Дело № Председательствующий – судья ФИО8
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего – ФИО13,
судей – ФИО15
при секретаре ФИО11,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УФМС России по РИ на решение Малгобекского городского суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5 на неправомерные действия УФМС России по Республике Ингушетия.
Заслушав доклад судьи ФИО13, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заявители обратились в суд, ссылаясь на то, что являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики, своевременно проходили переучет и продлевали срок действия статуса вынужденного переселенца. В очередной раз, при обращении с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, УФМС России по Республике Ингушетия отказало в связи с получением в 2002 году компенсации за утраченное жилье согласно Постановлению Правительства РФ № 510 от 30.04.1997г. в размере 138 000 рублей.
Полученная компенсация не соответствовала стоимости утраченного жилья и не давала возможности приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм. Просит суд обязать УФМС России по Республике Ингушетия продлить им срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вступления решения в законную силу, обязать УФМС России по РИ восстановить их в Сводном списке вынужденных переселенцев.
Указанным решением суда удовлетворены требования заявителей.
На решение суда Управлением ФМС России по РИ подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене решения.
Представитель УФМС России по РИ ФИО12 просила решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель ФИО7 ФИО16 просила решение суда оставить без изменения, жалобу ответчика оставить без удовлетворения. Остальные заявители в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда по следующим обстоятельствам.
Как усматривается из материалов дела, заявители являются вынужденными переселенцами из Чеченской Республики.
Согласно письму УФМС России по Республике Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № 01/432им отказано в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в связи с получением в 2002 году компенсации за утраченное жилье согласно Постановлению Правительства РФ № 510 от 30.04.1997г. в размере 138 000 рублей.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
В ходе судебного заседания установлено, что заявители покинули место постоянного проживания безвозвратно, до настоящего времени не обустроены и имеются препятствия для жилищного обустройства, подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнуто.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29.06.2012 N 218, срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца, а также в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
Действия УФМС России по РИ, выразившиеся в отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, нарушают закрепленное Законом РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года, право вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в жилищном обустройстве.
Кроме того, решением Верховного суда РФ от 29 апреля 2002 года п. 19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. № 510, признан незаконным и недействующим. В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания, с учетом установленных в данном регионе норм.
Полученная выплата не могла решить проблему жилищного обустройства заявителей в силу незначительности.
В соответствии со ст. 7 Закона «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г. N4530-1 органы государственной и муниципальной власти предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях реализации указанных положений Закона, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в соответствии с абз. 15 части II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" участниками подпрограммы являются граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п.п. «ж» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы.
Соответственно судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителей о восстановлении их в Сводном списке вынужденных переселенцев.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Малгобекского городского суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО5 на неправомерные действия УФМС России по Республике Ингушетия, оставить без изменения, апелляционную жалобу УФМС России по РИ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья ФИО13