дело № 2а-86/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2020 года г. Новоржев
Псковская область
Пушкиногорский районный суд Псковской области (постоянное судебное присутствие в городе Новоржеве Новоржевского района) в составе председательствующего судьи Ленгарт М.Я.,
при секретаре Александрович Е.А., помощнике судьи Александровой Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пашкова М.А. к Собранию депутатов Новоржевского района Псковской области и Администрации Новоржевского района Псковской области о признании незаконными решений Собрания депутатов Новоржевского района Псковской области,
установил:
Пашков МА. обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Пушкиногорского района Псковской области и администрации Новоржевского района Псковской области о признании незаконными решений Собрания депутатов Новоржевского района Псковской области.
В обоснование требований указано, что решением Собрания депутатов Новоржевского района Псковской области от 22.07.2019 №1 «О досрочном прекращении полномочий Главы Новоржевского района» досрочно прекращены полномочия Главы Новоржевского района Пашкова М.А., в связи с отставкой по собственному желанию - п. 2 ч.б ст. 36 Федерального закона № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федерального закона № 131-ФЭ )
16.09.2019 прокурором Новоржевского района на указанное решение принесен протест № №, с требованием, изменения основания досрочного прекращения полномочий Главы Новоржевского района Пашкова М.А., а именно с п.2 ч.б ст. 36 Федерального закона № 131-ФЭ на п.6 ч.б ст. 36 Федерального закона № 131-ФЭ - вступление в законную силу обвинительного приговора суда.
На 20 сессии 6 созыва Собрания депутатов Новоржевского района Псковской области 18.10.2019 принято решение № 9 «Об отмене решения Собрания депутатов Новоржевского района от 22.07.2019 №1 «О досрочном прекращении полномочий Главы Новоржевского района»» (по собственному желанию) и принято решение №10 «О досрочном прекращении полномочий Главы Новоржевского района» (в связи с вступлением в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда) и решение №11 «Об отмене пункта 1.1. решения Собрания депутатов Новоржевского района от 24.07.2019 № 1-о «О гарантированных выплатах Главе Новоржевского района в связи с прекращением полномочий»».
Полагал, что так как, он обратился с заявлением об отставке по собственному желанию 16.07.2019, то есть до вступления 19.07.2019 приговора Бежаницкого районного суда Псковской области от 08.07.2019, в законную силу, то у Собрания депутатов Новоржевского района, на 22.07.2019 - день рассмотрения его заявления на 18 сессии 6 созыва, при отсутствии у представительного органа указанного приговора, - имелось лишь одно основание для досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования- это заявление по собственному желанию.
Кроме того, административным истцом указано, что в соответствии с ч. 2 ст. 86 УК РФ лицо освобожденное от наказание, считается несудимым, то есть, фактически изменяя основание досрочного прекращения полномочий Главы не привели правовой акт в соответствие, а грубо нарушили права Пашкова М.А., и гарантии, установленные ч. 1 ст. 11 Закона области «О статусе Главы муниципального образования Псковской области».
На основании вышеизложенного просили признать незаконными решения
Собрания депутатов Новоржевского района Псковской области от 18.10.2019 №9 «Об отмене решения Собрания Депутатов Новоржевского района от 22.07.2019 №1 «О досрочном прекращении полномочий Главы Новоржевского района»»; от 18.10.2019 №10 «О досрочном прекращении полномочий Главы Новоржевского района»; от 18.10.2019 № 11 «Об отмене пункта 1.1. решения Собрания депутатов Новоржевского района от 24.07.2019 № 1-о «О гарантированных выплатах Главе Новоржевского района в связи с прекращением полномочий»».
В судебном заседании административный истец - Пашков М.А. и его представитель адвокат Пушкиногорского филиала ПОКА Никитин А.В. административный иск поддержали по изложенным в нём основаниям. При этом Пашков М.А. пояснил, что является не судимым, в силу ч. 2 ст. 86 УК РФ, как лицо освобожденное от наказание, то есть приговор не является обвинительным, что исключает основание досрочного прекращение его полномочий как Главы Новоржевского района Псковской области по п.6 ч.б ст. 36 Федерального закона № 131-Ф3.
Представитель Пашкова М.А. - Никитин А.В. заявил об отказе от административных исковых требований в части отмены решения Собрания Депутатов Новоржевского района Псковской области № 11 от 18.10.2019. «Об отмене пункта 1.1. решения Собрания депутатов Новоржевского района от 24.07.2019 № 1-о «О гарантированных выплатах Главе Новоржевского района в связи с прекращением полномочий»».
Отказ от административных исковых требований, в указанной части, принят судом, о чем вынесено определение от 06.08.2020.
Представитель административного ответчика -Собрания депутатов Новоржевского района Псковской области и Администрации Новоржевского района Псковской области Портнова А.Г. с административным иском не согласились, ссылаясь в обоснование своей позиции на доводы, изложенные в представленных суду возражениях на административный иск.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Главой 22 Кодекса об административном судопроизводстве РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131- ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объёме.
В соответствии с ч. 9 этой же статьи при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЭ установлено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с
настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно пунктом 6 части 6 статьи 36 Федерального закона № 131-Ф3 полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда.
Решением Собрания депутатов Новоржевского района от 24.07.1994 года принят Устав Новоржевского района Псковской области, определяющий правовые основы местного самоуправления на территории муниципального образования Новоржевский район Псковской области, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, порядок формирования органов и должностных лиц местного самоуправления, их полномочия, принципы взаимодействия и разграничения их компетенции, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, организацию деятельности по решению задач социально-экономического развития города, защите прав и интересов его жителей, иные вопросы осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального образования по решению вопросов местного значения и исполнения отдельных государственных полномочий.
