Дело № 2-2-7142/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2018 года г. Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Максютове Р.З.,
при секретаре Абдрахмановой Л.Н.
с участием помощника прокурора Харрасовой А.М.,
представителя ответчика ИП Колесникова С.П. по доверенности Савоськина М.И.,
представитель ответчика ООО «Транс-Лайн» по доверенности Файзуллина В.А.
представителя ответчика – Администрации ГО г.Стерлитамак РБ по доверенности Хабибуллина Р.Р.,
представителя третьего лица – Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Западно-Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по доверенности Павлова Т.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Стерлитамак Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Транс-Лайн», индивидуальному предпринимателю Колесникову ФИО15, Администрации городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан о признании деятельности ООО «Транс-Лайн», ИП Колесникова С.П. по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак незаконной, запретить ИП Колесникову С.П., ООО «Транс-Лайн» осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа г.Стерлитамак, выдаваемого органом местного самоуправления и карт маршрута по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак, с использованием собственных транспортных средств, а также транспортных средств используемых на законном основании, признании недостаточными мер, принимаемых Администрацией городского округа г.Стерлитамак, по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и проведения мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию обслуживания населения в границах городского округа г.Стерлитамак,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г.Стерлитамак РБ обратился в суд с указанным иском.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой г.Стерлитамак РБ в ходе анализа состояния законности в сфере транспортной безопасности установлены факты осуществления ИП Колесниковым С.П., ООО «Транс-лайн» регулярных пассажирских перевозок на территории г.Стерлитамака без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом. ИП Колесников С.П. и ООО «Транс-лайн» не имеют заключенных с администрацией городского округа г.Стерлитамак договоров на право осуществления пассажирских перевозок на территории городского округа.. Само по себе наличие лицензии на право осуществления регулярных перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении не дает право ИП Колесникову С.П. и ООО «Транс-лайн». осуществлять перевозки пассажиров и багажа по соответствующим маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам без участия в конкурсе и без получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории ГО г. Стерлитамак. Между тем установлено, что вопреки требованиям закона ИП Колесников С.П. и ООО «Транс-лайн» оказывают услуги неопределенному кругу лиц без соблюдения требований законодательства, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, так как данная деятельность связана с использованием объектов повышенной безопасности. Отсутствие соответствующего свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом и маршрутной карты является нарушением требований законодательства, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения. В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Гражданским законодательством запрещено в любое время заниматься предпринимательской деятельностью с нарушением нормативных правовых актов, установленных для данного вида деятельности. В силу ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. На основании изложенного прокурор просит признать деятельность ООО «Транс-Лайн», ИП Колесникова С.П. по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак незаконной, запретить ИП Колесникову С.П., ООО «Транс-Лайн» осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа г.Стерлитамак, выдаваемого органом местного самоуправления и карт маршрута по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак, с использованием собственных транспортных средств, а также транспортных средств используемых на законном основании, признании недостаточными мер, принимаемых Администрацией городского округа г.Стерлитамак, по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и проведения мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию обслуживания населения в границах городского округа г.Стерлитамак.
