№ 2-1188/2020
37RS0005-01-2020-001615-45
Решение в окончательной форме изготовлено 25 августа 2020 года
20 августа 2020 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Фищук Н.В.,
при секретаре Котиной М.В.,
с участием истца Паньковой Н.В.,
представителя истца Зуенковой Т.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика администрации г.о. Кохмы Ивановской области Денисовой Е.А., действующей на основании доверенности,
третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Панькова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Ивановском районном суде Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Паньковой Н.В. к Администрации г.о. <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Панькова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.о. Кохмы Ивановской области о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Иск мотивирован тем, что согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной администрацией г.о. Кохма, Панькова Н.В. с 2004 года состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Истец является инвалидом <данные изъяты> в соответствии со справкой № №, страдает заболеванием <данные изъяты> входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одном жилом помещении, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, а также имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с п. 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утв. Приказом Минздрава России от 30.11.2020 № 991н. После очередного обращения в администрацию г.о. Кохма по вопросу предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма истцом получен ответ, согласно которому формирование и ведение сводного областного реестра граждан – получателей жилья по Ивановской области осуществляется Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, обеспечение данных граждан жильем происходит за счет средств федерального бюджета, в связи с чем вопрос по обеспечению жильем будет решен в случае включения истца в список граждан – получателей жилья в очередном году и выделения средств федерального бюджета. Ссылаясь на нормы Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ), истец просит обязать администрацию г.о. Кохма предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 28 кв.м. в черте г.о. Кохма Ивановской области.
В судебном заседании истец Панькова Н.В., ее представитель Зуенкова Т.В. заявленные требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям, просили иск удовлетворить. Дополнительно пояснили, что в настоящее время истец проживает в общежитии, в одной комнате с совершеннолетним сыном Паньковым В.В., иного жилья у неё не имеется. С 2004 года она стоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, но до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Истец является инвалидом <данные изъяты> Требования истца основаны именно на том, что Панькова Н.В. страдает хроническим заболеванием, включенным в Перечень заболеваний, при котором совместное проживание с нею в одной квартире невозможно. В качестве правового обоснования заявленных требований истец ссылается на положения п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Представитель ответчика администрации городского округа Кохма Денисова Е.А. против удовлетворения исковых требований возражала. Ссылаясь на положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Закона № 181-ФЗ, Закона Ивановской области от 05.12.2014 № 102-ОЗ «О форме и порядке предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета», Положение о Департаменте социальной защиты населения Ивановской области, утв. Постановлением Правительства Ивановской области от 17.10.2012 № 403-п, а также на Административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление отдельным категориям граждан меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета», полагала, что функция по решению комплексных проблем социальной поддержки социального обслуживания инвалидов возложена на Департамент социальной защиты населения Ивановской области. Формирование и ведение сводного областного реестра граждан – получателей жилья по Ивановской области осуществляется Департаментом. Исходя из объема средств федерального бюджета, Департамент формирует список получателей жилья на очередной год. После формирования списка информация доводится до органов местного самоуправления, которые письменно уведомляют об этом граждан, состоящих на учете нуждающихся. Таким образом, вопрос по обеспечению Паньковой Н.В. жильем может быть решен в случае включения истца в список граждан – получателей жилья в очередном году и выделении средств федерального бюджета. Кроме того, в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне. Согласно данной норме, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Поскольку Панькова Н.В. проживает только с сыном, который в силу ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ является членом её семьи, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В ходе подготовки к судебному разбирательству судом к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ивановской области и Департамент социальной защиты населения Ивановской области.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. Направили ходатайства с просьбой рассмотреть дело в отсутствие своих представителей. В представленных ранее отзывах указали, что истец Панькова Н.В. как инвалид <данные изъяты> была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет 29 ноября 2004 года. С этой даты Панькова Н.В. включена в сводный областной реестр ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.05.2005, производится в порядке очередности по мере поступления средств федерального бюджета в бюджет Ивановской области. При этом внеочередного обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, законодательством не предусмотрено. В соответствии с действующим законодательством размер денежных средств на оплату за приобретенное инвалидом жилье определяется исходя из общей площади жилья 18 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Ивановской области, ежеквартально устанавливаемой Минстроем России. Оплата дополнительной площади за счет средств федерального законодательства не предусмотрена. Обеспечение инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, жильем по договору социального найма осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства таких лиц в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Протокольным определением суда от 03.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Паньков В.В.
В судебном заседании третье лицо Паньков В.В. пояснил, что проживает вместе с матерью Паньковой Н.В. в одной комнате в общежитии, другого жилья не имеет. В настоящее время он на иждивении у матери не находится, трудоустроен, помогает Паньковой Н.В. в оплате коммунальных услуг. Заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит иск удовлетворить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ, п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Для отдельных категорий граждан законом предусмотрена возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
Данный перечень утвержден Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» (далее – Перечень). В числе прочего в указанный Перечень входят <данные изъяты>
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Как установлено в судебном заседании, на основании Постановления главы администрации г. Кохма от ДД.ММ.ГГГГ № Панькова Н.В., проживающая в молодежном общежитии по адресу: <адрес>, в составе семьи из двух человек поставлена на учет на улучшение жилищных в общую очередь под номером № и в льготную очередь под номером № (л.д. 46).
Панькова Н.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилой площадью - <данные изъяты> на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Совместно с истцом в качестве члена семьи вселен её сын Паньков В.В. (л.д. 51-54).
Согласно справке ТСЖ «НАШ ДОМ» Панькова Н.В. и её сын Паньков В.В. зарегистрированы по вышеуказанному адресу (л.д. 11).
Из Справки № № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Панькова Надежда Васильевна является инвалидом <данные изъяты> (л.д. 9).
Согласно справке диспансерного отделения ОБУЗ ОКПБ «Богородское» Панькова Н.В. <данные изъяты>
Согласно справке врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ОБУЗ ОКПБ «Богородское», заболевание Паньковой Н.В. в соответствии с Приказом от 29.11.2012 № 987н входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (л.д. 10).
По сведениям АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области ни истец Панькова Н.В., ни её сын Паньков В.В. жилых помещений на праве собственности не имеют.
На основании изложенного, с учетом системного толкования вышеприведенных норм права суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, входящего в перечень, указанный в п. 4 ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Довод представителя ответчика о том, что обязанность по предоставлению Паньковой Н.В., являющейся инвалидом, жилого помещения должна быть возложена на Департамент социальной защиты населения Ивановской области, отклоняется судом, поскольку Паньковой Н.В. предъявлены требования о предоставлении жилого помещения не в собственность в соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов, а по договору социального найма, что в силу вышеприведенных положений закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Довод том, что вне очереди жилые помещения предоставляются лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, только при условии их проживания в квартире, занятой несколькими семьями, отклоняется судом как основанный на ошибочном понимании закона.
В данном случае соблюдены все условия, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 57, п. 4 ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ: Панькова Н.В. стоит на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений и страдает хроническим заболеванием, указанным в Перечне. Каких-либо иных, дополнительных условий для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Норма предоставления площади жилого помещения на территории г.о. Кохма установлена Решением городской Думы г.о. Кохма от 17.02.2016 № 12 в размере не менее 14,0 кв.м общей площади жилого помещения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающейнормупредоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренныхперечнем,устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, учитывая приведенные положения действующего законодательства, применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что Паньковой Н.В. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв.м и не более 28 кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
исковые требования Паньковой Н.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию г.о. Кохмы Ивановской области предоставить Паньковой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 14 кв. м и не более 28 кв.м в черте г.о. Кохма.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Фищук