№ №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2018 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Агафонова П.Ю.,
при секретаре судебного заседания Гончаровой Л.Ю.,
с участием истца Кулова Б.М.
представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности Ананниковой Э.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кулова <данные изъяты>, Куловой <данные изъяты> в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Кулова <данные изъяты> и Куловой <данные изъяты> к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа и возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в Майкопский городской суд с иском к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа и возложении обязанности. В обоснование иска указали, что Кулов <данные изъяты> составом семьи из четырех человек: Кулова <данные изъяты> - супруга (11.10.1989 г.р.), Кулов <данные изъяты> - сын (30.05.2013 г.р.) и Кулова Дана Беслановна - дочь (09.10.2015 г.р.) с 08.12.2015 года состоят на учете в Администрации МО «<адрес>» в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в списке молодых семей для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2019 года», с учетным номером «190». 04.05.2018 года истцам предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 762912 рублей. Для перечисления средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, Куловым Б.М. в дополнительном офисе Адыгейского РФ АО «Россельхозбанк» открыт банковский счет. Кулову Б.М., на праве общей долевой собственности принадлежит 1/4 доли квартиры, общей площадью 67,3 кв.м., с кадастровым номером 01:08:0513034:2351, находящейся по адресу: Республики Адыгея, <адрес>, кор.2, <адрес>. В целях улучшения жилищных условий 01.08.2018 года между Халаште А.А. и Куловым Б.М. и его супругой Куловой Р.А. заключен договор купли-продажи 3/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 67,3 кв.м., с кадастровым номером №, находящейся по адресу: Республики Адыгея, <адрес>, кор.2, <адрес>. Стоимость отчуждаемой доли составляет 2000000 руб. Согласно п.2 договора сумма в размере 762912 рублей должна быть перечислена на счет продавца за счет средств социальной выплаты в течении 20 рабочих дней после государственной регистрации перехода права собственности к покупателям (Кулову Б.М. и Куловой Р.А.) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Сумма в размере 637088 руб. уплачена покупателями продавцу за счет личных денежных средств, а сумма в размере 600000 руб. будет выплачена за счет кредитных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору №. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.08.2018 года, правообладателями 3/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кор. 2, <адрес>, являются Кулов Б.М. и Кулова Р.А. в равных долях. Куловым Б.М. и его супругой дано нотариальное обязательство переоформить приобретенную недвижимость с помощью социальной выплаты в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве в течении шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения (ипотека в силу закона). Выполнив все обязательства в соответствии с правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья, истцами представлены в банк все необходимые документы для перечисления денежных средств продавцу. Однако, 28.08.2018 года заместителем главы администрации МО «<адрес>» и руководителем Комитета по управлению имуществом Адыгейскому РФ АО «Россельхозбанк» возвращена заявка на перечисление средств социальной выплаты ввиду несоответствия с условиями Программы приобретение долей в квартире. Отказ в перечислении средств социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья считают незаконным. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Согласно п. 2 Правил, являющихся приложением N 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (далее - Правила), - социальные выплаты используются в частности для:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
Согласно п. 3 Правил, право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещение или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой.
В соответствии с п. 6 Правил, участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Указанные нормы не содержат запрета выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодым семьям, а равно на перечисление средств социальной выплаты молодым семьям, ставшим собственниками отдельного изолированного жилого помещения в результате приобретения в нем доли в праве общей долевой собственности.
Предоставление социальной выплаты молодым семьям в таких случаях не противоречит и общему смыслу названным Правил в целом, а также ч. 2 ст. 15 и чЛ ст. 16 Жилищного кодекса РФ.
В силу действующего гражданского законодательства, договор купли- продажи доли в праве общей долевой собственности является одной из разновидностей договоров приобретения жилья в собственность.
Иное толкование положений Правил привело бы к нарушению прав моей семьи, являющейся участником программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2016 - 2017 годы, не соответствовало бы цели данной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Кроме того, отказ в перечислении средств социальной выплаты мотивирован тем, что в ходе рассмотрения представленных документов выявлен факт намеренной продажи родителями истца и братом 3/4 доли квартиры третьему лицу в июле 2018 года.
Согласно п.2.1 Правил, социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и не полнородных братьев и сестер).
Вместе с тем, продавец Халаште А.А. ни одним из указанных лиц по отношению к истцам и членам их семьи не является, близким родственником не приходится.
Что касается договора купли-продажи 3/4 доли указанной выше квартиры, заключенного между родителями истца Куловым М.Х., Куловой М.А. и Халаште А.А., то данная сделка совершена в соответствии с требованиями закона, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 18.07.2018 года, заверена нотариусом, зарегистрирована в реестре за №, в установленном законом порядке недействительной сделкой не признана.
Просят суд признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «<адрес>» в перечислении средств социальной выплаты, предоставленной семье Куловых, состоящей из Кулова <данные изъяты> <данные изъяты> 24.03.1987 г.р., Куловой <данные изъяты> (11.10.1989 г.р.), Кулова <данные изъяты> (30.05.2013 г.р.) и Куловой <данные изъяты> (09.10.2015 г.р.) на приобретение (строительство) жилья молодым семьям по основаниям, приведенным в письме заместителя главы администрации МО «<адрес>», руководителем Комитета по управлению имуществом от 28.08.2018 года. Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «<адрес>» по перечислению Адыгейскому РФ АО «Россельхозбанк» средств социальной выплаты, выделенных семье Куловых по свидетельству на приобретение жилого помещения для оплаты договора купли-продажи недвижимости от 01.08.2018 года, заключенного с Халаште А.А.
Истица Кулова Р.А., будучи надлежаще извещенной о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явилась.
Истец Кулов Б.М. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «<адрес>» по доверенности Ананникова Э.Ю. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении требований истца за необоснованностью, указав, что считает отказ комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» обоснованным и законным, ст.15 ЖК РФ к объектам жилых прав относятся жилые помещения, частью 2 ст. ЖК жилым помещением признается изолированное помещение, в ст. 16 к жилым помещениям относятся – жилой дом, часть жилого дома, квартира- часть квартиры и комната. В данном случае речь идет о доле в квартире, порядок пользования которой неопределен. То есть это не отвечает требования жилищного законодательства на сегодняшний день. Если даже будет определен порядок пользования, там будут помещения общего пользования, балкон ванная кухня и в таком случае получается, что решением совета народных депутатов от 25.09.2005 года установлена норма не менее 10 кв.м., а у них 67 кв.м. площадь, значит меньше, то есть, у них не будет улучшения жилищных условий по программе.
Представители третьих лиц без самостоятельных требований Комитета Республики Адыгея по управлению имуществом и Адыгейского АО «Россельхозбанк», будучи надлежаще извещенными о дате, времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Реализуя предписания статьи 7, частей 1 и 2 статьи 38 и частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления.
К числу основных мер социальной защиты граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей.
В дополнение к основным мерам социальной защиты федеральный законодатель, действуя в соответствии со своими полномочиями и имея целью создание условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, предусмотрел различные дополнительные меры государственной поддержки семьи. Так, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для таких семей предусмотрена возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, независимо от места их жительства.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006г. №256-ФЗ лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе на улучшение жилищных условий.
В пункте 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ указано, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Согласно части 6.1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862, лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
В судебном заседании установлено, что Кулов <данные изъяты> составом семьи из четырех человек: Кулова <данные изъяты> - супруга (11.10.1989 г.р.), Кулов <данные изъяты> - сын (30.05.2013 г.р.) и Кулова <данные изъяты> - дочь (09.10.2015 г.р.) с 08.12.2015 года состоят на учете в Администрации МО «<адрес>» в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в списке молодых семей для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2019 года», с учетным номером «190»
Согласно свидетельства серии «МС» № от 04.05.2018 года истцам предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 762912 рублей. Для перечисления средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, Куловым Б.М. в дополнительном офисе Адыгейского РФ АО «Россельхозбанк» был открыт банковский счет.
Кулову Б.М., на праве общей долевой собственности принадлежит 1/4 доля квартиры, общей площадью 67,3 кв.м., с кадастровым номером №, находящейся по адресу: Республики Адыгея, <адрес>, кор.2, <адрес>, что подтверждается договором
В целях улучшения жилищных условий 01.08.2018 года между Халаште А.А. и Куловым Б.М. и его супругой Куловой Р.А. заключен договор купли-продажи 3/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 67,3 кв.м., с кадастровым номером 01:08:0513034:2351, находящейся по адресу: Республики Адыгея, <адрес>, кор.2, <адрес>.
Стоимость отчуждаемой доли составляет 2000000 руб. Согласно п.2 договора сумма в размере 637088 руб. уплачена покупателями продавцу за счет личных денежных средств, сумма в размере 600000 руб. будет выплачена за счет кредитных средств, предоставленных ПАО «Сбербанк России» по кредитному договору №, а сумма в размере 762912 рублей должна быть перечислена на счет продавца за счет средств социальной выплаты в течении 20 рабочих дней после государственной регистрации перехода права собственности к покупателям (Кулову Б.М. и Куловой Р.А.) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.08.2018 года, правообладателями 3/4 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кор. 2, <адрес>, являются Кулов Б.М. и Кулова Р.А. в равных долях.
Куловым Б.М. и его супругой дано нотариальное обязательство переоформить приобретенную недвижимость с помощью социальной выплаты в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве в течении шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения (ипотека в силу закона).
Выполнив все обязательства в соответствии с правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительства) жилья, истцами представлены в банк все необходимые документы для перечисления денежных средств продавцу.
Согласно письма Администрации МО «<адрес>» за № от 28.08.2018 года, видно, что Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» возвратила Адыгейскому РФ АО «Россельхозбанк» заявку на перечисление средств социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации в <адрес> в 2018 году основного мероприятия подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Адыгея «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» на 2014-2020 годы и муниципальных целевых программ по обеспечению жильем молодых семей на Кулова Беслана Мухамедовича в виду несоответствия с условиями Программы приобретение долей в квартире, а также до июля 2018г. принадлежавших вышеуказанных долей родителям истца Кулова Б.М.
Кроме того, согласно письма Администрации МО «<адрес>» за № от 03.08.2018 года адресованному Кулову Б.М. установлено, что в соответствии с п.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, приведенными в приложении № к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации») (далее - Правила) социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность молодой семьи (в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее кооператив);
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома;
д) для оплаты цены договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли- продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором с уполномоченной организацией) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Вышеуказанный перечень социальной выплаты является исчерпывающим.
Вместе с тем, как следует из Правил, предметом приобретения молодыми семьями в целях улучшения жилищных условий являются жилые помещения.
В статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны виды жилых помещений, к которым относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. При этом комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Доля в праве собственности на квартиру, как отнесение ее (доли) к виду жилого помещения, в статье 16 ЖК РФ не указана, ввиду чего в выплате было отказано.
Кроме того, в ходе рассмотрения представленных документов, выявлен факт намеренной продажи родителями и братом истца 3/4 долей квартиры третьему лицу в июле 2018 года, т.е. после того, как Кулову Б.М. было получено свидетельство МС 000103 от 04.05.2018г., что расценивается как намеренное введение органа муниципальной власти в заблуждение и попытка в обналичивании бюджетных средств.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ не содержит запрета направления средств материнского (семейного) капитала на приобретение жилого помещения (доли жилого помещения) в собственность граждан, имеющих право пользования данным жилым помещением.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что владелец сертификата вправе распорядиться средствами материнского (семейного) капитала (их частью), если его участие в обязательствах либо совершение им любых не противоречащих закону сделок или строительство (реконструкция) объекта индивидуального жилищного строительства направлены на улучшение жилищных условий.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является установление обстоятельства, свидетельствующего об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Исходя из установленных судом фактических обстоятельств, суд приходит к выводу, что приобретение истцами 3/4 доли в праве собственности на квартиру не улучшило жилищных условий, поскольку данные граждане до приобретения доли в праве собственности на квартиру проживали в этом жилом помещении, пользовались им, площадь, приходящаяся на каждого члена семьи истца, не увеличилась, общая площадь (67,3 кв.м.) квартиры не позволяют выделить несовершеннолетним детям в пользование изолированное жилое помещение, между сособственниками не определен порядок пользования жилым помещением.
При таких обстоятельствах цели предоставления государственной поддержки в виде улучшения жилищных условий семьи с несовершеннолетними детьми не достигнуты, а потому оспариваемое решение Администрации МО «<адрес>» от 28.08.2018 года об отказе в направлении средств на оплату указанной сделки является законным.
С учетом указанного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Кулова <данные изъяты>, Куловой <данные изъяты> в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Кулова <данные изъяты> и Куловой <данные изъяты> к Администрации МО «<адрес>» о признании незаконным отказа и возложении обязанности, отказать за необоснованностью
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца.
<данные изъяты>
Председательствующий: <данные изъяты> П.Ю. Агафонов