Решение по делу № 2-551/2024 (2-5761/2023;) от 27.09.2023

Дело № 2-551/2024

УИД 18RS0004-01-2023-002264-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 августа 2024 года                                                                               г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Иванова А.А.,

при секретаре Брегадзе М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к МО «<адрес>» в лице ФИО3 <адрес>, Министерству строительства и жилищной политики Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов,

у с т а н о в и л:

Истец, ФИО2 первоначально обратилась в Индустриальный районный суд <адрес> с иском к Управлению ЖКХ ФИО3 <адрес> об обязании ответчика предоставить ей и членам ее семьи благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения с правом дальнейшей приватизации указанного жилого помещения, обязании ответчика предоставить ей и членам ее семьи жилищный сертификат для приобретения благоустроенного жилого помещения, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, судебных расходов по оплате юридических услуг в размере 19750 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>, комнате в коммунальной квартире. Совместно с ней проживает и зарегистрирован ее сын ФИО10, <дата> года рождения. Комната имеет площадь 14,8 кв.м., что менее учетной нормы, установленной в Удмуртской Республике на семью в составе двух человек. Иных жилых помещений в собственности она не имеет.

С <дата> истец состоит на учете ФИО1 <адрес>, в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, однако, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.

С 2008 года истец является инвалидом III группы, трудовую деятельность не осуществляет по независящим от нее причинам. Единственный доход – пенсия в размере 19 900 рублей, уходит на покупку лекарств, обследования и прочее.

Определением Индустриального районного суда <адрес> УР от <дата> по ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика Управления ЖКХ ФИО3 <адрес> на надлежащего - МО «<адрес>» в лице ФИО3 <адрес>; дело передано для рассмотрения по подсудности в Октябрьский районный суд <адрес>.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> УР от <дата> по ходатайству представителя истца в качестве соответчика привлечено Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, определениями суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены ФИО10, ФИО9, Управление ЖКХ ФИО3 <адрес>.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО3 <адрес> ФИО6, действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики ФИО7, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, ФИО10, ФИО9, Управление ЖКХ ФИО3 <адрес>, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

Гражданское дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, из материалов дела следует, что истец ФИО2, <дата> года рождения, является инвалидом III группы по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-2013 <номер> от <дата>.

Согласно ответу на судебный запрос ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата>, по результатам проведения МСЭ <дата> ФИО2 впервые установлена третья группа инвалидности с причиной «общее заболевание» сроком на 1 год. При проведении МСЭ в 2009-2012 г.г. ФИО2 также признавалась инвалидом третьей группы с причиной «общее заболевание» с ежегодным переосвидетельствованием. По результатам проведения МСЭ <дата> ФИО2 установлена третья группа инвалидности с причиной «общее заболевание» без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) (коды заболеваний по МКБ-10: М42.1, М16.0, R32).

Согласно выписке из ЕГРН от <дата>, в собственности ФИО2 имеется 1/3 доля в жилом помещении, площадью 14,8 кв.м., по адресу: <адрес>, городок Машиностроителей, <адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости: жилая комната, расположенная по адресу: <адрес>, городок Машиностроителей, <адрес>., площадью 14,8 кв.м., ее собственниками являются по 1/3 доле: ФИО9, ФИО2, ФИО10

Постановлением ФИО1 <адрес> от <дата> <номер> ФИО2 поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно ответу Управления муниципального жилья ФИО3 <адрес> от <дата> на обращение ФИО2 от <дата> по вопросу улучшения жилищных условий, ФИО2 сообщено, что по состоянию на <дата> в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в ФИО1 <адрес>, ее очередность - <номер>. Разъяснено, что ее жилищный вопрос будет решаться в порядке очередности согласно дате постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Изложенные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами, по существу сторонами не оспариваются.

В силу части 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Исходя из норм статьи 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 4 ст. 49 ЖК РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, заболевание ФИО2 не входит в действующий Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных Приказом Минздрава России от <дата> <номер>н, являющихся основанием для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от <дата> № 181-ФЗ (статья 17).

До <дата> инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

Согласно абзаца 3 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от <дата> № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от <дата> № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до <дата>, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после <дата>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, в соответствии с Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, утвержденным Постановление Правительства УР от <дата> <номер>, является уполномоченным органом государственной власти по обеспечению жильем граждан, имеющих право на указанную меру социальной поддержки в соответствии с ФЗ от <дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно, граждан, относящихся к категории инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятых в качестве таковых на учет органами местного самоуправления до <дата>.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации <номер>-КГ18-72 от <дата>, в котором, в частности, указано, что для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после <дата>), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.

Между тем, ФИО2 была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий <дата>, при этом инвалидность ей получена после 2005 года, доказательств наличия у нее тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний, в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о предоставлении ей и членам ее семьи благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения с правом дальнейшей приватизации указанного жилого помещения, обязании ответчика предоставить ей и членам ее семьи жилищный сертификат для приобретения благоустроенного жилого помещения, не имеется.

Поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, отсутствуют основания для взыскания с ответчиков в пользу истца судебных расходов по уплате государственной пошлины и оплате юридических услуг.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО2 к МО «<адрес>» в лице ФИО3 <адрес>, Министерству строительства и жилищной политики Удмуртской Республики о предоставлении жилого помещения, предоставлении жилищного сертификата, взыскании судебных расходов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий судья                                                                  А.А. Иванов

Мотивированное решение принято в окончательной форме 08.10.2024г.

Председательствующий судья                                                                 А.А. Иванов

2-551/2024 (2-5761/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернова Лидия Ефимовна
Ответчики
МО "Город Ижевск" в лице Администрации г. Ижевска
Министерство строительства и жилищной политики УР
Другие
Управление ЖКХ Администрации г.Ижевска
Гереева Елена Семеновна
Гереев Николай Семенович
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
oktyabrskiy.udm.sudrf.ru
27.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.09.2023Передача материалов судье
28.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.11.2023Предварительное судебное заседание
21.12.2023Предварительное судебное заседание
21.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.03.2024Предварительное судебное заседание
05.04.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
15.08.2024Судебное заседание
08.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2024Дело оформлено
18.11.2024Дело передано в архив
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее