84RS0001-01-2018-000967-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Дудинка 26 марта 2019 года
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи А.А.Калмыкова,
при секретаре Романовой О.О.,
с участием помощника прокурора Таймырского района Патлатого А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-53 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Таймырского района к Фроловой Татьяне Александровне о прекращении действия права на управление транспортными средствами в связи с наличием медицинских противопоказаний к данному виду деятельности, препятствующему безопасному управлению транспортными средствами, до её выздоровления,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Таймырского района обратился в суд с административным иском к Фроловой Т.А., мотивируя тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, установлено, что по сведениям КГБУЗ «Таймырская МРБ» Фролова Т.А. в ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет у врача-нарколога с диагнозом <данные изъяты>, ремиссия её заболевания в настоящее время отсутствует, оснований для снятия её с учета не имеется. Из полученных сведений ОГИБДД ОМВД по ТДН району следует, что Фроловой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ было выдано водительское удостоверение серии №, дающее право управления транспортными средствами категории «В», которое в настоящее время действительно. Наличие у Фроловой Т.А. наркологического заболевания препятствует безопасному управлению ею транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения. В связи с чем просит прекратить действие права Фроловой Т.А. на управление транспортными средствами, подтвержденное водительским удостоверением серии №, до её выздоровления.
В судебном заседании помощник прокурора Таймырского района А.А.Патлатый заявленные административные исковые требования полностью поддержал по вышеуказанным основаниям.
Административный ответчик Фролова Т.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом путем направления заказного письма с уведомлением о вручении, письмо возвращено из отделения связи в связи с истечением срока хранения, а также посредством СМС-сообщения, которое согласно отчету об извещении доставлено 05.03.2019, уважительных причин неявки суду не представила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.
Заинтересованное лицо по делу ОГИБДД Отдела МВД России по ТДН району своего представителя в судебное заседание не направил, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года № 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Пункт 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 ноября 1974 года, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
Ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, в силу положений абз. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Согласно ст.1 вышеназванного Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 данного Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу абзаца девятого статьи 5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (ст. 23 Федерального закона).
Статья 28 названного Федерального закона содержит основания прекращения действия права на управление транспортными средствами, в том числе ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением.
Исходя из указанных положений, одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителя медицинских противопоказаний.
На основании статьи 24 этого Федерального закона, права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников движения.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 28 апреля 1993 года № 377, лица, страдающие алкоголизмом, не вправе управлять автомобилями категории "Е", а к управлению транспортными средствами категорий "А", "В", "С" эти лица могут быть допущены лишь при стойкой ремиссии (выздоровлении) после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, а именно, заболевания, имеющие классификационный код <данные изъяты>, включены в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Лица, страдающие указанным заболеванием – психическим расстройством и расстройством поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ, имеют медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
При этом приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями. Данной инструкцией предусмотрено, что диспансерному учёту подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются сроки диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом – 3 года.
Следовательно, указанные лица не могут управлять транспортными средствами до снятия их с учета у врача нарколога по истечению 3 лет диспансерного наблюдения в связи с наличием стойкой ремиссии заболевания (выздоровлением).
В соответствии с ч.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Из представленных суду материалов дела следует, что административному ответчику Фроловой Т.А. ДД.ММ.ГГГГ было выдано водительское удостоверение серии №, категории «В».
В соответствии со ст.28 Закона № 196-ФЗ установлено, что основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами, являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.
Согласно сведениям, представленным наркологическим отделением КГБУЗ «Таймырская межрайонная больница», Фролова Т.А. в сентябре 2018 года поставлена на учет врача нарколога с диагнозом <данные изъяты> ремиссия ее заболевания отсутствует.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, а именно, заболевания, имеющие классификационный код <данные изъяты> включены в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Лица, страдающие указанным заболеванием – психическим расстройством и расстройством поведения, связанным с употреблением психоактивных веществ, имеют медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
При этом приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией» утверждена инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями. Данной инструкцией предусмотрено, что диспансерному учёту подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются сроки диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом – 3 года.
Следовательно, указанные лица не могут управлять транспортными средствами до снятия их с учета у врача нарколога по истечению 3 лет диспансерного наблюдения в связи с наличием стойкой ремиссии заболевания (выздоровлением).
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что после прохождения медицинской комиссии в ДД.ММ.ГГГГ, на основании результатов которой ответчику было выдано водительское удостоверение, у ответчика было установлено ухудшение здоровья, подтвержденное медицинским заключением (протокол ВК № от ДД.ММ.ГГГГ), препятствующее безопасному управлению ею транспортными средствами.
Учитывая, что вопрос о лишении гражданина специального права управления транспортными средствами может быть разрешен только на основании медицинского заключения об имеющемся у ответчика заболевании, препятствующему безопасному управлению им транспортными средствами, 17.01.2019 судом было вынесено определение о назначении судебно-психиатрической экспертизы в отношении административного ответчика Фроловой Т.А., однако, данная экспертиза проведена не была в связи с неявкой подэкспертной.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, а именно, заболевания, имеющие квалификационный код <данные изъяты>, включены в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Согласно ст. 14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу ст. ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Сведений о том, что Фролова Т.А. вылечилась, в материалах дела не имеется, медицинского заключения ответчик суду не представила.
В связи с чем, исковые требования заместителя прокурора Таймырского района являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно ст.111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 333.20 налогового кодекса РФ, в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме.
В связи с чем, государственная пошлина должна быть взыскана с ответчика Фроловой Т.А.
Размер государственной пошлины определен судом в соответствии со ст. 333.19 налогового кодекса РФ, и составляет 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Иск заместителя прокурора Таймырского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Фроловой Татьяне Александровне о прекращении действия права на управление транспортными средствами в связи с наличием медицинских противопоказаний к данному виду деятельности, препятствующему безопасному управлению транспортными средствами, до её выздоровления, удовлетворить.
Прекратить действие права Фроловой Татьяны АлександровныДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей: <адрес>, на управление транспортными средствами категории «В», подтвержденное водительским удостоверением серии №, в связи с наличием медицинских противопоказаний к данному виду деятельности, препятствующих безопасному управлению транспортными средствами, до ее выздоровления.
Взыскать с Фроловой Татьяны Александровны ДД.ММ.ГГГГ рождения, <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей: <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через Дудинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2019 года.
Судья (подпись) А.А. Калмыков
Копия верна: А.А. Калмыков