Дело № 5-585/2022 06 июля 2022 года
УИД 29RS0023-01-2022-004298-04
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
Судья Северодвинского городского суда Архангельской области
Попова Дарья Владимировна, рассмотрев в помещении суда по адресу: 164500, г. Северодвинск Архангельской области, ул. Ломоносова, д. 107а, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении:
Северодвинского муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – СМУП «ЖКХ», юридический адрес: Архангельская область, город Северодвинск, улица Бойчука, дом 3, ИНН 2902035012, ОГРН 10229008441435, зарегистрированного до 01.07.2022 Администрацией МО «Северодвинск» 28.06.1996, после 01.07.2022 ИФНС России по городу Архангельску 31.07.2015, ранее не привлекавшегося за совершение однородных административных правонарушений, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, |
исследовав письменные материалы дела,
у с т а н о в и л:
по материалам, представленным отделом муниципального жилищного контроля Контрольного управления Администрации Северодвинск», в ходе рейда 11.05.2022 установлено, что в жилых домах № <адрес> Архангельской области на досках объявлений, расположенных в подъездах, СМУП «ЖКХ» не обеспечено размещение актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества собственников, в нарушение пункта 35 Указа Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (далее - Указ Губернатора № 28-у).
Таким образом, СМУП «ЖКХ» не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Защитник СМУП «ЖКХ» ..... в судебном заседании вину предприятия в совершении административного правонарушения не признала. Пояснила, что дезинфекционные мероприятия общего имущества собственников проводились в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, а также в установленные законом сроки, представив соответствующие письменные доказательства. Кроме того, указала, что актуальные графики дезинфекционных мероприятий часто срывают сами жильцы дома.
Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, извещено надлежащим образом, ходатайствовало о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Судья, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее также Федеральный закон № 52-ФЗ) ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
В силу пункта «б» части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Реализуя предоставленные ему полномочия, и в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, Главный государственный санитарный врач РФ в пунктом 1.5 постановления от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» постановил высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
В соответствии с пунктами «м», «у» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: м) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; у) устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта.
Во исполнение указанных положений закона и в целях минимизации последствий от возможных чрезвычайных ситуаций, а также принятия дополнительных мер по защите населения и территорий Архангельской области от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) был издан указ Губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у «О введении на территории Архангельской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и мерах по противодействию распространению на территории Архангельской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (в редакции, действующей на дату выявления административного правонарушения), согласно пункту 1 которого на территории Архангельской области с 00 час. 00 мин. 18 марта 2020 года до особого распоряжения введён режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В пункте 35 указа от 17.03.2020 № 28-у (в редакции, действующей на дату выявления административного правонарушения) управляющим компаниям, иным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами на территории Архангельской области предписано обеспечить регулярное (не менее чем один раз в три дня, а в случае поступления информации об установлении по месту жительства (месту пребывания) заболевшего новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) - в день поступления такой информации) проведение мероприятий по дезинфекции общего имущества в многоквартирных жилых домах и на прилегающих территориях с применением дезинфицирующих средств с соблюдением при проведении таких мероприятий рекомендаций по проведению дезинфекционных мероприятий на открытых пространствах населенных пунктов и в многоквартирных жилых домах в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), являющихся приложением к письму Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 апреля 2020 года № 02/5925-2020-24; обеспечить размещение на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего кодекса, установлена частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Наличие в действиях СМУП «ЖКХ» состава административного правонарушения и его вина, помимо протокола об административном правонарушении № 09-14/390 от 09.06.2022, подтверждается сопроводительным письмом Управления о направлении материалов от 16.05.2022, актом Управления от 11.05.2022, копиями графиков дезинфекции помещений общего пользования в многоквартирном доме и прилегающей территории с применением дезинфицирующих средств, платёжно-расчётными документами, копиями санитарной обработки подъездов, копиями договоров управления домами.
Приведённые доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка.
Данных о какой-либо заинтересованности должностного лица в исходе дела, его небеспристрастности к СМУП «ЖКХ» или допущенных злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение указанные им факты не имеется.
На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии в действиях СМУП «ЖКХ» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Вина СМУП «ЖКХ» в рассматриваемом случае выразилась в том, что оно своевременно не выявило нарушения и не устранило их.
Доводы защитника при этом на то обстоятельство, что актуальные графики дезинфекционных мероприятий часто срывают сами жильцы дома, не может служить основанием для освобождения СМУП «ЖКХ» от инкриминируемого состава административного правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих о принятии СМУП «ЖКХ» всех зависящих от него мер по соблюдению правил поведения при введении режима повышенной готовности в отношении домов, указанных в протоколе об административном правонарушении, а также доказательства объективной невозможности принятия им мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины в совершении вменённого административного правонарушения.
В соответствии со статьями 20, 196 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Положением о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утверждённым постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 инспекция осуществляет лицензирование деятельности по управлению, многоквартирными домами; государственный жилищный надзор и лицензионный контроль соблюдения обязательных требований жилищного законодательства.
Основания для проведения проверок установлены частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ, частью 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ. Указанные основания для организации проведения проверок при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального контроля являются исчерпывающими.
Вместе с тем, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (в редакции от 01.04.2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68). Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуаций гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил),
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закон № 68, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у» «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона № 68.
В развитие приведённых выше положений законодательства Российской Федерации в Архангельской области принят нормативный правовой акт - Указ Губернатора Архангельской области № 28-у.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона № 68).
Из анализа приведённых норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Так, по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ подлежат квалификации действия юридического лица, выразившиеся в нарушении пункта 35 Указа № 28-у.
Инспекция, органы муниципального жилищного контроля администраций муниципальных образований Архангельской области должны обеспечить контроль за исполнением вышеуказанных требований.
Мероприятия по контролю соблюдения управляющими компаниями, иными организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории Архангельской области, вышеуказанных требований осуществляются вне рамок действия Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При проведении таких мероприятий (рейдов) рассматриваются графики проведения мероприятий по дезинфекции общего имущества в многоквартирных жилых домах и на прилегающих территориях; проверяется их актуальность и факт размещения в подъездах домов; рассматриваются документы, подтверждающие покупку организацией дезинфицирующих средств и фактическое проведение мероприятий по дезинфекции.
Согласно пункту 8 Указа Губернатора Архангельской области от 09.04.2020 № 48-у должностные лица государственной жилищной инспекции Архангельской области уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, в отношении организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, расположенными на территории Архангельской области.
При этом ссылки защитника на проведение предприятием дезинфекционных мероприятий общего имущества собственников в строгом соответствии с требовании действующего законодательства, а также в установленные законом сроки, с представлением соответствующих письменных доказательств правового значения не имеют, поскольку в рамках рассмотрения настоящего дела СМУП «ЖКХ» инкриминируется необеспечение размещения на досках объявлений, расположенных в подъездах многоквартирного дома, актуальных графиков дезинфекционных мероприятий общего имущества в многоквартирных домах, а не отсутствие проведения мероприятий по дезинфекции общего имущества в многоквартирных жилых домах.
Совершённое правонарушение, вопреки доводам защитника, малозначительным не является.
При назначении административного наказания судья на основании положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитывает общественно опасный характер административного правонарушения, совершённого вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей и недостаточного контроля со стороны юридического лица, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.2, 4.3 КоАП РФ), судьёй не установлено.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение и административный штраф.
Статьёй 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Санкцией части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлено назначение административного наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Если в санкции статьи КоАП РФ наряду с наложением административного штрафа предусмотрен такой вид административного наказания как предупреждение, решение о наложении административного штрафа должно быть мотивировано.
Поэтому в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в мотивировочной части постановления должны быть приведены мотивы, что менее строгий вид административного наказания, каким в силу пункта 1 части 1 статьи 3.2 Кодекса является предупреждение, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Как следует из обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 (далее - Обзор), при решении вопроса о назначении лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, административного наказания конкретного вида и размера необходимо руководствоваться положениями главы 4 КоАП РФ и иметь в виду, что такое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом в ответе на вопрос № 21 указанного Обзора, исходя из содержания нормы по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения может быть назначено любому субъекту административного правонарушения (гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическому лицу), предусмотренного названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении.
Таким образом, при назначении административного наказания судья на основании положений части 2 статьи 4.1 КоАП РФ учитывает общественно опасный характер совершённого административного правонарушения, отсутствие смягчающего и отягчающих ответственность обстоятельств.
Учитывая изложенное и конкретные обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание, что ранее СМУП «ЖКХ» к административной ответственности не привлекалось, считаю необходимым избрать в отношении него административное наказание в виде предупреждения.
Законные основания для назначения наказания в виде административного штрафа отсутствуют.
Руководствуясь статьями 29.7, 29.10 и 29.11 КоАП РФ, судья,
постановил:
признать Северодвинское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно- коммунальное хозяйство» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья Д. В. Попова