Дело № 33-12154/2023
50RS0053-01-2022-002287-42
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Мизюлина Е.В., Петруниной М.В.,
при помощнике судьи Арышевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2023 года апелляционную жалобу ФИО на решение Электростальского городского суда Московской области от 22 сентября 2022 года по делу
по иску ФИО к ГУ УПРФ №7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии, назначении пенсии,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с уточненным иском к ГУ УПФР №7 о признании незаконным решения ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №7 по г. Москве и Московской области от 14.03.2022 об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании назначить ему страховую пенсию с 04.03.2022, исходя из страхового стажа 19 лет 4 месяца 14 дней, и индивидуального пенсионного коэффициента 139,406.
Исковые требования мотивировал тем, что истец является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с 07.11.2010 г. Истец обратился к ответчику 10.02.2022 г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №7 по г. Москве и Московской области от 14.03.2022 г. ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Истец не согласен с вынесенным решением, в связи с чем обратился в суд с иском.
Решением Электростальского городского суда от 22 сентября 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, иск удовлетворить.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о рассмотрении дела (л.д.111)
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец является получателем пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с 07.11.2010 года. При определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом учтены периоды службы, работы и (или) иной деятельности истца с 19.04.1994 г. по 26.07.2005 г. (период службы), с 01.09.2005 г. по 06.11.2020 г. (период службы), с 01.09.1977 г. по 22.02.1983 г. (период работы), с 01.04.1983 г. по 18.12.1985 г. (период работы), с 30.12.1985 г. по 15.03.1989 г. (период работы), с 20.03.1989 г. по 19.04.1994 г. (период работы), с 01.08.2005 г. по 31.08.2005 г. (период работы).
10.02.2022 года истец, как получающий пенсию за выслугу лет, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 14.03.2022г. истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с тем, что отсутствует требуемый страховой стаж 13 лет. Страховой стаж составил 11 лет 2 месяца 11 дней, состоящий из периодов с 19.12.1985 г. по 29.12.1985 г., с 27.07.2005 г. по 31.07.2005 г., с 07.11.2010 г. по 31.12.2021 г. Не зачтены периоды: с 01.09.1977 г. по 22.02.1983 г., с 01.04.1983 г. по 18.12.1985 г., с 30.12.1985 г. по 15.03.1989 г., с 20.03.1989 г. по 19.04.1994 г., с 19.04.1994 г. по 26.07.2005 г., с 01.08.2005 г. по 31.08.2005 г., с 01.09.2005 г. по 06.11.2020 г.- периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о назначении страховой пенсии с 14 марта 2022 года, суд первой инстанции исходил из того, что при назначении пенсии истцу за выслугу лет уже были учтены периоды, в которые истцом при прохождении службы одновременно осуществлялась иная трудовая деятельность, а совпадающие периоды не могут быть включены дважды в стаж по выслуги лет и в страховой стаж.
Соглашаясь с постановленным решением, судебная коллегия исходила из следующего.
Частью 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", определяющей периоды военной и приравненной к ней службы, работы и иные периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в выслугу лет для назначения пенсии может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, указанных в статье 1 Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ).
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ статья 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" была дополнена частью 4, устанавливающей, что лица, указанные в статье 1 этого Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Абзацем вторым пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшим до 1 января 2015 г., было предусмотрено, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, поскольку положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 года, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В связи с этим, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г., как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим Законом.
Как следует из материалов дела, продолжительность страхового стажа пенсии по старости за исключением фиксированных выплат истца на дату обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости составляет 11 лет 2 месяца 11 дней, включая периоды с 19.12.1985 г. по 29.12.1985 г., с 27.07.2005 г. по 31.07.2005 г., с 07.11.2010 г. по 31.12.2021 г.
Периоды: с 01.09.1977 г. по 22.02.1983 г., с 01.04.1983 г. по 18.12.1985 г., с 30.12.1985 г. по 15.03.1989 г., с 20.03.1989 г. по 19.04.1994 г., с 19.04.1994 г. по 26.07.2005 г., с 01.08.2005 г. по 31.08.2005 г., с 01.09.2005 г. по 06.11.2020 г.- периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет (справка №АМ-394453 от 22.08.2017, выданная Военным комиссариатом Московской области) не могут быть зачтены в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости за исключением фиксированной выплаты.
В страховой стаж истца не засчитаны указанные им периоды с 20.11.2000г. по 31.01.2001 г. и с 01.01.2002 г. по 06.11.2010 г., поскольку они совпадают с периодами, включенными в выслугу лет для назначения пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-1.
Согласно сведений о трудовой деятельности, предоставляемой из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ, выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, истец в спорные периоды имел трудовую деятельность в различных организациях, в том числе в издательствах ООО «Издательство «Эксмо», ООО «Платекс», ООО «Омега плюс», ООО «Курантзащита», ООО «Издательство «Экзамен» и другие, которые производили уплату страховых взносов за истца.
Таким образом, судом первой инстанции правильно отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения комиссии Пенсионного фонда об отказе в назначении страховой пенсии по старости, поскольку заявленные истцом периоды работы с 20.11.2000г. по 31.01.2001 г. и с 01.01.2002 г. по 06.11.2010 г. не могут быть включены в страховой стаж, так как совпадают с периодами, включенными в выслугу лет для назначения пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. №4468-1.
Тем самым, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены законного и обоснованного решения суда, в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, не имеют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Электростальского городского суда Московской области от 22 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме <данные изъяты>.
Председательствующий
Судьи