Дело № 33а- 10981
Судья Реутских П.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 октября 2018 года город Пермь
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой И.Ю.,
судей Поповой Н.В., Овчинниковой Н.А.,
при секретаре Рогатневой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на решение Индустриального районного суда г. Перми от 19 июля 2018 года, которым постановлено:
«Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Пермскому краю, изложенный в уведомлении от 6.06.2018 г. № КУВД-001/2018-424942/5, в постановке на основании заявления Абдулова Раиса Рафхатовича на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Возложить на Управление Росреестра по Пермскому краю обязанность устранить допущенное нарушение путем постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости – земельного участка, расположенного под многоквартирным домом по адресу: ****, без одновременной государственной регистрации прав».
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителя административного ответчика Моисеевой Т.А., представителя административного истца - Нифантова Г.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдулов Р.Р. является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: **** с кадастровым номером **.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещения в указанном многоквартирном доме от 04.07.2017, собственниками помещений принято решение об обращении в компетентные органы с заявлением о формировании земельного участка под жилым домом и постановке его на кадастровый учет, уполномоченным лицом собственниками помещений выбран Абдулов Р.Р.
24.11.2017 на обращение Абдулова Р.Р. с просьбой утвердить и выдать схему расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории с целью формирования земельного участка под многоквартирный дом, Департаментом земельных отношений администрации г. Перми сообщено, что действующим законодательством не предусмотрена подача заявления в орган местного самоуправления об утверждении Схемы, в связи с чем, удовлетворить просьбу не представляется возможным. В соответствии с Положением о департаменте градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 27.09.2011 № 193, постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под многоквартирными жилыми домами и г. Перми обеспечивает Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми.
Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми 19.12.2017 на обращение Абдулова Р.Р. о формировании земельного участка под многоквартирным домом сообщил, что в соответствии с распоряжением заместителя главы администрации г. Перми – начальника Департамента от 29.12.2016 в отношении территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, подготовлены проект планировки и межевания территории за счет средств бюджета г. Перми. После утверждения проекта межевания территории 5, Департаментом будут подготовлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
Проект планировки и Проект межевания территории 5 утверждены Постановлением администрации г. Перми от 22.12.2017 № 1178.
26.02.2018 Абдуловым Р.Р. в Отдел Индустриального района г. Перми Управления Росреестра по Пермскому краю представлены документы для постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом.
06.03.2018 орган регистрации уведомил Абдулова Р.Р. о приостановлении до 06.06.2018 осуществление действий по «Постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: ****, в связи с несоответствием межевого плана п.п.11,51,60,82 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 921 от 08.12.2015.
Уведомлением от 06.06.2018 отдел Индустриального района г. Перми Управления Росреестра по Пермскому краю в связи с истечением срока приостановления и неустранением причин, препятствующих осуществлению постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, Абдулову Р.Р. отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав. Регистрирующий орган указал, что представленный межевой план выполнен с нарушениями требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 921 от 08.12.2015. Нарушены п.п. 11, 60, 82 Требований. Согласно сведениям государственного реестра недвижимости, а также разделу «Схема расположения земельного участка», смежными к образуемому земельному участку являются земельные участки, границы которых не установлены в соответствии с требованиями законодательства РФ. При этом представленный межевой план не содержит раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях», акта согласования местоположения границ, а также отсутствует реквизит «5» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях». Нарушен п.51 Требований, поскольку в представленном межевом плане вид разрешенного использования образуемого земельного участка выбран не в соответствии с основными видами разрешенного использования территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Абдулов Р.Р. обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа отдела Индустриального района г. Перми Управления Росреестра по Пермскому краю в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
В обоснование требований указано, что после получения уведомления о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, заявлением от 21.03.2018 Абдулов Р.Р. устранил нарушения,включив в состав межевого плана Проект межевания территории. Оспариваемый отказ является неправомерным,требование о включении в состав межевого плана сведений об уточняемых земельных участках, а также акта согласования местоположения их границ противоречит п. 3 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, поскольку границы земельного участка определены проектом межевания территории. Многоквартирный дом возведен в 1954, жилое помещение стало использоваться административным истцом до принятия Правил землепользования и застройки г. Перми. Несоответствие выбранного вида разрешенного использования градостроительному регламенту не препятствует проведению процедуры государственного кадастрового учета земельного участка.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе административный ответчик, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Жалоба мотивирована тем, что представленный межевой план выполнен с нарушением Требований к подготовке межевого плана, в связи с чем Управлением принято правомерное решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка. Осуществление государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирный дом осуществляется только по заявлению уполномоченного органа, таким органом в данном случае является Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, который в рамках настоящего дела выразил свое несогласие с заявленными требованиями. Судом не указано в решении какие нормы закона были нарушены Управлением.
В письменном отзыве представитель административного истца выражает несогласие с апелляционной жалобой.
В судебное заседание Абдулов Р.Р. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен посредством направления 28.09.2018 извещения заказным письмом с уведомлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с неправильным применением норм материального права ( п.4 ч.2, ч. 3 ст. 310 КАС РФ).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался ч.1 ст. 218 КАС РФ, п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 11.3, п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», п.4 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762, «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (пункты 11,51,60,82 Требований), ч.8 ст. 36 ГрК РФ.
Суд исходил из того, что оформление межевого плана необходимо административному истцу для дальнейшей постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в связи с чем ссылка административного ответчика на нарушение пунктов 11,60 и 82 Требований, является несостоятельной.