В соответствии с п.6 ч. 1 ст. 19 Устава Новоржевского района Псковской области полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного решения суда.
Судом установлено, что на основании постановления ТИК Новоржевского района № № от 16.09.2014 «О результатах Выборов Главы Новоржевского района Псковской области» и распоряжения Администрации Новоржевского района от 19.09.2014 № №-лс Пашков М.А. являлся Главой Новоржевского района.
Решением Собрания депутатов Новоржевского района Псковской области от
22.07.2019 №1 «О досрочном прекращении полномочий Главы Новоржевского района» досрочно, с 01.08.2019 прекращены полномочия Главы Новоржевского района Пашкова М.А. в связи с отставкой по собственному желанию - п. 2 ч.б ст. 36 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федерального закона № 131-ФЭ )
16.09.2019 прокурором Новоржевского района принесен протест № № с требованием изменения основания досрочного прекращения полномочий Главы Новоржевского района Пашкова М.А., а именно с п.2 ч.б ст. 36 Федерального закона № 131-ФЭ на п.6 ч.б ст. 36 Федерального закона № 131-ФЭ - вступление в законную силу обвинительного приговора суда с указанием, что приговором Бежаницкого районного суда Псковской области от 08.07.2019 (вступившим в законную силу 19.07.2019) Пашков М.А. признан виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 2 ст. 286 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб. Пашков М.А. освобожден от отбывания наказания с соответствии со ст. 28 УПК РФ на основании ст. 75 УК РФ в связи с деятельным раскаянием.
Во исполнение протеста прокурора Новоржевского района на 20 сессии 6 созыва Собрания депутатов Новоржевского района Псковской области 18.10.2019 принято решение № 9 «Об отмене решения Собрания депутатов Новоржевского района от
22.07.2019 №1 «О досрочном прекращении полномочий Главы Новоржевского района»» (по собственному желанию) и принято решение №10 «О досрочном прекращении полномочий Главы Новоржевского района» (в связи с вступлением в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда).
При принятии оспариваемых решения на заседании присутствовало необходимое количество депутатов. Решение принято путем открытого голосования. Решение утверждено простым большинством голосов.
В связи с тем, что 19.07.2019 в отношении Пашкова М.А. - являющегося главой муниципального образования, вступил в законную силу приговор Бежаницкого районного суда Псковской области, Собрание Депутатов Новоржевского района должно было
принять решение о досрочном прекращении полномочий Пашкова М.А, как главы Новоржевского района Псковской области в силу требований федерального закона - на основании п.6 ч 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЭ, что согласуется с требование, изложенным в п. 6 ч.1 ст. 19 Устава Новоржевского района Псковской области, в соответствии с которым полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного решения суда.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение принято в соответствии с полномочиями Собрания депутатов Новоржевского района Псковской области, в соответствии с требования действующего законодательства, устава и регламента, порядок принятия решения соблюден, в пределах своих полномочий.
Доводы административного истца о том, что обстоятельством, имеющим значения для дела является факт наличия либо отсутствии судимости, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с п. 6 ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЭ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" досрочное прекращение полномочий является следствием вступления в законную силу обвинительного приговора суда и не ставится в зависимость от погашения или снятия судимости.
По своей правовой природе институт судимости как уголовно-правового средства, направленного на обеспечение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом в сфере уголовно-правовых отношений, служит для достижения конституционно значимых целей дифференциации уголовной ответственности и наказания, усиления его исправительного воздействия на осужденного, предупреждения новых преступлений и тем самым - защиты личности, общества и государства от преступных посягательств.
Законодательством Российской Федерации предусмотрены также правовые последствия судимости, не преследующие цель реализации уголовной ответственности, которые проявляют себя в иных отраслях и связаны с запретом на занятие определенных должностей, в том числе и занятия публичной должности, в данном случае - Главы муниципального образования.
Так как, именно глава местной администрации является представителем муниципального образования и аккумулирует в своих руках полномочия местной администрации. Каждый из находящихся под защитой статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации участников правоотношений должен иметь возможность быть уверенным в неизменности официально признанного правового статуса - как своего, так и других лиц (в том числе осужденных за преступления, направленные против него или против общественных интересов), с которым он соизмерял свое поведение и его последствия (Постановление Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 г. N 20-П).
Согласно ч. 1 ст. 302 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации приговор суда может быть оправдательным или обвинительным.
В соответствии с ч. 5 ст. 302 УПК РФ обвинительный приговор постановляется: 1) с назначением наказания, подлежащего отбыванию осужденным; 2) с назначением наказания и освобождением от его отбывания; 3) без назначения наказания.
Таким образом, установив, что в отношении Пашкова М.А. являющегося главой Новоржевского района, судом постановлен и вступил в законную силу обвинительный приговор (ст. ст. 307 - 308 УПК РФ), что в соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЭ является основанием для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования и не зависит от вида и меры назначенного наказания, факта наличия или отсутствия судимости, а также наличия либо отсутствия заявления о прекращении полномочий по собственному желанию,
Проверяя процедуру принятия оспариваемого решения, суд приходит к выводу, о том, что оспариваемые административным истцом решения Собрания депутатов Новоржевского района приняты представительным органом местного самоуправления,
обладающим полномочиями на его принятие, с соблюдением установленного порядка его принятия, подписано надлежащим должностным лицом местного самоуправления. Содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона.
Иных нарушений прав и свобод Пашкова М.А., предусмотренных законом, при принятии оспариваемого решения также не установлено.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ 18.10.2019 №9 «░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 22.07.2019 №1 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░»»; ░░ 18.10.2019 №10 «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░