В судебном заседании помощник прокурора Харрасовой А.М., исковые требования поддержала, просила удовлетворить, суду пояснила, что ООО «Транс-Лайн» осуществлял регулярные перевозки на территории г.Стерлитамак без свидетельства об осуществлении перевозок и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом. Порядок согласования и утверждения маршрута в рамках законодательно установленной компетенции органа местного самоуправления самостоятельно, в том числе посредством принятия муниципальными образованиями нормативных правовых актов. Решением Совета городского округа г.Стерлитамак РБ от 24 декабря 2015 г. № 3-4/40з «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа г.Стерлитамак РБ» утверждены: Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных муниципальных маршрутах на территории ГО г.Стерлитамак РБ; Положение об организации остановок общественного транспорта на территории ГО г.Стерлитамак; Регулярные муниципальные маршруты пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории ГО г.Стерлитамак РБ; Порядок открытия новых, изменения и прекращения деятельности существующих регулярных муниципальных маршрутов пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории ГО г.Стерлитамак РБ; Положение о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по регулярным муниципальным маршрутам на территории ГО г.Стерлитамак РБ. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Установлено, что ИП Колесников С.П. и ООО «Транс-Лайн» не имеют заключенных с администрацией ГО г.Стерлитамак РБ договоров на право осуществления пассажирских перевозок на территории городского округа. Наличие лицензии само по себе не является безусловным основанием для осуществления перевозок по муниципальным маршрутам. Вопросы законности осуществления ООО «Транс-Лайн» регулярных перевозок на территории ГО г.Стерлитамак были предметом судебного разбирательства в Арбитражном суде РБ. ИП Колесников С.П. и ООО «Транс-Лайн» оказывают услуги неопределенному кругу лиц не соблюдая требований законодательства, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Представитель ответчика ООО «Транс-Лайн» Файзуллин В.А. в судебном заседании пояснил, что с предъявленными исковыми требованиями он не согласен, прокуратура в иске ссылается на протокол и акты к ним, самостоятельной проверки прокуратурой проведена не была. В исковом заявлении не указано, на каких маршрутах ООО «Транс-Лайн» осуществляло пассажирские перевозки с нарушением требований закона, в связи с чем, невозможно определить включены ли данные маршруты в реестр муниципальных маршрутов и являются ли данные маршруты муниципальными, считает исковое заявление прокурора не мотивированным и не обоснованным. ООО «Транс-Лайн» соблюдает предусмотренные Российским законодательством требования, а именно имеет лицензию на осуществление перевозки пассажиров, договор на ОСГОП, договора ОСАГО и ГЛОНАС. В материалах дела отсутствует информация о допущенных ООО «Транс-Лайн» лицензионных требований.
Представитель ответчика ИП Колесникова С.П. по доверенности Савоськин М.И., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении иска отказать, суду пояснил, что процессуальные документы составлены с нарушением норм права. Права и обязанности коммерческой деятельности ИП Колесникова С.П., ООО «Транс-Лайн», Администрации ГО г.Стерлитамак не каким образом не вытекают из одних и тех же документов, отношения не поворотны, не сходны. Предъявление иска сразу к трем ответчикам не обосновано. ИП Колесников С.П не осуществляет пассажирские перевозки в г.Стерлитамак, он занимается только сдачей транспортных средств с экипажем. Факт перевозки пассажиров ИП Колесниковым С.П. не доказан. Считает требования прокурора не обоснованными.
Представители ответчика – Администрации ГО г.Стерлитамак РБ по доверенностям Хабибуллин Р.Р., Усманов И.М. исковые требования не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление, суду пояснил, что ООО «Транс-Лайн» и ИП Колесников С.П. осуществляют перевозки пассажиров дублирую 100 % имеющие и установленные муниципальные маршруты.
Представители третьего лица – Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Западно-Уральское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по доверенностям Павлова Т.Р., Косолапов А.О. исковые требования прокурора поддержали и показали, что ответчики, осуществляя регулярные пассажирские перевозки, нарушают требования действующего законодательства. Деятельность осуществляется в отсутствие свидетельства и карт маршрута. ИП Колесников М.П. предоставляет транспортные средства, сама же деятельность осуществляется ООО «Транс-Лайн» в отсутствии лицензии.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Из материалов дела следует, что индивидуальному предпринимателю Колесникову С.П. и ООО «Транс-Лайн» выданы лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Вид работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
В силу ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 № 77-з «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют организацию транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам.
Из материалов дела следует, что решением Совета городского округа г.Стерлитамак № 3-4/40з (с последующими изменениями) «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан» утверждены:
- Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (приложение №1);
- Положение о создании, размещении и использовании объектов транспортной инфраструктуры на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (приложение № 2);
- Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (Приложение №3);
- Положение о проведении открытого конкурса о праве на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (приложение 4).
Согласно п. 1.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г.Стерлитамак № 3-4/40з. Положение разработано в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, повышения ответственности владельцев транспортных средств и уровня безопасности пассажирских перевозок, укрепления транспортной дисциплины, повышения культуры обслуживания населения на транспорте общего пользования, а также обеспечения организационных полномочий органов местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения.
В соответствии с п. 4.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г.Стерлитамак № 3-4/40з, перевозчик обязан выполнять перевозки пассажиров в соответствии с заключенным с администрацией городского округа муниципальным контрактом или свидетельством об осуществлении перевозок.
В соответствии с п. 9.2 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г.Стерлитамак № 3-4/40з, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных требований закона и нормативных актов, лица, занимающиеся организацией и перевозкой пассажиров автотранспортом в ГО г.Стерлитамак РБ, обязаны их выполнять.
Порядок обязателен для выполнения всеми юридическими лицами, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки на территории ГО г.Стерлитамак РБ.
Организация перевозок пассажиров автомобильным транспортом предусматривает для администрации ГО г.Стерлитамак РБ разработку рациональных маршрутов схем, предусматривающих открытие новых и изменение существующих маршрутов, выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах, на одном маршруте перевозками занимается перевозчик, победивший в конкурсе.
Лица, занимающиеся организацией и перевозкой пассажиров автотранспортом в ГО г.Стерлитамак РБ, должны знать и строго выполнять, в том числе, решение Совета городского округа г.Стерлитамак № 3-4/40з (с последующими изменениями) «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан».
Автобусный маршрут общего пользования представляет собой установленный и соответственно оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами.
Организация автобусных маршрутов общего пользования осуществляется администрацией ГО г.Стерлитамак РБ.
В соответствии с п.3.1 Положения об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа г.Стерлитамак № 3-4/40з, Совет ГО г.Стерлитамак РБ:
- определяет порядок организации пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;
- устанавливает порядок подготовки документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам;
- утверждает положение об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;
- устанавливает порядок предоставления подрядчику субсидий;
- устанавливает требования к осуществлению регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
- утверждает положение о проведении конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
- устанавливает шкалу для оценки критериев;
- утверждает порядок установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок;
- утверждает положение о создании, размещении и использованию объектов транспортной инфраструктуры.
Администрация ГО г.Стерлитамак РБ:
- разрабатывает и вносит на рассмотрение Совета проекты нормативных правовых актов ГО г.Стерлитамак РБ в области организации транспортного обслуживания населения пассажирским транспортом;
- утверждает документ планирования регулярных перевозок;
- в установленном Советом порядке принимает решения об установлении, изменении или отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок;
- ведет реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок;
- проводит открытые конкурсы на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок;
- осуществляет выдачу и переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, а также карт соответствующих маршрутов;
- прекращает действие свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок;
- обращается в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок;
- определяет необходимый объем регулярных перевозок по муниципальным маршрутам;
- заключает муниципальные контракты на выполнение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по муниципальным маршрутам;
- осуществляет контроль за выполнением муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту;
- принимает и проверяет отчеты;
- утверждает паспорта муниципальных маршрутов регулярных перевозок;
- осуществляет координацию работы перевозчиков на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;
- согласовывает время начала и окончания работы пассажирского транспорта на муниципальных маршрутах регулярных перевозок;
- обеспечивает комфортные условия для ожидания пассажирского транспорта, посадки и высадки пассажиров на остановочных пунктах;
- утверждает места расположения остановочных пунктов;
- обеспечивает иные полномочия
Безопасность дорожного движения и пассажиров при осуществлении перевозок автобусами (микроавтобусами) на маршрутах городского поселения является одним из основных условий при организации пассажирских перевозок.
Право работы автобусов на маршруте подтверждается наличием лицензионной карточки, путевого листа, расписания движения, выданного оператором, за которым закреплен маршрут, и договором между перевозчиком и администрацией ГО г.Стерлитамак РБ.
Данная процедура проводится в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, полного удовлетворения потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках; обеспечения высокой культуры и качества обслуживания пассажиров; соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей; соблюдения санитарно-гигиенических и экологических требований.
Кроме того, заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения проводится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений на участие в нем.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организация дорожного движения - это комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Согласно ч. 1 ст. 20 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия но организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.
