Решение по делу № 33а-9468/2021 от 16.07.2021

Судья: Калынова Е.М.                                                        Дело №33а-9468/2021

(дело №2а-176/2021)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                               18 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Самарцевой В.В.,

судей: Есыревой Е.В., Жилкина А.М.,

при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,

с участием представителя ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области Боченева М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Есыревой Е.В. административное дело по апелляционным жалобам Томашпольского ФИО13, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области на решение Борского городского суда Нижегородской области о 27 января 2021 года по административному делу по административному иску Томашпольского ФИО14 к Министерству Финансов Российской Федерации, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,

установила:

Томашпольский Ю.В. обратился в Борский городской суд Нижегородской области с вышеназванным иском, указав в обоснование, что в период с 20.02.2012 года по 16.01.2018 года (5 лет 10 месяцев и 27 дней) отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания, а именно: с нарушением минимальных норм жилой площади, питания, материально-бытового обеспечения.

Основную часть срока наказания административный истец содержался в отряде № 7 исправительного учреждения и лишь с августа 2017 года до условно-досрочного освобождения - в отряде № 8.

В отряде № 7 с 2012 года по 2017 год в разное время содержалось от 110 до 131 осужденных. Помещение отряда разделено на четыре спальных помещения, кабинет начальника отряда, раздевалка, комната хранения сумок и вещей, комната воспитательной работы, умывальное помещение, а также помещение с туалетными кабинками. Томашпольский Ю.В. проживал в жилой секции общей площадью 63 кв.м., где установлено 40 кроватей, 23 тумбочки, 40 табуреток и проживало 40 человек (осужденных). Плохая вентиляция создавала удушливую атмосферу, что отражалось на физическом и психическом состоянии осужденных.

Комната воспитательной работы, площадью 17,5 кв. м., из-за переполненности заселена 10 осужденными и в ней установлено 10 кроватей; 06 тумбочек; 10 табуреток; лавка для осужденных, просматривающих телепередачи по закрепленному на стене телевизору.

В умывальном помещении площадью 11,5 кв. м. установлено всего 08 раковин, а в туалете площадью 11,5 кв. м. 08 унитазов, из которых 02 подключены к системе канализации, что создавало крайние неудобства для их посещения.

Медицинская помощь ограничена количеством посетителей в день, что создавало большие очереди; питание однообразное и скудное, без свежих овощей и фруктов, порции мясо и рыбы были ниже установленной нормы; вещевое довольствие выдавалось не в полном объеме.

Аналогичные условия содержания осужденных имели место и в отряде № 8.

Указанные факты нарушений условий содержания подтверждаются множественными представлениями прокуратуры Нижегородской области, внесенными в адрес начальника ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области.

Ссылаясь на практику Европейского Суда по правам человека, Конвенцию «О защите прав человека и основных свобод», административный истец просил суд признать незаконными действия (бездействия) администрации ФК ГУФСИН Росси по Нижегородской области в части содержания Томашпольского Ю.В. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН Росси по Нижегородской области с 20.02.2012 по 16.01.2018 года с нарушением минимальных норм жилой площади, минимального количества унитазов и раковин для умывания, питания, материально-бытового обеспечения, установленных на основании статьи 99 УИК РФ и с нарушением Конвенции от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод»; взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Томашпольского Ю.В. компенсацию за нарушение условий содержания Томашпольского Ю.В. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с 20.02.2012 по 16.01.2018 года в размере один миллион рублей.

В иске указал, что 24.06.2017 Томашпольский Ю.В., в соответствии с требованиями ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 494-ФЗ от 27.12.2019, обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека (жалоба № 30666/17), в связи с чем срок обращения с настоящим иском не пропущен.

Решением Борского городского суда Нижегородской области от 27 января 2021 года исковые требования Томашпольского Ю.В. удовлетворены частично, признано незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Томашпольского ФИО15 в период с 20.02.2012 г. по 16.01.2018 г. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Томашпольского ФИО16 взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей, а также государственная пошлина в размере 300 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Томашпольскому Ю.В. отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, административный истец Томашпольский Ю.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции изменить и удовлетворить требования в полном объеме, увеличив размер компенсации. Считает сумму компенсации заниженной в сравнении с выплатами, присуждаемыми Европейским Судом по правам человека, выплатами, присужденными российскими судами другим осужденным.

ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области подали апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции, в которой просят отменить состоявшийся судебный акт, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считают недоказанными выводы судов о незаконном бездействии ГУФСИН России по Нижегородской области и ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области, сообщают о мерах, предпринятых для обеспечения надлежащих условий содержания и объективных причинах, препятствующих этому; полагают, что суду следовало учесть обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения.

Одновременно представитель административных ответчиков заявил ходатайство о применении мер предварительной защиты в виде приостановления исполнения судебного решения по административному делу. Ходатайство рассмотрено и отклонено, поскольку отсутствуют основания для применении мер предварительной защиты в виде приостановления исполнения судебного решения по настоящему административному делу.

В суде апелляционной инстанции представитель ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области Боченев М.В., просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени, дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан, основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Заслушав представителя административных ответчиков, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).

В силу положений ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.

Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации также предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).

Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Статьей 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.

Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Согласно ст.ст. 74, 82, 99 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.

Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.

В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", ст. ст. 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.03.2003 №30дсп установлена норма количества унитазов в исправительном учреждении с учетом 1 единицы на 10 человек.

Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).

Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (п. 21).

В соответствии с п. 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.11.2001 №18/29-395, помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней.

Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295, осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительных учреждений. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи (п. 29). Согласно представленным документам порядок пользования помещениями для приема пищи в распорядке дня в ИК-11 установлен.

Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр. Данным постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Как следует из материалов дела и судом установлено, что Томашпольский Ю.В., [дата] года рождения, приговором Армавирского городского суда Краснодарского края от 10.01.2011 года осужден по <данные изъяты>. лишения свободы. В соответствии со ст.70 УК РФ частично присоединено не отбытое наказание по приговору от 11.06.2010 г. Армавирского городского суда Краснодарского края и окончательно назначено 9 лет лишения свободы со штрафом <данные изъяты> руб. с лишением права занимать должности в правоохранительных органах на срок <данные изъяты> с лишением права управлять транспортными средствами на срок 10 месяцев в ИК строгого режима. Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 24.06.2016 г. зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей.

Согласно справке ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 09.11.2020 Томашпольский Ю.В., 1981 года рождения, прибыл из ИЗ-23/2 г.Армавир ГУФСИН России по Краснодарскому краю и содержался в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области с 20.02.2012 по 16.01.2018.

По прибытию в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был распределён для проживания:

- в отряд [номер], в котором содержался с 22.02.2012 г. по 18.07.2017 г.,

- в отряд №8, в котором содержался с 18.07.2017 г. по 16.01.2018 г.

Освобожден 16.01.2018 г. по апелляционному постановлению Нижегородского областного суда от 11.01.2018 г. на основании 79 УК РФ условно-досрочно на 02 г. 02 мес. 24 дн.

В материалы дела представителем административных ответчиков представлены документы о питании осужденного, по хранению и разогреву пищи, из которых следует, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались.

Из исследованных в судебном заседании Журналов, выборочные копии которых представлены в материалы дела, следует, что со стороны администрации учреждения проводится контроль за полнотой доведения норм питания до осужденных. Закладка продуктов питания в котел осуществляется в присутствии дежурного помощника начальника колонии. Продукты в столовую со склада подразделения поставляются на основании меню-требования на текущий день, в зависимости от количества довольствующихся. Качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками за полчаса до приема пищи, о чем делается запись в журнале контроля за качеством приготовления пищи. При оценке качества пищи, медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды. Закладку продуктов в котел контролирует дежурный помощник начальника колонии, о чем делается запись в специальном журнале. При приеме пищи осужденными выделяется сотрудник администрации, который контролирует соблюдение режимных требований, а также доведение установленных норм до осужденных.

В представленных по запросу суда Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений следует, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.

Поставка и водоотведение холодной воды в ФКУ ИК-11 осуществлялась МУП «Борский водоканал», поставка горячей воды осуществлялась котельной учреждения. Во всех отрядах имелись умывальники со смесителями системы подачи горячей и холодной воды. Санитарная обработка осужденных проводилась в соответствии с графиком. Оборудование банно-прачечного комплекса включает стиральные машины, центрифуги, имеется помещение для сушки белья.

В учреждении систематически (ежемесячно) проводятся мероприятия по дезинфекции и дератизации жилых помещений отрядов, а также других помещениях, где находятся осужденные.

В исправительном учреждении оборудованы прогулочные дворы (локализованные участки). Прогулочный двор отряда №7 имеет площадь 185 кв.м. и объединен с прогулочным двором отряда №8.

В ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оборудован также тренажерный зал, как в помещении, так и на улице, что позволяет заниматься спортом в зимнее время в зале, а в летнее на улице (по желанию).

При проверке доводов административного истца в части имевших место нарушений условий содержания суд исходит из того, что в период отбывания наказания он содержался в различных отрядах, в которых количество осужденных также менялось.

Судом также установлено, что Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания.

С 22.02.2012 г. по 18.07.2017 г. административный истец содержался в отряде №7.

    Так, из представления прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 05.05.2012 г. следует, что в отряде № 7 установлено превышение количества осужденных (более 100 человек). Нарушений в части несоблюдения норм жилой площади, а также обеспеченности осужденных рукомойниками и унитазами в отряде №7 не выявлено.

При проведении проверки в сентябре 2012 г. Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях установлено, что в отряде №7 на 133 осужденных приходится 8 рукомойников и 6 унитазов, осужденные не в полной мере обеспечены тумбочками из расчета одна тумбочка на двух человек, установлено превышение количества осужденных (более 100 человек).

В октябре 2012 г. при проведении проверки, в том числе в отряде №7, установлено превышение количества осужденных (более 100 человек). Помещение для проведения воспитательной работы с осужденными используется не по назначению.

Из представления от 23.04.2014 следует, что в нарушение ч.1 ст.99 УИК РФ установленная норма жилой площади на одного осужденного в отряде № 7 не соблюдается, на 118 человек приходится 226,1 кв.м., то есть 1,91 кв.м. на человека; осужденные отряда № 7 не обеспечены по установленной норме рукомойниками. В отряде численность осужденных превышает 100 человек, помещение для проведения воспитательной работы с осужденными используется не по назначению.

На момент проведения прокурорской проверки (представление от 30.12.2014) осужденные отряда № 7 не обеспечены по установленной норме рукомойниками, не соблюдаются нормы материально-бытового обеспечения мебелью (тумбочки), в отряде №7, установлено превышение количества осужденных (более 100 человек). Помещение для проведения воспитательной работы с осужденными используется не по назначению.

В представлении от 22.06.2015 указывается, что в нарушение требований ч. 3 ст. 99, ч.3 ст.110 УИК РФ в отряде №3 осужденные не обеспечены рукомойниками по норме, численность осуждённых в отряде превышает 100 человек, санитарно-гигиенические и эпидемические требования, обеспечивающие охрану здоровья осужденных, выполняются ненадлежащим образом.

Из представления от 17.06.2016 года следует, что осужденные отряда № 7 не обеспечены по установленной норме рукомойниками и унитазами. Нарушений в части несоблюдения норм жилой площади и численности осужденных не установлено.

Согласно представлению от 27.02.2017 в нарушение ч.1 ст.99 УИК РФ установленная норма жилой площади на одного осужденного в отряде № 7 не соблюдается, на 116 человек приходится 226,1 кв.м., то есть 1,95 кв.м. на человека; на лестничной площадке отряда в светильниках имеются неисправные лампы.

Из представления от 15.05.2017 следует, что осужденные отряда № 7 не обеспечены по установленной норме рукомойниками, помещение для проведения воспитательной работы с осужденными используется не по назначению, численность осуждённых в отряде превышает 100 человек, в отряде № 7 отсутствует комната отдыха, кухня, кладовая для хранения обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, постирочная, кладовая для спортинвентаря, комната для хранения хозинвентаря, в туалетах отряда № 7 частично отсутствуют перегородки, обеспечивающие приватность, в светильниках имеются неисправные лампы.

С 18.07.2017 г. по 16.01.2018 г. административный истец содержался в отряде №8, в указанный период времени Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях также проводились регулярные проверки.

Так, в представлении от 15.01.2018 года указывается, что в нарушение ч.1 ст.99 УИК РФ установленная норма жилой площади на одного осужденного в отряде № 8 не соблюдается, на 123 человека приходится 226,4 кв.м., то есть 1,84 кв.м. на человека; в нарушение требований ч. 3 ст. 99, ч.3 ст.110 УИК РФ в отряде №8 осужденные не обеспечены рукомойниками и унитазами по норме, численность осуждённых в отряде превышает 100 человек.

По результатам рассмотрения представлений прокурора в установленные сроки направлены ответы.

