Дело № 2-3748/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
18 июля 2019 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,
при секретаре Присекиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка, МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка», МУ «Управление благоустройства г. Липецка» о возложении обязанности привести покрытие проезжей части автомобильной дороги требованиям ГОСТ Р52289-2004,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
прокурор Советского района г. Липецка обратился с иском к Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка, МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка», МБУ «Управление благоустройства г. Липецка» о возложении обязанности привести покрытие проезжей части дороги общего пользования на пл. Торговой г. Липецка в районе МБОУ СОШ № 15 г. Липецка требованиям ГОСТ Р52289-2004. В обоснование требований истец указал, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при обустройстве и содержании пешеходного перехода в районе здания МБОУ СОШ № 15 г. Липецка на участке автомобильной дороги общего пользования на пл. Торговой г. Липецка установлен факт плохой видимости горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход, отсутствует горизонтальная разметка, разделяющая транспортные потоки, отсутствует искусственная неровность под знаком 5.20. Вышеуказанные недостатки препятствует предупреждению дорожно-транспортных происшествий и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. В связи с изложенными обстоятельствами истец просил обязать ответчика привести данный участок дороги в соответствие требованиям ГОСТ Р52289-2004.
Представитель истца – помощник прокурора Советского района г. Липецка Моисеева А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - Департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка Казьмина Н.М. исковые требования не признала и объяснила, что Департамент является учредителем МУ «УГС г. Липецка» и МБУ «Управление благоустройства г. Липецка», в обязанности которых входит ремонт и содержание дорог общего пользования в г. Липецке, ввиду чего требования к Департаменту заявлены необоснованно.
Представитель ответчика - МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» Копылова Л.А. исковые требования не признала, объяснив, что в настоящее время дорожная разметка нанесена в соответствии с требованиями ГОСТ Р52289-2004.
Представитель ответчика - МБУ «Управление благоустройства г. Липецка» Минская Ю.В. полагала, что исковые требования к МУ «Управление благоустройства г. Липецка» заявлены необоснованно.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому пользователями автомобильных дорог являются физические и юридические лица, использующие автомобильные дороги в качестве участников дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В силу ст. 30 данного Федерального закона государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Во исполнение вышеуказанных норм законодательства прокурор Советского района г. Липецка обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц, являющихся пользователями автомобильных дорог.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ к задачам в области безопасности дорожного движения относятся охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 3 данного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая, в числе прочего, принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог, в частности, относятся светофоры, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, а также сооружения, предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 указанного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, устанавливающая состав и виды работ, выполняемых при обозначенных мероприятиях, утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 года N 402.
Согласно п. 6.2.17 Национального стандарта РФ ГОСТ Р52289-2004 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части. Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается окрашивать покрытие проезжей части краской для дорожной разметки желтого цвета или устраивать желтое покрытие противоскольжения.
Горизонтальная разметка: 1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств.
Р’ соответствии СЃ Рї. 6.2 ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Рскусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения» искусственные неровности устраивают Р·Р° 10-15 Рј РґРѕ наземных пешеходных переходов Сѓ детских Рё юношеских учебно-воспитательных учреждений.
РР· материалов дела следует, что РІ С…РѕРґРµ проверки, проведенной 24.04.2019 РіРѕРґР° прокуратурой Советского района Рі. Липецка совместно СЃ РћР“РБДД РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Липецку, установлено, что РЅР° участке автомобильной РґРѕСЂРѕРіРё общего пользования РЅР° РїР». РўРѕСЂРіРѕРІРѕР№ Рі. Липецка РІ районе МБОУ РЎРћРЁ в„– 15 Рі. Липецка горизонтальная дорожная разметка 1.14.1 «Зебра», обозначающая пешеходный переход, имеет плохую видимость, что является нарушением Рї. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004; отсутствует горизонтальная разметка, разделяющая транспортные потоки, РїРѕРґ знаком 5.20 отсутствует дорожная разметка 1.25 обозначающая искусственную неровность РЅР° проезжей части. Данные обстоятельства подтверждается справкой Рѕ результатах проверки РѕС‚ 24.04.2019 РіРѕРґР°, представленным фотоматериалом, Рё РЅРµ оспаривалось ответчиками.
МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» заключен муниципальный контракт № 11 от 22 апреля 2019 года на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки краской на улично-дорожной сети г. Липецка в 2019 году с ООО «Технический центр организации дорожного движения № 2».
Муниципальным заказчиком и лицом, обеспечивающим осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги на пл. Торговой в г. Липецке, является МБУ «Управление главного смотрителя г. Липецка».
Следовательно, надлежащим ответчиком по делу в спорном случае является МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка».
В судебном заседании представители ответчиков объяснили, что выявленные прокурорской проверкой нарушения Государственного стандарта на проезжей части на пл. Торговой г. Липецка в районе МБОУ СОШ № 15 г. Липецка частично устранены, выполнены работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход, и нанесению горизонтальной разметки, разделяющей транспортные потоки.
Работы по устройству искусственной неровности под знаком 5.20 и нанесению разметки 1.25 на искусственную неровность будут выполнены после заключения муниципального контракта по результатам электронных торгов между МУ «УГС г. Липецка», то есть до конца сентября 2019 года.
В подтверждение указанных доводов в материалы дела представлены муниципальный контракт № 4 от 30.03.2018 года, техническое задание к муниципальному контракту № 4 от 30.03.2018 года, муниципальный контракт № 11 от 22.04.2019 года с графиком производства работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки в 2019 году, справка о стоимости выполненных работ и затрат, акт о приемке выполненных работ за 2019 год, локальная ресурсная ведомость № 1, Приложение к акту выполненных работ № 2 за май 2019 года по муниципальному контракту № 11 от 22.04.2019 г.
Представитель истца не оспаривал факт осуществления работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход, и нанесению горизонтальной разметки, разделяющей транспортные потоки, на проезжей части на пл. Торговой г. Липецка в районе МБОУ СОШ № 15 г. Липецка, полагал возможным в Жанной части решение суда в исполнение не приводить.
Представитель истца полагал необходимым предоставить ответчикам необходимый срок для выполнения на пл. Торговой г. Липецка в районе МБОУ СОШ № 15 г. Липецка работ по устройству искусственной неровности под знаком 5.20 в соответствии с нормами п. 6.2 ГОСТ Р52605-2006 и нанесению разметки 1.25 на искусственную неровность в соответствии с нормами ГОСТ Р52289-2004.
Таким образом, выявленные в ходе проведения настоящей проверки нарушения законодательства о безопасности дорожного движения свидетельствуют о ненадлежащем выполнении МУ «УГС г. Липецка» возложенных на него обязанностей в части содержания автомобильных дорог г. Липецка, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.
При этом суд считает необходимым решение суда в части возложения обязанности по выполнению работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», обозначающей пешеходный переход, и нанесению горизонтальной разметки 1.1, разделяющей транспортные потоки, в исполнение не приводить, так как в ходе судебного разбирательства указанные недостатки дорожного покрытия устранены.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
Р Р• РЁ Р Р›:
возложить на МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» привести дорожное покрытие проезжей части дороги общего пользования на пл. Торговой г. Липецка в районе МБОУ СОШ № 15 г. Липецка в соответствие требованиям ГОСТ Р52289-2004 путем нанесения горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», нанесения горизонтальной разметки 1.1, разделяющей транспортные потоки, - решение в исполнение не приводить.
Возложить на МУ «Управление главного смотрителя г. Липецка» обязанность привести дорожное покрытие проезжей части дороги общего пользования на пл. Торговой г. Липецка в районе МБОУ СОШ № 15 г. Липецка в соответствие требованиям ГОСТ Р52605-2006, ГОСТ Р52289-2004 путем устройства на проезжей части под знаком 5.20 искусственной неровности и нанесения разметки 1.25, обозначающей искусственную неровность, - в срок до 30.10.2019 года.
В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка, МУ «Управление благоустройства г. Липецка» о возложении обязанности привести покрытие проезжей части автомобильной дороги требованиям ГОСТ Р52289-2004 – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Н. Малыхина
Мотивированное решение
составлено 23.07.2019 г.