11RS0001-01-2021-018917-39 Дело № 2-9616/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,
при секретаре Горбатенко О.С.,
с участием представителя истца Боровлева Г.А.,
представителей ответчика Русских А.А., Балыгиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 9 декабря 2021 года гражданское дело по иску администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к товариществу собственников жилья «Ухтинец» о возложении обязанности по организации места для сбора твердых коммунальных отходов, обратиться с заявлением о согласовании места сбора отходов,
установил:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с иском к ТСЖ «Ухтинец» о возложении обязанности организовать на территории многоквартирного дома № ... места для сбора твердых коммунальных отходов, а также возложении обязанности обратиться в администрацию МО ГО «Сыктывкар» для согласования места для сбора твердых коммунальных отходов, указав, что ответчик не организовал надлежащего места для сбора и временного накопления твердых коммунальных отходов на территории, прилегающей к дому, находящемуся в его управлении.
В судебном заседании представитель истца Боровлев Г.А. требования поддержал.
Представители ответчика Русских А.А., Балыгина О.А. исковые требования не признали, ссылаясь на то, что обязанность по организации места накопления твердых коммунальных отходов возложена на орган местного самоуправления.
Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что решением общего собрания собственников многоквартирного жилого дома ... от ** ** ** года создано ТСЖ «Ухтинец», запись о котором внесена в ЕГРЮЛ ** ** ** года. ТСЖ «Ухтинец» является действующим и осуществляет управление многоквартирным домом №... по ул. ....
Из представленной ответчиком схемы следует, что обустроенная контейнерная площадка в проезде между домами №... и №... в ** ** ** г., на основании обращения ТСЖ «Ухтинец» в администрацию МО ГО «Сыктывкар», решением администрации г. Сыктывкара перенесена за трансформаторную подстанцию ** ** ** по адресу г. ..., где она находится и в настоящее время.
Эта контейнерная площадка, согласно постановлению администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... «Об утверждении реестра контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар» (далее - Реестр) значится под ** ** ** по адресу: г. ... которая является местом сбора и накопления твердых коммунальных отходов для собственников многоквартирного дома №... ..., №... (ТСЖ «Ухтинец»), гаражного кооператива по адресу: ул. ..., торговых объектов, расположенных в административном здании по адресу: ул. ..., рекламной мастерской «...» (ИП ... Н.А.).
Согласно публичной кадастровой карты указанная контейнерная площадка находится на закрепленном администрацией г. Сыктывкара земельном участке 2-х этажного гаражного комплекса по адресу ул. ... граничащего с земельным участком рекламной мастерской «...» по адресу ул. ...
Из объяснений представителей ТСЖ «Ухтинец» следует, что последнее взяло на себя обязанности уборки мусора на прилегающей к трансформаторной подстанции территории и подбора вынутого из контейнеров определенными лицами и животными ТКО на контейнерной площадке, включив эти работы в обязанности дворника.
Таким образом, установлено, что место сбора твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по ул. ... организовано.
В силу положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными Правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м.
В соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального округа, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В пункте 2 статьи 8 Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, к которым относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Статья 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ предусматривает, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест. (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра определен Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской, Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, по общему правилу контейнерные площадки создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Вместе с тем, приведенные положения необходимо рассматривать в совокупности с требованиями жилищного законодательства.
Так, частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более. В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 х 0,5 мм. (пункт 3.7.2 ).
Кроме того, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуги и работ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 (пункт 26 (1)).
Следовательно, именно управляющие организации обязаны, в силу п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, выполнять, в том числе работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Тот факт, что не установлены границы земельного участка многоквартирного дома № ... не является основанием от освобождения ТСЖ от обязанности по организации места сбора отходов.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет в ** ** ** году, в ** ** ** году Управлением архитектуры и градостроительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» произведен вынос в натуру границ земельного участка.
В силу ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно п. п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в отсутствие сформированного под конкретным многоквартирным домом земельного участка право собственников помещений многоквартирного дома распространяется на ту площадь участка, которая является необходимой и достаточной для эксплуатации этого дома.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Таким образом, земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. ..., является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, обязанность по организации контейнерной площадки в районе данного многоквартирного дома возлагается на ТСЖ.
Вместе с тем, установлено, что администрацией МО ГО «Сыктывкар» определено место сбора отходов жителей дома по ул. ..., имеется контейнерная площадка, которая включена в реестр контейнерных площадок на территории МО ГО «Сыктывкар» и обслуживается в том числе силами ТСЖ «Ухтинец». Доказательств ненадлежащего состояния имеющейся площадки, а также необходимости организации иной площадки сбора отходов, суду истцом не предоставлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Оставить без удовлетворения исковые требования администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» к товариществу собственников жилья «Ухтинец» о возложении обязанности по организации места для сбора твердых коммунальных отходов, обратиться с заявлением для согласования места для сбора твердых коммунальных отходов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
** ** **
Судья Н.Е. Колосова