Ссылка в отказе на нарушение заявителем п. 51 Требований (в представленном межевом плане вид разрешенного использования образуемого земельного участка выбран не в соответствии с основными видами разрешенного использования в указанной территориальной зоне), судом отклонена в связи с тем, что многоквартирный дом возведен в 1954, вид разрешенного использования земельного участка определен до вступления в силу Правил землепользования и застройки г. Перми, несоответствие выбранного вида разрешенного использования земельного участка действующему градостроительному регламенту, не является нарушением и не может служить основанием для отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.
Судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных статьями 26 и 27 Закона № 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Согласно пункту части 1 статьи 26 Федерального закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: 7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; 49) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и сведениями Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона № 218-ФЗ).
Из межевого плана образуемого земельного участка от 14.03.2018 следует, что земельный участок образован на основании проекта межевания № 165—МИДОС от 31.01.2018, разрешенное использование –многоквартирные жилые дома. Образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4 «Зона индивидуальной жилой застройки городского типа».
Ст. 52 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, установлен перечень территориальных зон, в том числе Ж-4 Зона индивидуальной жилой застройки городского типа.
Согласно ст. 52.3 Правил, зона индивидуальной жилой застройки Ж-4 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и жилых домов блокированной застройки с минимально разрешенным набором услуг местного значения. Основными видами разрешенного использования земельного участка являются: индивидуальное жилищное строительство, блокированная жилая застройка, детские сады, иные детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, прочие), детские площадки с элементами озеленения, площадки для отдыха с элементами озеленения, площадки для выгула собак с элементами озеленения, жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы, диспетчерский пункт электротранспорта, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы, пирсы и прочие).
Таким образом, такого вида разрешенного использования -многоквартирные жилые дома не предусмотрено в основных видах разрешенного использования земельных участков в территориальной зоне Ж-4. Не предусмотрено указанного вида разрешенного использования земельного участка и в вспомогательных, условно-разрешенных видах разрешенного использования.
Из проекта планировки территории 5 и проекта межевания территории 5, утвержденных Постановлением администрации г. Перми от 22.12.2017 31178, следует, что образование земельного участка площадью 1449 кв.м, расположенного по адресу: ****, с видом разрешенного использования многоквартирные дома (порядковый номер в межевом плане **) возможно при условии внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
На момент принятия оспариваемого решения соответствующие изменения в Правила землепользования и застройки г. Перми внесены не были.
В соответствии с п.4 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Согласно п. 51 Требований к подготовке межевого плана (приложение № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе "3" строки "4" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" на основании: градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием в графе "3" строки "8" реквизита "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе "Заключение кадастрового инженера" приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования; разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав Приложения); акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН); вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения); проектной документации лесных участков в отношении лесных участков. Реквизиты документа, на основании которого в межевой план внесены сведения о виде (видах) разрешенного использования земельного участка, указываются в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
С учетом того, что заявителем выбран вид разрешенного использования образуемого земельного участка: многоквартирные жилые дома, который не соответствует виду разрешенного использования территориальной зоны Ж-4, где расположен образуемый земельный участок, законных оснований для внесения таких сведений в межевой план не имелось, в связи с чем регистрирующий орган пришел к обоснованному выводу о том, что представленный межевой план не соответствует п. 51 указанных выше Требований, данное основание приостановления постановки на государственный кадастровый учет устранено не было, в связи с чем административный ответчик законно отказа в постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
Обстоятельство того, что многоквартирный дом на земельном участке был возведен до принятия Правил землепользования и застройки города Перми не исключает при постановке его на государственный кадастровый учет соблюдение установленных градостроительных регламентов.
Возможность использования земельного участка под многоквартирный дом без установления срока приведения в соответствие с видом разрешенного использования, установленного для территориальной зоны, где расположен земельный участок, следует из положений абз. 4 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ч.8 ст. 36 ГрК РФ.
Из положений ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» следует, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти.
Из смыла закона следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирный дом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Отказ регистрирующего органа в постановке на государственный кадастровый учет в связи с отсутствием в межевом плане акта согласования границ со смежными землепользователями нельзя признать правомерным, поскольку земельный участок формировался на основании проекта межевания территории, прошедшего публичные слушания. Замечания и предложения, в том числе смежных землепользователей, в части определения границ земельного участка, подлежали рассмотрению в порядке проведения публичных слушаний. По результатам публичных слушаний проект межевания территории утвержден на основании решения органа местного самоуправления, не оспорен, недействующим не признан, следовательно, площадь земельного участка и его границы считаются согласованными.
Довод представителя административного ответчика о том, что административный истец не может обращаться с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирный дом, не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку оспариваемый отказ такого основания не содержал и предметом оценки регистрирующего органа не являлся.
Вместе с тем, поскольку межевой план, как было указано выше, не соответствовал п. 51 Требований к подготовке межевого плана, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, не были устранены, оспариваемый отказ регистрирующего органа соответствует требованиям ст. 27 Федерального закона № 218-ФЗ и прав административного истца не нарушает.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Абдулову Р.Р. в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Перми от 19 июля 2018 года отменить, принять по делу новое решение.
Абдулову Раису Рафхатовичу в удовлетворении административного иска о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (отдел Индустриального района г. Перми) в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав земельного участка под многоквартирным домом от 06 июня 2018 года № КУВД-001/2018-424942\5, возложении обязанности, отказать.
Председательствующий
Судьи