Пунктом 62 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7, предусмотрено, что субъект транспортной деятельности, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров, обязан: 1) обеспечить каждого водителя следующими документами: путевым листом, расписанием (графиком) движения по маршруту регулярных перевозок, схемой маршрута с указанием опасных участков; 2) осуществлять при выполнении перевозок контроль соблюдения расписания (графика) движения и норм предельной вместимости транспортных средств, соответствия пути движения транспортных средств установленным маршрутам регулярных перевозок.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Исходя из изложенного, обязанность согласовывать маршруты со схемой движения и графиком движения законодателем возложена именно на лицо, осуществляющее деятельность по перевозке пассажиров, а не на разработчика маршрута.
Привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основании договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах, заключаемого перевозчиком с уполномоченным органом по результатам конкурсов на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах.
Обслуживание населения на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах включает, в частности, отбор перевозчиков для работы на маршрутах регулярных перевозок в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами, и осуществление контроля за работой перевозчиков по соблюдению ими установленных норм и правил. Перевозчики допускаются к выполнению регулярных перевозок после заключения договоров с уполномоченным органом. Таким образом, осуществление перевозок пассажиров осуществляется лишь на основании заключенного договора и по результатам проведенного конкурсного отбора перевозчиков.
Кроме того, заключение договоров на выполнение пассажирских перевозок по маршруту регулярного сообщения проводится на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и своевременных перевозках.
Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Каждый перевозчик, имеющий, лицензию на право перевозки пассажиров, вправе принять участие в данном конкурсе. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений на участие в нем.
Следовательно, отсутствие соответствующего договора является нарушением требований законодательства, устанавливающего в целях обеспечения наиболее безопасных условий перевозок, специальные критерии к перевозчикам, угрожает безопасности и может привести к причинению вреда лицам, пользующимися этими услугами, а также другим участникам дорожного движения.
Гражданским законодательством запрещено в любое время заниматься предпринимательской деятельностью с нарушением нормативных актов, установленных для данного вида деятельности.
Статья 10 ГК РФ устанавливает пределы осуществления гражданских прав. Так, пунктом 1 статья 10 ГК РФ предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление положением на рынке.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта) перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.
Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее - Правила), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам и к перевозке пассажиров и багажа по заказу. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (ст. 19 Устава автомобильного транспорта). В соответствии с разделом II Правил регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.
Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (глава 4 Устава автомобильного транспорта). Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства. Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается краткое наименование фрахтовщика.
Таким образом, отличительными признаками регулярных перевозок от заказных являются: наличие публичного договора как основание перевозки, осуществление перевозки согласно установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения в соответствии с паспортом маршрута, на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок.
Учитывая, что между ИП Колесниковым С.П., ООО «Транс-Лайн» и администрацией ГО г.Стерлитамак не заключен договор на выполнение пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам), отсутствуют маршрутные карты, осуществление ИП Колесниковым С.П. и ООО «Транс-Лайн» регулярных пассажирских перевозок является незаконным.
На основании изложенного суд находит иск прокурора к ИП Колесникову С.П. и ООО «Транс-Лайн» обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В то же время иск прокурора к Администрации ГО г.Стерлитамак удовлетворению не подлежит, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что принятые администрацией меры явились недостаточными, либо опровергающих факт принятия данных мер, материалы дела, не содержат.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора, избранный способ защиты права, а именно путем признания недостаточными меры принимаемых Администрацией городского округа г.Стерлитамак, по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и проведения мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию обслуживания населения в границах городского округа г.Стерлитамак, не основаны на законе.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд.
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Стерлитамак РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.
Признать деятельность индивидуального предпринимателя Колесникова ФИО16, ООО «Транс-Лайн» по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак незаконной.
Запретить индивидуальному предпринимателю Колесникову ФИО17, ООО «Транс-Лайн» осуществлять пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак без свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа г.Стерлитамак, выдаваемого органом местного самоуправления и карт маршрута по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа г.Стерлитамак, с использованием собственных транспортных средств, а также транспортных средств используемых на законном основании.
Исковые требования прокурора г.Стерлитамак РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа г.Стерлитамак, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: . Р.З. Максютов
.