Таким образом, судом установлены факты нарушения условий содержания Томашпольского Ю.В. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области: необеспечение минимальной площади жилого помещения в период отбывания наказания в отряде № 7, необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники, частичное отсутствие перегородок), превышение численности осужденных в отрядах № 7, 8, отсутствие комнаты для воспитательной работы.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд достоверно установил, что на протяжении времени отбывания наказания в колонии Томашпольского Ю.В. не был обеспечен нормой жилой площади на одного осужденного к лишению свободы в исправительной колонии, в жилых отрядах в достаточном количестве отсутствовало санитарно-техническое оборудование, санитарные узлы не обеспечивали условия приватности, помещения для проведения воспитательной работы с осужденными использовались не по назначению (для проживания), не были созданы бытовые условия, соответствующие требованиям санитарии и гигиены. Обстоятельства допущенных нарушений подробно изложены в решении суда первой инстанции.

При этом суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 162-О-О), а также учитывает разъяснения, данные в п.п. 2, 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», согласно которым под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Разрешая спор и признавая оспариваемое бездействие незаконным, а также присуждая компенсацию за нарушение условий содержания, районный суд исходил из доказанности несоблюдения установленных нормативными актами условий содержания осужденных в исправительном учреждении в отношении Томашпольского Ю.В. в период отбывания им наказания в виде лишения свободы с 20.02.2012 по 16.01.2018 года.

При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").

В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

По настоящему делу суд установил отклонения фактических условий содержания Томашпольского Ю.В. в ФКУ ИК-11 ГУФСИН по Нижегородской области от требований установленных законом - положениями частей 1, 2 статьи 99, части 3 статьи 101, части 3 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Приложения 1 к приказу ФСИН России от 27 июля 2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы"; Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259; действовавшего в период отбытия наказания приказа Минюста России от 2 августа 2005 года N 125 "Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", а также санитарных норм и правил.

Установив нарушение условий содержания осужденного учреждениями ФСИН России, суд пришел к верному выводу о незаконном бездействии при обеспечении условий содержания осужденного и наличии оснований для присуждения компенсации за нарушение условий содержания.

Доводы жалоб административных ответчиков о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном восполнении допущенных нарушений не опровергают выводы суда о нарушении условий содержания осужденного.

В материалах дела содержатся сведения об обращении Томашпольского Ю.В. с соответствующей жалобой на условия содержания в исправительном учреждении в Европейский Суд по правам человека (жалоба N 30666/17 от 24.03.2017 г.). С настоящим административным иском Томашпольский Ю.В. обратился в июне 2020 года (согласно оттиску почтового штемпеля), т.е. в установленный законом срок.

Вопреки требованиям части 2 и 3 статьи 62 КАС РФ и указанных выше руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Томашпольского Ю.В. в местах принудительного содержания, что обоснованно явилось основанием для присуждения административному истцу компенсации морального вреда.

Наличие у административного истца права на получение компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации, общепризнанных принципов и нормам международного права, условий содержания под стражей и этапирования, подтверждены совокупностью представленных и исследованных судом доказательств, согласуются с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

Судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы представителя административного истца Томашпольского Ю.В. в части его несогласия с размером компенсации и, с учетом степени нравственных и физических страданий административного истца, данных его личности, периода содержания в ненадлежащих условиях отбывания наказания, требований разумности и справедливости, считает необходимым увеличить сумму, подлежащую к взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Томашпольского Ю.В. за нарушение условия содержания в исправительном учреждении с 8 000 до 200 000 рублей.

На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таком положении решение суда подлежит изменению в части взысканной суммы за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

В остальной части, при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.

Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения, судебной коллегией не установлено, поэтому, в остальной части, оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. ст.309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

определила:

решение Борского городского суда Нижегородской области от 27 января 2021 года по настоящему делу изменить части компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, увеличив сумму, подлежащую к взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Томашпольского ФИО17 с 8 000 до 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

В остальной части решение Борского городского суда Нижегородской области от 27 января 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Томашпольского Юрия Валерьевича, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, вправе обжаловать судебные акты по настоящему делу в течение шести месяцев начиная со дня принятия апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 23 августа 2021 года.

Председательствующий:

Судьи:

33а-9468/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Томашпольский Юрий Валерьевич
Ответчики
ГУФСИН России по Н.О.
Федеральная служба исполнения наказания
Министерство юстиции России
ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области
Федеральное казначейство
Другие
начальник ФКУ ИК-11 ГУФСИ России по Н.о.
ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Есырева Елена Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
23.07.2021Передача дела судье
18.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2021Передано в экспедицию
18.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее