Решение по делу № 2-3596/2016 от 05.05.2016

Дело № 2-3596/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Брянск                                     30 июня 2016 года

    Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи      Присекиной О.Н.

при секретаре                  Лариной О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брылевой Ю.А. к Департаменту финансов Брянской области, администрации Жуковского района Брянской области о взыскании недополученных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой,

УСТАНОВИЛ:

Брылева Ю.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту финансов Брянской области, Жуковской районной администрации о взыскании недополученных социальных выплат.

В обоснование требований указала, что в период с <дата> по <дата>, будучи несовершеннолетним ребенком, оставшимся без попечения родителей, находилась под опекой. Выплата опекунского пособия в указанный период производилась на основании Постановления администрации Брянской области от 22 мая 1996 года №246 «О первоочередных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также на основании постановлений администраций муниципальных образований

По мнению истца, размер выплаченного опекунского пособия был значительно ниже, чем положено в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом норм потребления и цен на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь, т.е. в зависимости от фактического роста стоимости натурального набора продуктов и предметов обихода, рассчитанных по средним статистическим ценам Брянской области.

Истец просила суд взыскать с Департамента финансов Брянской области задолженность по опекунскому пособию за период с <дата> по <дата> с учетом индексации в размере <...>, за счет средств казны Брянской области.

В ходе производства по делу к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Брянской области, Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Истец Брылева Ю.А. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Шараевский А.В. в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще.

От Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области в материалы дела поступил отзыв, в котором Департамент просит отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело без его участия.

От Правительства Брянской области в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. 4 ст. 150, п. 1 ст. 155 Семейного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) на содержание каждого ребенка опекуну (попечителю), приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.

ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерацией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.

Как следует из положений ст. 4 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции на момент исследуемых правоотношений), дополнительные гарантии по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и до внесения изменений в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2005 года) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь на одно физическое лицо, осуществления денежных выплат на детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.(ст.5 того же закона в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.).

Функции по опеке и попечительству в соответствии с Законом Брянской области от 10.12.1997г. № 31-3 «Об органах опеки и попечительства, приемной семье» осуществлялись муниципальными органами управления образованием в отношении несовершеннолетних лиц, учреждениями здравоохранения в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и муниципальными органами управления социальной защиты населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 года N409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 07 ноября 2005 года N 659) установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти нормы распространены на детей, которые переданы под опеку (попечительство) в семьи граждан. Данным Постановлением на органы исполнительной власти субъектов РФ было возложено обеспечение учреждений для детей-сирот продуктами питания, одеждой и т.д. по установленным этим же Постановлением нормам (п.п. 1, 2).

При определении размера денежных средств местные органы управления образованием должны были исходить из натуральных норм, установленных вышеуказанным Постановлением, и фактических цен данного региона (<Письмо> Минобразования РФ от 19.04.1993 N 328/15-ф "О денежных выплатах на детей, находящихся в детских домах семейного типа, под опекой, попечительством").

На основании пункта 3 указанного Постановления №409 от 20.06.1992 г. Министерство образования РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ, Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством финансов РФ разработало Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - Положение).

Пунктом 1 данного Положения, утвержденного Приказом Минобразования России от 19 августа 1999 года N 199, определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Во исполнение пункта 3 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации был издан приказ от 16 февраля 1993 года № 50, утвердивший Положение о порядке выплаты средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - Положение).

Пунктом 1 данного Положения определено, что местные органы управления образованием выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

В соответствии с пунктом 5 Положения, вопрос о назначении денежных средств на подопечного рассматривается, как правило, одновременно с установлением опеки или попечительства. Выплата денежных средств осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании постановления или распоряжения местной администрации, органами управления образованием.

Согласно пункту 6 Положения, в случаях возникновения оснований для назначения денежных средств на подопечного опекун (попечитель) обращается в орган управления образованием, на учете которого состоит подопечный, о назначении и выплате этих средств с документами, подтверждающими эти основания.

Органы управления образованием в 15-дневный срок с момента обращения опекуна (попечителя) устанавливают обоснованность просьбы, готовят заключение о праве на получение денежных средств на подопечного (или его отсутствии), которое вместе с заявлением и документами передают в местную администрацию. О принятом администрацией решении опекун (попечитель) извещается органом управления образованием в десятидневный срок со дня принятия решения.

Выплата денежных средств производится с момента возникновения права на их получение.

Федеральными законами о федеральном бюджете в указанный период 1999 – 2004 годов были предусмотрены средства финансовой поддержки субъектов Российской Федерации для финансирования мер социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из приведенных выше нормативных правовых актов, действовавших в спорный период, следует, что Правительство Российской Федерации установило размер и порядок выплаты опекунских пособий, органы государственной власти субъектов Российской Федерации получали соответствующие отчисления из федерального бюджета и обязаны были обеспечить выплату опекунских пособий исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам конкретного региона.

По настоящему делу установлено, что постановлением Администрации Жуковского района Брянской области от <дата> №... над несовершеннолетней Брылевой Ю.А., <дата> г.р., была установлена опека, опекуном назначена Т..

Указанным Постановлением опекуну несовершеннолетней Брылевой Ю.А. назначена ежемесячное денежное содержание (пособие).

На детей указанной категории размер выплат был установлен Постановлением Администрации Брянской области от 22.05.1996 года № 246 «О первоочередных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Функции по опеке и попечительству в спорный период, в том числе по установлению размера выплачиваемых опекаемым денежных средств и осуществлению самой выплаты, в соответствии с Законом Брянской области от 10.12.1997 № 31-З «Об органах опеки и попечительства, приемной семье» осуществлялись муниципальными органами власти.

Выплаты опекунских пособий осуществлялись органами опеки и попечительства самостоятельно на основании постановлений администрации Брянской области и постановлений органа местного самоуправления о размерах выплат опекунских пособий на соответствующий год.

Согласно сообщению от 25.03.2016 г. №368 Управления образования аоминистрации Жуковского района Брянской области, сведениями в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 22.05.1996 г. №246 «О первоочередных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», размер денежного пособия составлял 900 руб.. С 01.01.2003 г. постановлением администрации Жуковского района от 04.01.2003 г. №10 «Об установлении размера выплат денежных пособий на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» денежное пособие на содержание детей вышеуказанной категории было установлено в размере 2010 руб.

Дополнительно сообщено, что в соответствии со ст.29 ФЗ №402 – ФЗ «О бухгалтерском учете», а также согласно номенклатуре дел срок хранения кассовых документов составляет 5 лет. Платежные документы на выдачу опекунского пособия Т. за 2000 – 2004 годы подреплены к кассовым документам и уничтожены.

Как обращено внимание судов в Обзоре судебной практики рассмотрения судами в 2012 – 2014 годах дел о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), за счет казны субъекта Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015 года, к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора, связанного с выплатой денежных средств на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в частности, относятся: определение суммы выплаченных денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), в период, за который истец просил взыскать задолженность по данным выплатам; наличие задолженности по выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством); расчет взыскиваемой суммы задолженности и индексации этой задолженности; за счет каких средств выполнялись в субъекте Российской Федерации в указанный истцом период государственные обязательства по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, и выделялись ли из соответствующего бюджета в достаточном размере средства на выплату пособий опекунам.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В нарушение приведенных норм права истцом не представлено достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав, размер причиненного ему вреда, и причинную связь между нарушенным правом и возникшими убытками.

Документов, подтверждающих фактический размер назначенных и выплаченных сумм, ни стороной истца, ни органом местного самоуправления не представлено.

Суд не принимает данные, содержащиеся в расчете, приложенном к исковому заявлению, в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку эти данные документально ничем не подтверждены.

Как следует из заявления представителя истца от 30.06.2016 г., запрошенные судом документы, подтверждающие фактическое получение денежных сумм представить суду не представляется возможным, ввиду их отсутствия.

Таким образом, стороной истца не представлено доказательств, подтверждающих наличие задолженности по выплате указанных пособий.

В соответствии с ч.1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права (ч.2 ст.10 ГК РФ).

За период с момента совершеннолетия (<дата>.) и по настоящее время доказательств, подтверждающих, что истец обращался в уполномоченные органы по вопросу выплаты опекунского пособия на его содержание не в полном объеме, либо с требованием предоставить сведения о размере таких выплат в неполном объеме (в случае отсутствия таких данных у истца), однако ему по каким-либо причинам было отказано, суду не представлено.

Обращение с настоящим иском по истечении более чем 8 лет с момента совершеннолетия истца привело к истребованию истцом сумм, значительно превышающих те суммы, которые указаны истцом в иске в качестве задолженности, при отсутствии достоверных доказательств, подтверждающих наличие таковой.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Брылевой Ю.А. к Департаменту финансов Брянской области, администрации Жуковского района Брянской области о взыскании недополученных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                     О.Н. Присекина

решение суда в окончательной форме изготовлено 11 июля 2016 г.

2-3596/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Брылева Ю.А.
Ответчики
Жуковская районная администрация
Департамент Финансов Брянской области
Другие
Шараевский А.В.
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
05.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2016Передача материалов судье
10.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2016Судебное заседание
30.06.2016Судебное заседание
10.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее