66RS0012-01-2021-000376-63
Дело № 2а-489/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Каменск-Уральский 14 мая 2021 года
Свердловской области
Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Третьяковой О.С.,
при секретаре Томиловой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области к Круглову В.С. о взыскании задолженности по налогам, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 22 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к Круглову В.С. с требованием о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015, 2017 г.г. в размере 503 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 по 08.02.2019 в размере 42 руб. 44 коп. В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику почтой были направлены требования № 18520 от 23.05.2017, № 11952 от 09.02.2019 об уплате налога, пени, которые исполнены не были. На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. ст. 31, 75 НК РФ, административный истец просит суд взыскать с Круглова В.С. налог на имущество физических лиц за 2015, 2017 г.г. в размере 503 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 по 08.02.2019 в размере 42 руб. 44 коп.
Представитель административного истца МИФНС России № 22 по СО Лукьянова Л.В., будучи надлежаще извещенной, в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Круглов В.С. в судебном заседании исковые требования не признал. Указал о том, что является пенсионером, в связи с чем в силу закона освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав ответчика, изучив письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Налоговые органы как следует из пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями п. 1 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 75 НК РФ). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст. 48 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (п.2 ст. 286 КАС РФ).
Из представленных материалов дела следует, что Круглов В.С. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
На основании п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пп. 2 ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и сборам.
Ставки налога на имущество физических лиц за спорный период установлены Решением Городской думы г. Каменска-Уральского от 26.11.2014 № 365 «Об установлении на территории муниципального образования город Каменск – Уральский налога на имущество физических лиц», Решением Думы Каменского городского округа от 20.11.2014 № 272 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования «Каменский городской округ».
В силу п. 4 ст. 409 НК РФ налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Как следует из материалов дела и не оспорено ответчиком, Круглову В.С. на праве собственности в спорный период принадлежала 1/2 доли в жилом помещении адресу: <*****>
В связи с изложенным, налоговым органом произведен расчет налога на имущество административного ответчика.
При проведении налоговым органом мероприятий по контролю за уплатой налогов установлено, обязанность по уплате налогов налогоплательщиком в установленный срок исполнена не была, выявлена соответствующая недоимка по налогу на имущество физических лиц, в связи с чем, в соответствии с п. 3 ст. 75 НК РФ налоговым органом произведено начисление пени за период с 02.12.2016 по 08.02.2019 в размере 42 руб. 44 коп.
В соответствии с абз. 2, 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику почтой были направлены требования № 18520 от 23.05.2017 со сроком исполнения до 21.07.2017, № 11952 от 09.02.2019 со сроком исполнения до 04.04.2019, которые исполнены не были.
Межрайонная ИФНС России № 22 по Свердловской области 03.09.2020 обратилась в суд с заявлением о взыскании с должника Круглова В.С. задолженности по налогу, пени в соответствии с требованиями № 18520 от 23.05.2017, № 11952 от 09.02.2019, то есть в пределах предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
04.09.2020 Мировым судьей судебного участка № 4 Синарского судебного района г. Каменска – Уральского Свердловской области вынесен судебный приказ № 2а-2309/2020.
24.09.2020 определением мирового судьи судебного участка № 4 Синарского судебного района г. Каменска – Уральского Свердловской области судебный приказ № 2а-2309/2020 отменен.
В суд с административным исковым заявлением административный истец обратился 18.02.2021, то есть в установленный законом шестимесячный срок со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вместе с тем, суд признает обоснованными доводы административного ответчика о наличии оснований для применения в отношении него налоговых льгот в связи со следующим.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.
Из п. 6 ст. 407 НК РФ следует, что физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В соответствии с абз. 4 п. 6 ст. 407 НК РФ в случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Введенный в действие абз. 4 п. 6 ст. 407 НК РФ устанавливает дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеет обратную силу, в связи с чем должен быть применен, в том числе и к сложившимся правоотношениям между сторонами.
Как установлено в судебном заседании, с 02.05.2011 Круглов В.С. является пенсионером, в связи с чем имеет право на применение льготы по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2017 г.г и подлежит освобождению от уплаты налога.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 22 по Свердловской области к Круглову В.С. о взыскании задолженности по налогам, пени – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска – Уральского Свердловской области.
Судья О.С. Третьякова
Мотивированное решение изготовлено 21.05.2021.