постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, ответчик ограничился лишь ссылкой на то, что истец не является военнослужащим.
При этом, как сама по себе утрата истцом статуса военнослужащего не может рассматриваться как правопрекращающий юридический факт, исключающий возможность его постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях, так и само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», что правомерно принято судом первой инстанции.
С учётом вышеизложенного, а также, что основанием для отказа в постановке на учёт Колпакову А.Г. явилось увольнение его с военной службы, решение начальника территориального отдела «Приморский» филиала Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Колпакову А.Г. в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, нельзя признать законным, оно подлежало отмене с возложением на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Колпакова А.Г. о принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, о чём и было принято решение судом первой инстанции.
Оставляя апелляционную жалобу без удовлетворения в части доводов, изложенных в ней, о том, что у супруги истца Екимовой Т.А. имеются в собственности две квартиры, приобретённые в порядке наследования, а ч.2 ст.51 ЖК РФ обязывает при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывать суммарную общую площадь всех жилых помещений, имеющихся у гражданина или членов его семьи, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Решение вопроса о возложении обязанности на ответчика поставить Колпакова А.Г. на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением относится к компетенции ФГАУ «Росжилкомплекс»; правом самостоятельной проверки и рассмотрения заявления, наличием предусмотренных законом оснований для этого суд не наделён. Таким образом, ответчик в данном вопросе обладает исключительной компетенцией, в связи с чем, суд не вправе произвести оценку обстоятельств, которые ранее не принимались во внимание стороной ответчика.
Таким образом, выводы суда первой инстанции мотивированы и в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты. Нарушений требований ст.ст.56, 59, 60, 67 ГПК РФ при сборе и оценке доказательств, а равно нарушений норм материального права судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 25 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 августа 2024 года.
Председательствующий
Судьи