дело N 33-7837/2022
N 2-570/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 ноября 2022 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Самохиной Л.М., судей Сенякина И.И., Ярыгиной Е.Н., при секретаре Лоблевской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора, в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области о возложении обязанности оборудовать места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов,
по апелляционной жалобе Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 9 августа 2022 года,
заслушав доклад судьи Самохиной Л.М.,
прокурора ФИО6., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,
установила:
Сорочинский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области (далее – Администрация Сорочинского городского округа).
В обоснование иска указал, что Сорочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В ходе проверки установлено, что постановлением Администрации Сорочинского городского округа от (дата) №-п с учётом изменений, внесённых постановлением Администрации Сорочинского городского округа от (дата) №-п и постановлением Администрации Сорочинского городского округа от (дата) №-п, утверждён реестр мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельских населённых пунктов Сорочинского городского округа (адрес).
Согласно реестру мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельских населенных пунктов Сорочинского городского округа (адрес), утверждённому постановлением Администрации Сорочинского городского округа от (дата) №-п, на территории (адрес) городского округа (адрес) должно быть оборудовано 15 мест накопления твёрдых коммунальных отходов с установкой 30 мусорных контейнеров в (адрес) городского округа (адрес) по следующим адресам: (адрес)А, (адрес).
Просил обязать Администрацию Сорочинского городского округа: в срок до (дата) оборудовать твёрдым (асфальтовым, бетонным) покрытием, а также ограждением места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам и установить на местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам мусорные контейнеры в соответствии с реестром мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельских населённых пунктов Сорочинского городского округа Оренбургской области.
Решением Сорочинского районного суда Оренбургской области от 9 августа 2022 года исковые требования Сорочинского межрайонного прокурора к Администрации Сорочинского городского округа удовлетворены.
На администрацию Сорочинского городского округа возложена обязанность в срок до 31 декабря 2023 года оборудовать твёрдым (асфальтовым, бетонным) покрытием, а также ограждением места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов; установить на местах (площадках) накопления твёрдых коммунальных отходов мусорные контейнеры в соответствии с реестром мест накопления твёрдых коммунальных отходов на территории сельских населённых пунктов Сорочинского городского округа Оренбургской области, утверждённым постановлением Администрации Сорочинского городского округа от (дата) №-п, по вышеуказанным адресам.
В апелляционной жалобе Администрация Сорочинского городского округа, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его изменить, указав срок исполнения решения суда до 5 августа 2024 года.
В письменных возражениях Сорочинский межрайонный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, иные участвующие в деле лица не явились.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения суда в соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления", накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1039 от 31 августа 2018 года утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее по тексту - Правила).
Пунктом 3 названных Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских к сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" закреплено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сорочинской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами было установлено, что на основании постановления Администрации Сорочинского городского округа от (дата) №-п с учётом изменений, внесённых постановлением Администрации Сорочинского городского округа от (дата) №-п и постановлением Администрации Сорочинского городского округа от (дата) №-п, утверждён реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских населенных пунктов Сорочинского городского округа Оренбургской области.
Согласно данному реестру должно быть оборудовано 15 мест накопления твёрдых коммунальных отходов с установкой 30 мусорных контейнеров в (адрес) городского округа (адрес) по следующим адресам: (адрес)А, (адрес).
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиком не отрицалось, что на территории Сорочинского городского округа (сельские поселения) не организованы места накопления твёрдых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам (адрес).
Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на Администрацию Сорочинского городского округа обязанность оборудовать места (площадки) накопления ТКО по вышеуказанным адресам в (адрес), суд первой инстанции, пришёл к выводу о том, что полномочиями по созданию и оборудованию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории названного сельского поселения наделён орган местного самоуправления муниципального района, который надлежащим образом данную обязанность не исполнил.
При этом, суд принял во внимание доводы ответчика о значительном объёме работ по организации мест накопления твёрдых коммунальных отходов, необходимости соблюдения бюджетного законодательства при выборе исполнителя работ и их финансировании, в связи с чем определил срок совершения указанных действий до 31 декабря 2023 года.
В апелляционное жалобе Администрация Сорочинского городского округа выражает несогласие с установленным судом первой инстанции сроком исполнения действий, совершение которых возложено на неё решением суда.
В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2023 года, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Доказательств того, что исполнение решение суда в течении одного года после вступления решения суда в законную силу невозможно, материалы дела не содержат.
Само по себе отсутствие финансирования или его недостаточный объём не освобождают администрацию от обязанности исполнения требований законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведённые в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться основанием для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил имеющие значение для дела обстоятельства на основании представленных сторонами доказательств, которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Каких-либо нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями для отмены решения суда, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сорочинского районного суда Оренбургской области от 9 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий Л.М. Самохина
Судьи И.И. Сенякин
Е.Н. Ярыгина
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 ноября 2022 года.