дело №, №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 27 мая 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего ФИО13
судей ФИО12 и ФИО9
при секретаре судебного заседания ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ГУ-ОПФР ФИО5 на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от <дата>
Заслушав доклад судьи ФИО12, выслушав пояснения представителя ГУ-ОПФР по РД ФИО5 об отмене решения суда, объяснения адвоката ФИО11 в интересах истицы ФИО10, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
ФИО10 обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по РД, ПАО «Ростелеком» о признании права на досрочное назначение льготной пенсии по старости со дня ее первичного обращения, признании незаконным решения от <дата> за № об отказе в установлении льготной пенсии, об обязании включить период ее работы с <дата> по <дата> в Избербашском Узле электросвязи в льготный стаж работы и обязании ПАО «Ростелеком» г. Махачкала и Избербашский Узел электросвязи предоставить Управлению ОПФР по РД в <адрес> сведения по начислению страховых взносов, необходимых для назначения льготной пенсии. В обоснование указала, что <дата> она обратилась с заявлением в УОПФР по РД в <адрес> о назначении ей досрочной пенсии, предоставив им льготную справку. Решением от <дата> № ей отказано в назначении пенсии, мотивируя тем, что в акте проверки пенсионного органа не указан характер и факт работы, в связи с чем право на досрочную пенсию по списку № у нее не имеется. Считает отказ незаконным, так как она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, так как она работала в Избербашском узле связи филиала «Дагсвязьинформ» в период с <дата> по <дата> в должности телефониста междугородной телефонной станции, причем постоянно работала с телефонной гарнитурой на междугородних, заказных, справочных коммутаторах с круглосуточным действием, и отсутствие документов для отражения характера ее работы, занятость в полный рабочий день, периодов отпусков без сохранения заработной платы, совмещение работы и других периодов, не включаемых в льготный стаж, а также корректировка ИЛС, подтверждающие ее деятельность в Избербашском узле связи филиала ОАО «Дагсвязьинформ» на коммутаторе круглосуточного действия с использованием микротелефонной гарнитуры не ее вина. Спорный период работы подтверждается записями в ее трудовой книжке серии АТ-IV №, с датой начала трудовой деятельности <дата> Выписка ИЛС подтверждает, что в период с <дата> по <дата> она занимала льготную должность, в выписке ИЛС в графе «особые условия» имеется об этом отметка. Кроме того, правопреемником Избербашского Узла электросвязи - ПАО Ростелеком в справке от <дата> за № указаны уточняющие условия труда/особый характер работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от <дата> исковые требования ФИО10 удовлетворены, на пенсионный орган возложена включить период работы ФИО10 с <дата> по <дата> в Избербашском Узле электросвязи в льготный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию; на ПАО «Ростелеком» г. Махачкала и Избербашский Узел электросвязи возложена обязанность представить в пенсионный орган сведения по начислению страховых взносов, необходимые для назначения ФИО10 льготной пенсии; признано незаконным решение пенсионного органа от <дата> № об отказе ФИО10 в установлении льготной пенсии; за ФИО10 признано право на досрочное назначение льготной пенсии по старости за особые условия труда со дня ее первичного обращения в пенсионный орган, т.е. с <дата>
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ ОПФ РФ по РД ФИО5 просил отменить решение суда, ссылаясь на то, что льготный характер работы истицы не подтверждается книгами приказов и лицевых счетов, на момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии у нее отсутствовал требуемый для назначения пенсии стаж льготной работы в количестве 12 лет 6 месяцев.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гарантируется ст. 39 Конституции РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным Законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Согласно подп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от <дата> № «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях) страховая пенсия по старости назначается достижения возраста, установленного ст.8 закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст.8 настоящего по состоянию на <дата>, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Аналогичные положения содержались в п.19 ч.1 ст.27 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до <дата>.
В целях реализации положений ст.30 Закона о страховых пенсиях Правительством РФ принято постановление от <дата> № "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подп. "б" п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- список № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением ФИО1 от <дата> № "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- список № производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением ФИО2 от <дата> № "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до <дата>
Согласно разделу XXII Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением ФИО1 от 26.01.1991г. №, право на льготное пенсионное обеспечение может быть предоставлено телефонистам междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием (23100000-19093); телефонистам местной телефонной связи городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше (23100000-19095); телефонистам справочной службы городской телефонной сети (23100000-19096).
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки серии АТ- IV № ФИО10 следует, что <дата> она принята на работу в Избербашский узел связи ученицей телефонистки междугородней телефонной станции; <дата> переведена телефонистом междугородней телефонной станции 3 класса; <дата> уволена в связи с сокращением штата работников.
Из материалов выплатного дела ФИО10 усматривается, что <дата> она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии на льготных условиях. Ссылаясь на отсутствие подтверждения характера выполняемой работы в должности телефониста, пенсионным органом вынесено решение об отказе в назначении досрочной пенсии.
Однако, как установлено судом первой инстанции, в соответствии с выпиской индивидуального лицевого счета ФИО10 в выплатном деле в период с <дата> по <дата> в графе «Особые условия» указан код льготной деятельности; с <дата> по <дата> указан, как декретный (дети); с <дата> по <дата> в графе «Особые условия» указан код льготной деятельности; период с <дата> по <дата> указан, как декретный (дети); с <дата> по <дата> в графе «Особые условия» указан код льготной деятельности. В 2006 г. ФИО10 уволена в связи с сокращением штатов.
Из справки ПАО «Ростелеком» Макрорегиональный филиал «Юг» от <дата> №, уточняющей условия труда/особый характер работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, усматривается, что ФИО10 действительно работала в Избербашском городском узле связи филиала ОАО «Дагсвязьинформ» в качестве телефониста междугородной телефонной связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием полный рабочий день с <дата> (приказ № от <дата>) по <дата> (приказ № от <дата>). Справка выдана на основании личных карточек ФТ-2, ведомостей начисления заработной платы, приказов по личному составу.
Факт осуществления трудовой деятельности ФИО10 в должности телефониста междугородной телефонной связи, постоянно работающей с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием за вышеуказанные периоды также подтвержден свидетельскими показаниями ФИО6, работавшей с ФИО10 в указанные периоды. Так, из показаний свидетеля ФИО6 усматривается, что <дата> она была принята на работу в Избербашский узел связи ученицей телефонистки междугородней телефонной станции, а <дата> уволена в связи с сокращением штата работников, что подтверждается трудовой книжкой АТ- IV №. ФИО6 с 2020 года также является получателем пенсии на льготных условиях в связи с выполняемой в Избербашском городском узле электросвязи работой с вредными и тяжелыми условиями труда (телефонной микрогарнитурой) на основании решения Избербашского городского суда от <дата>
Таким образом, на основании вышеприведенных фактических обстоятельств дела и норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возникновении у ФИО10 права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку факт выполнения ею работы, предусмотренной Списком №, в течение полного рабочего дня нашел свое подтверждение на основании исследованных судом доказательств.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции находит ошибочными вывод суда о необходимости включения в льготный стаж истицы периоды ее работы, в которые истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы. Данный вывод суда противоречит разъяснениям, содержащимся в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" о невключении таких периодов в льготный стаж, а также справке ПАО «Ростелеком» Макрорегиональный филиал «Юг» Дагестанский филиал от <дата>, уточняющей условия труда, особый характер работы, в которой указывается, что в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> ФИО10 находилась в отпуске без сохранения заработной платы, на основании соответствующих приказов, и что вышеуказанные периоды не подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости.
Вместе с тем невключение вышеуказанных периодов не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО10 о признании за ней права на получение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку и в этом случае льготный страховой стаж ее составляет 12 лет 4 месяца и 8 дней, в то время как для назначения льготной пенсии для женщин необходим 10-ти летний льготный стаж; наличие иных условий, предусмотренных подп.2 п.1 ст.30 Закона о страховых пенсиях, а именно, достижение возраста 50 лет, наличие соответствующего индивидуального пенсионного коэффициента и общего страхового стажа не менее 20 лет судом также установлено и ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, согласно п.1 ст.9 Федерального закона от <дата> № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (ст.1 и ст.22 Трудового кодекса РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. Данный вывод также следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в Определении от <дата> №-О-О.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возникновении у истицы права на досрочное назначение страховой пенсии, доводы апелляционной жалобы ответчика об обратном противоречит имеющимся в деле доказательствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от <дата> в части возложения на ГУ-ОПФР по РД обязанности включить период работы ФИО10 в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, изменить, обязать ГУ-ОПФР по РД включить период работы ФИО10 в Избербашском городском узле электросвязи с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
ФИО7ФИО13
ФИО8ФИО12
ФИО9