Дело № 2а-7553/2021
Судья: Макаров М.В. Дело № 33а-3630/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 08 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Дьяконовой З.С., Никодимова А.В.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
с участием административного истца Алексеева П.С., представителя административного ответчика Кривогорницына А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2021 года по делу по административному иску Алексеева П.С. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании заключения комиссии, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
Алексеев П.С. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что является собственником земельного участка с кадастровым № ..., расположенного по адресу .........., обратился в уполномоченный орган с заявлением о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов в отношении своего участка в части перевода его с территориальной зоны С-1 на зону для индивидуального жилищного строительства. Заключением комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № ... от 28.05.2021 г. ему было отказано со ссылкой на Генеральный план городского округа «город Якутск», не предусматривающий использование земельного участка под жилую застройку. Данное решение просит признать незаконным, нарушающим его права, поскольку по проекту межевания и планировки территории СОНТ «..........» участок предназначен и используется под ИЖС, считает, что он вправе выбрать любой из основных и вспомогательных видов разрешенного использования.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено: заключение комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № ... от 28 мая 2021 года в части отказа в удовлетворении заявления Алексеева П.С. от 22 апреля 2021 года признано незаконным. На комиссию по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Алексеева П.С. от 22 апреля 2021 года о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования земельного участка с кадастровым № ....
Данное решение оспаривается административным ответчиком.
В апелляционной жалобе представитель просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что согласно проекта межевания и планировки территории СОНТ «..........» земельный участок истца подпадает под земли запаса. Данному обстоятельству судом не дана правовая оценка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, Алексееву П.С. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - земельный участок с кадастровым № ..., площадью ******** кв.м., по адресу: .........., с видом разрешенного использования - под садоводство и огородничество (запись регистрации от 17.07.2019 г.) и расположенный на нем жилой дом площадью ******** кв.м., с кадастровым № ... (запись регистрации от 15.12.2016 г.).
22.04.2021 г. Алексеев П.С. обратился в Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной Администрации г.Якутска с заявлением о внесении изменений в карту зон градостроительных регламентов по видам и параметрам расширенного использования в виде перевода своего земельного участка с зоны С-1 (зона сельскохозяйственных угодий) на зону для индивидуального жилищного строительства.
Решением комиссии по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» № ... от 28.05.2021 г. заявителю отказано в связи с тем, что Генеральным планом городского округа «город Якутск» не предусмотрено использование участка под индивидуальную жилую застройку.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку согласно проекту межевания территории земельный участок истца относится к территориальной зоне, предназначенной для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) определен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, назначение территорий, в частности, посредством установления функциональных зон и отображения планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа.
Согласно пункта 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2, часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки приведены в части 2 статьи 33 названного Кодекса.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 5 части 3 статьи 33).
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4 статьи 33).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5 статьи 33).
Как следует из материалов дела, рассмотрение комиссией по внесению изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки обусловлено обращением Алексеева П.С. об изменении территориальной зоны принадлежащего ему земельного участка – с зоны С-1 на Ж-2А.
Согласно сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 28.07.2021 г. функциональная (территориальная) зона земельного участка с кадастровым № ... Генеральным планом городского округа, утвержденным постановлением Городского собрания депутатов от 16 марта 2005 г., не установлена, по разделу III "Карта территориальных зон» Правил землепользования и застройки городского округа участок располагается в зоне С-1 (зона сельскохозяйственных угодий), по проекту межевания территории СОНТ «..........», утвержденному распоряжением главы городского округа «город Якутск» от 01.02.2019 г. № ..., относится к территориальной зоне для индивидуального жилищного строительства, по проекту планировки территории СОНТ «..........», утвержденному распоряжением главы городского округа «город Якутск» от 01.02.2019 г. № ..., относится к землям запаса (л.д.49-57).
При имеющихся обстоятельствах усматривается правовая неопределенность в отношении спорного земельного участка, которая препятствует осуществлению прав и законных интересов административного истца как собственника земельного участка.
С учетом изложенного вывод суда об отсутствии у уполномоченного органа правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления со ссылкой на Генеральный план городского округа является обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 04 августа 2021 года по делу по административному иску Алексеева П.С. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании заключения комиссии оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи