Решение по делу № 2-80/2024 (2-2748/2023;) от 02.10.2023

ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-80/24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2024 года г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующий судья Тюрин А.С.

при секретаре Шибаковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах Новиковой О.В. к ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о признании незаконным решения,

У С Т А Н О В И Л:

Тутаевский межрайонный прокурор в интересах Новиковой О.В. обратился в суд с иском, с учетом уточнения требований, к ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о признании незаконными решений ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» от 01.06.2023 г. и от 11.10.2023 г. об отказе в предоставлении Новиковой О.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании за Новиковой О.В. право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении на ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» обязанности в установленном порядке и сроки повторно рассмотреть заявление Новиковой О.В. от 29.04.2023 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; о возложении на ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» обязанности в установленном порядке и сроки повторно рассмотреть заявление Новиковой О.В. от 29.09.2023 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; о взыскании с ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу Новиковой О.В. компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

В исковом заявлении указано, что Тутаевской межрайонной прокуратурой по обращению Новиковой О.В. проведена проверка соблюдения ГКУ ЯО «ЕЦСВ» требований социального законодательства. В ходе проверки установлено, что в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» из МФЦ были переданы по реестру передаваемых дел заявление от 29.04.2023 и 29.09.2023 на предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Новиковой О.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>. При рассмотрении пакета документов от 29.04.2023 и получения сведений в порядке межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЯО «ЕЦСВ» установлено, что Новиковой О.В. в заявлении о назначении субсидии не включен несовершеннолетний сын ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не предоставлены сведения <данные изъяты> ФИО1, за расчетный период с 01.09.2022 по 28.02.2023 года. Также Новиковой О.В. предоставлены сведения в отношении дочери ФИО6, однако в заявлении о назначении субсидии дочь не включена и не предоставлены сведения в отношении членов ее семьи ФИО2 и ФИО7 На основании п. 14 Правил ГКУ ЯО «ЕЦСВ» вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии от 01.06.2023 № 2241. Уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии направлено Новиковой О.В. по месту жительства посредством почтовой связи 05.06.2023 года. При рассмотрении пакета документов от 29.09.2023 и получения сведений в порядке межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЯО «ЕЦСВ» установлено, что Новиковой О.В. не представила сведения об алиментах на содержание ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., сведения о доходах ФИО2 за период с мая по июль 2023 года, учитываемые при назначении субсидии. На основании п. 14 Правил ГКУ ЯО «ЕЦСВ» вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии от 11.10.2023 № 883. Уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии направлено Новиковой О.В. по месту жительства посредством почтовой связи 11.10.2023 года. Вместе с тем, Новиковой О.В. в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» предоставлена справка, <данные изъяты>, в связи с чем по адресу: <адрес> он не зарегистрирован и в настоящий момент не проживает, что означает, что коммунальные платежи, а также расходы на оплату жилья, начисляются без учета ФИО2 Новиковой О.В. в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» было предоставлено решение Тутаевского городского суда от 26.10.2021 № 2-1131/2021 согласно которому, ФИО8 предоставляет материальное содержание своим несовершеннолетним детям в <данные изъяты> В ходе проверки установлено, в силу норм действующего законодательства, уполномоченный орган должен был уведомить Новикову О.В. о необходимости предоставления дополнительных документов, необходимых для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, либо запросить недостающие сведения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Доказательств, подтверждающих, что ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат» уведомил Новикову О.В. о необходимости представить недостающие документы, не представлено. Таким образом, оспариваемые решения ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат» от 01.06.2023 и 11.10.2023 нельзя признать законными и обоснованными, так как нарушают право Новиковой О.В. на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, на основании ст. 151, ст. 1069, ст. 1101 ГК РФ в пользу Новиковой О.В. подлежит взысканию моральный вред. Исковое заявление предъявляется прокурором в связи с обращением Новиковой О.В.

В судебном заседании прокурор Байков А.К. иск поддержал.

Истец Новикова О.Н. иск поддержала, дополнив, что проживает в жилом помещении с гражданским супругом ФИО8, сыном ФИО18, дочерью ФИО11 и внуком ФИО12 ФИО2, зять истца, супруг ФИО11, брак зарегистрирован 23.04.2023 г., а 26.04.2023 г. <данные изъяты>. ФИО2 никогда не был зарегистрирован в жилом помещении истца. ФИО13, дочь истца, вместе с детьми снялась с регистрационного учета из квартиры истца в октябре 2023 года. С ФИО8 <данные изъяты>, он проживает вместе с истцом и детьми, содержит детей. Все документы были предоставлены в ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

Представитель ответчика ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» по доверенности Чувакова Ю.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в своем исковом заявлении прокурор ссылается на пункт порядка предоставления субсидии, которые относится к подаче заявителем документов в электронном виде, в этом случае ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» приостанавливает рассмотрение заявления и уведомляет заявителя о необходимости предоставить недостающие документы. В спорном случае истцом документы были предоставлены через МФЦ. Первый раз истцу было отказано в предоставлении субсидии, поскольку в заявлении истец указала себя как единственного члена семьи, без указания на других членов семьи. Также не было представлено сведений о выплате алиментов, документы о доходах ФИО2 Про повторном обращении сведения <данные изъяты>, также не была представлена справка на ФИО2 о том, <данные изъяты>. При отказе в предоставлении субсидии, ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» ориентировался на Постановление №761, п. 33, в котором указано на совокупный доход семьи и при решении вопроса о назначении субсидии, в частности учитываются доходы граждан являющихся членами семьи заявителя независимо от раздельного или совместного проживания с заявителем.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично.

В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Как следует из разъяснений п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», по смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

В силу ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Согласно ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Как следует из п. 3, 4, 32 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Как следует из материалов дела, в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» из МФЦ были переданы по реестру передаваемых дел заявление от 29.04.2023 и 29.09.2023 на предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Новиковой О.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>

При рассмотрении пакета документов от 29.04.2023 г. и получения сведений в порядке межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЯО «ЕЦСВ» установлено, что Новиковой О.В. в заявлении о назначении субсидии не включен несовершеннолетний сын ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не предоставлены сведения <данные изъяты> ФИО1, за расчетный период с 01.09.2022 по 28.02.2023 года. Также Новиковой О.В. предоставлены сведения в отношении дочери ФИО6, однако в заявлении о назначении субсидии дочь не включена и не предоставлены сведения в отношении членов ее семьи ФИО2 и ФИО7

На основании п. 14 Правил ГКУ ЯО «ЕЦСВ» вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии от 01.06.2023 № 2241. Уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии направлено Новиковой О.В. по месту жительства посредством почтовой связи 05.06.2023 года.

При рассмотрении пакета документов от 29.09.2023 и получения сведений в порядке межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЯО «ЕЦСВ» установлено, что Новиковой О.В. не представила сведения об алиментах на содержание ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., сведения о доходах ФИО2 за период с мая по июль 2023 года, учитываемые при назначении субсидии.

На основании п. 14 Правил ГКУ ЯО «ЕЦСВ» вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии от 11.10.2023 № 883. Уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии направлено Новиковой О.В. по месту жительства посредством почтовой связи 11.10.2023 года.

Вместе с тем решение от 11.10.2023 № 883 не основано на законе и установленных судом фактических обстоятельствах с учетом следующего.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Из п. 8(1) Правил установлено, что уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии: сведения о документах, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи; сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Согласно п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Новиковой О.В. в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» предоставлена справка, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что гражданин ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>, в связи с чем по адресу: <адрес> он не зарегистрирован и не проживает, что означает, что коммунальные платежи, а также расходы на оплату жилья, начисляются, без учета ФИО2, который не является членом семьи истца для целей предоставления субсидии с 27.04.2023 г.

Согласно, пп. «ж» п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи, учитываются алименты, получаемые членами семьи.

В соответствии с п. 63.5 Приказа Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761» предусмотрено, что к видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы в виде алиментов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми).

Новиковой О.В. в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» было предоставлено решение Тутаевского городского суда от 26.10.2021, согласно которому ФИО8 предоставляет <данные изъяты>, проживает вместе с детьми.

Таким образом, в решении ответчика от 11.10.2023 г. безосновательно сделан вывод о том, что Новиковой О.В. должны быть представлены сведения о размере алиментов на несовершеннолетнего сына ФИО1, а также сведения о доходах ФИО2 за период с мая по июль 2023 года.

В связи с этим решение ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» от 11.10.2023 г. № 883 является незаконным. Имеются основания для возложения на ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» обязанности повторно рассмотреть заявление Новиковой О.В. от 29.09.2023 г. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При новом рассмотрении ответчиком должны быть учтены фактические обстоятельства, установленные решением суда.

Оснований для признания решения ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» от 01.06.2023 г. незаконным, не имеется, поскольку по делу установлено, что при обращении от 29.04.2023 г. истцом предоставлен неполный пакет документов, что в силу пункта 14 Правил № 761 влечет отказ в предоставлении субсидии. При этом ссылка прокурора на пункт 13(2) Правил № 761 ошибочна, поскольку данный пункт касается рассмотрения заявления или документов в виде электронного документа. В то же время заявление от 29.04.2023 г. было подано Новиковой О.В. лично, на бумажном носителе через МФЦ.

Оснований для компенсации морального вреда не имеется. Незаконным отказом нарушены имущественные права истца, что закон не рассматривает как основание компенсации морального вреда (статья 151 ГК РФ). На наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении личных неимущественных прав, истец не ссылался и соответствующих доказательств не представлял.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Тутаевского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», ИНН , от 11.10.2023 г. в предоставлении Новиковой О.В., <данные изъяты>, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» повторно рассмотреть заявление Новиковой О.В. от 29.09.2023 г. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С.Тюрин

ДД.ММ.ГГГГ

Дело № 2-80/24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 января 2024 года г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующий судья Тюрин А.С.

при секретаре Шибаковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах Новиковой О.В. к ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о признании незаконным решения,

У С Т А Н О В И Л:

Тутаевский межрайонный прокурор в интересах Новиковой О.В. обратился в суд с иском, с учетом уточнения требований, к ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о признании незаконными решений ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» от 01.06.2023 г. и от 11.10.2023 г. об отказе в предоставлении Новиковой О.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании за Новиковой О.В. право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, о возложении на ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» обязанности в установленном порядке и сроки повторно рассмотреть заявление Новиковой О.В. от 29.04.2023 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; о возложении на ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» обязанности в установленном порядке и сроки повторно рассмотреть заявление Новиковой О.В. от 29.09.2023 о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; о взыскании с ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу Новиковой О.В. компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей.

В исковом заявлении указано, что Тутаевской межрайонной прокуратурой по обращению Новиковой О.В. проведена проверка соблюдения ГКУ ЯО «ЕЦСВ» требований социального законодательства. В ходе проверки установлено, что в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» из МФЦ были переданы по реестру передаваемых дел заявление от 29.04.2023 и 29.09.2023 на предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Новиковой О.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>. При рассмотрении пакета документов от 29.04.2023 и получения сведений в порядке межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЯО «ЕЦСВ» установлено, что Новиковой О.В. в заявлении о назначении субсидии не включен несовершеннолетний сын ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не предоставлены сведения <данные изъяты> ФИО1, за расчетный период с 01.09.2022 по 28.02.2023 года. Также Новиковой О.В. предоставлены сведения в отношении дочери ФИО6, однако в заявлении о назначении субсидии дочь не включена и не предоставлены сведения в отношении членов ее семьи ФИО2 и ФИО7 На основании п. 14 Правил ГКУ ЯО «ЕЦСВ» вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии от 01.06.2023 № 2241. Уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии направлено Новиковой О.В. по месту жительства посредством почтовой связи 05.06.2023 года. При рассмотрении пакета документов от 29.09.2023 и получения сведений в порядке межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЯО «ЕЦСВ» установлено, что Новиковой О.В. не представила сведения об алиментах на содержание ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., сведения о доходах ФИО2 за период с мая по июль 2023 года, учитываемые при назначении субсидии. На основании п. 14 Правил ГКУ ЯО «ЕЦСВ» вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии от 11.10.2023 № 883. Уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии направлено Новиковой О.В. по месту жительства посредством почтовой связи 11.10.2023 года. Вместе с тем, Новиковой О.В. в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» предоставлена справка, <данные изъяты>, в связи с чем по адресу: <адрес> он не зарегистрирован и в настоящий момент не проживает, что означает, что коммунальные платежи, а также расходы на оплату жилья, начисляются без учета ФИО2 Новиковой О.В. в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» было предоставлено решение Тутаевского городского суда от 26.10.2021 № 2-1131/2021 согласно которому, ФИО8 предоставляет материальное содержание своим несовершеннолетним детям в <данные изъяты> В ходе проверки установлено, в силу норм действующего законодательства, уполномоченный орган должен был уведомить Новикову О.В. о необходимости предоставления дополнительных документов, необходимых для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, либо запросить недостающие сведения самостоятельно в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Доказательств, подтверждающих, что ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат» уведомил Новикову О.В. о необходимости представить недостающие документы, не представлено. Таким образом, оспариваемые решения ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат» от 01.06.2023 и 11.10.2023 нельзя признать законными и обоснованными, так как нарушают право Новиковой О.В. на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Кроме того, на основании ст. 151, ст. 1069, ст. 1101 ГК РФ в пользу Новиковой О.В. подлежит взысканию моральный вред. Исковое заявление предъявляется прокурором в связи с обращением Новиковой О.В.

В судебном заседании прокурор Байков А.К. иск поддержал.

Истец Новикова О.Н. иск поддержала, дополнив, что проживает в жилом помещении с гражданским супругом ФИО8, сыном ФИО18, дочерью ФИО11 и внуком ФИО12 ФИО2, зять истца, супруг ФИО11, брак зарегистрирован 23.04.2023 г., а 26.04.2023 г. <данные изъяты>. ФИО2 никогда не был зарегистрирован в жилом помещении истца. ФИО13, дочь истца, вместе с детьми снялась с регистрационного учета из квартиры истца в октябре 2023 года. С ФИО8 <данные изъяты>, он проживает вместе с истцом и детьми, содержит детей. Все документы были предоставлены в ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

Представитель ответчика ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» по доверенности Чувакова Ю.А. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что в своем исковом заявлении прокурор ссылается на пункт порядка предоставления субсидии, которые относится к подаче заявителем документов в электронном виде, в этом случае ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» приостанавливает рассмотрение заявления и уведомляет заявителя о необходимости предоставить недостающие документы. В спорном случае истцом документы были предоставлены через МФЦ. Первый раз истцу было отказано в предоставлении субсидии, поскольку в заявлении истец указала себя как единственного члена семьи, без указания на других членов семьи. Также не было представлено сведений о выплате алиментов, документы о доходах ФИО2 Про повторном обращении сведения <данные изъяты>, также не была представлена справка на ФИО2 о том, <данные изъяты>. При отказе в предоставлении субсидии, ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» ориентировался на Постановление №761, п. 33, в котором указано на совокупный доход семьи и при решении вопроса о назначении субсидии, в частности учитываются доходы граждан являющихся членами семьи заявителя независимо от раздельного или совместного проживания с заявителем.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично.

В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Как следует из разъяснений п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», по смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам (нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения) жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

В силу ч. 2 ст. 159 ЖК РФ, право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Согласно ч. 3 ст. 159 ЖК РФ субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Как следует из п. 3, 4, 32 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (далее - расчетный период).

Как следует из материалов дела, в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» из МФЦ были переданы по реестру передаваемых дел заявление от 29.04.2023 и 29.09.2023 на предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Новиковой О.В., зарегистрированной по адресу: <адрес>

При рассмотрении пакета документов от 29.04.2023 г. и получения сведений в порядке межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЯО «ЕЦСВ» установлено, что Новиковой О.В. в заявлении о назначении субсидии не включен несовершеннолетний сын ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не предоставлены сведения <данные изъяты> ФИО1, за расчетный период с 01.09.2022 по 28.02.2023 года. Также Новиковой О.В. предоставлены сведения в отношении дочери ФИО6, однако в заявлении о назначении субсидии дочь не включена и не предоставлены сведения в отношении членов ее семьи ФИО2 и ФИО7

На основании п. 14 Правил ГКУ ЯО «ЕЦСВ» вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии от 01.06.2023 № 2241. Уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии направлено Новиковой О.В. по месту жительства посредством почтовой связи 05.06.2023 года.

При рассмотрении пакета документов от 29.09.2023 и получения сведений в порядке межведомственного электронного взаимодействия ГКУ ЯО «ЕЦСВ» установлено, что Новиковой О.В. не представила сведения об алиментах на содержание ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., сведения о доходах ФИО2 за период с мая по июль 2023 года, учитываемые при назначении субсидии.

На основании п. 14 Правил ГКУ ЯО «ЕЦСВ» вынесено решение об отказе в предоставлении субсидии от 11.10.2023 № 883. Уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении субсидии направлено Новиковой О.В. по месту жительства посредством почтовой связи 11.10.2023 года.

Вместе с тем решение от 11.10.2023 № 883 не основано на законе и установленных судом фактических обстоятельствах с учетом следующего.

Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Из п. 8(1) Правил установлено, что уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии: сведения о документах, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи; сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Согласно п. 4 Правил субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Новиковой О.В. в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» предоставлена справка, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что гражданин ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <данные изъяты>, в связи с чем по адресу: <адрес> он не зарегистрирован и не проживает, что означает, что коммунальные платежи, а также расходы на оплату жилья, начисляются, без учета ФИО2, который не является членом семьи истца для целей предоставления субсидии с 27.04.2023 г.

Согласно, пп. «ж» п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» при расчете среднедушевого дохода семьи, учитываются алименты, получаемые членами семьи.

В соответствии с п. 63.5 Приказа Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761» предусмотрено, что к видам доходов, которые заявители могут самостоятельно декларировать в заявлении, относятся доходы в виде алиментов, получаемых членами семьи на основании соглашения об уплате алиментов между родителями (детьми).

Новиковой О.В. в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» было предоставлено решение Тутаевского городского суда от 26.10.2021, согласно которому ФИО8 предоставляет <данные изъяты>, проживает вместе с детьми.

Таким образом, в решении ответчика от 11.10.2023 г. безосновательно сделан вывод о том, что Новиковой О.В. должны быть представлены сведения о размере алиментов на несовершеннолетнего сына ФИО1, а также сведения о доходах ФИО2 за период с мая по июль 2023 года.

В связи с этим решение ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» от 11.10.2023 г. № 883 является незаконным. Имеются основания для возложения на ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» обязанности повторно рассмотреть заявление Новиковой О.В. от 29.09.2023 г. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. При новом рассмотрении ответчиком должны быть учтены фактические обстоятельства, установленные решением суда.

Оснований для признания решения ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» от 01.06.2023 г. незаконным, не имеется, поскольку по делу установлено, что при обращении от 29.04.2023 г. истцом предоставлен неполный пакет документов, что в силу пункта 14 Правил № 761 влечет отказ в предоставлении субсидии. При этом ссылка прокурора на пункт 13(2) Правил № 761 ошибочна, поскольку данный пункт касается рассмотрения заявления или документов в виде электронного документа. В то же время заявление от 29.04.2023 г. было подано Новиковой О.В. лично, на бумажном носителе через МФЦ.

Оснований для компенсации морального вреда не имеется. Незаконным отказом нарушены имущественные права истца, что закон не рассматривает как основание компенсации морального вреда (статья 151 ГК РФ). На наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении личных неимущественных прав, истец не ссылался и соответствующих доказательств не представлял.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Тутаевского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», ИНН , от 11.10.2023 г. в предоставлении Новиковой О.В., <данные изъяты>, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» повторно рассмотреть заявление Новиковой О.В. от 29.09.2023 г. о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через данный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.С.Тюрин

2-80/2024 (2-2748/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тутаевский межрайонный прокурор
Новикова Ольга Владимировна
Ответчики
ГКУ ЯО "Единый центр социальных выплат"
Департамент труда и социального развития Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ярославль
Судья
Тюрин Алексей Сергеевич
Дело на сайте суда
leninsky.jrs.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.10.2023Передача материалов судье
09.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее