№ 2а-1491/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2017г. с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
судьи Сетраковой Л.В.,
при секретаре Гонус Е.В.,
с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора Надеждинского района Приморского края Третьяковой О.Н.,
представителя административного ответчика администрации Надеждинского муниципального района Сараевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Надеждинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района о понуждении к исполнению обязательств,
установил:
прокуратурой Надеждинского района Приморского края проведена проверка по жалобе жителей ....................., проживающих по ....................., на бездействие администрации Надеждинского муниципального района, выразившееся в непроведении ремонта дороги, ведущей к жилым домам по указанной улице. В ходе проверки установлено, что указанная дорога находится в границе Надеждинского муниципального района, дорога не обеспечена безопасностью дорожного движения, а именно: имеется ямочность дорожного полотна, выбоины, отсутствуют обочины, отсутствует дорожное покрытие. ................... прокуратурой района главе администрации района внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако до настоящего времени меры по ремонту указанной дороги не приняты. Неудовлетворительное состояние дороги является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, а также на свободу передвижения, что является недопустимым и может повлечь наступление тяжких последствий, в частности, причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью.
В связи с указанными обстоятельствами, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Надеждинского муниципального района в непроведении ремонта дороги по ..................... в ..................... муниципального района; обязать администрацию Надеждинского муниципального района провести ремонт дороги по ..................... в ..................... в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора Третьякова О.Н. на заявленных требованиях настояла, просила установить срок исполнения решения суда до ................... года.
Представитель административного ответчика Сараева М.Ю. обстоятельства изложенные в иске не оспаривала, просила установить срок для исполнения судебного решения до ...................
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу ч. 6 ст. 3 Закона включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в ч. 12 ст. 3 Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3, ст. 17 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Абзацем 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), установлено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона предусмотрено, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Из анализа указанных норм следует, что администрация Надеждинского муниципального района, являясь органом, уполномоченным осуществлять дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, несет на себе бремя содержания технических средств организации дорожного движения (осветительных приборов) в надлежащем рабочем состоянии.
Согласно закона Приморского края от 04.06.2015 № 639-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Надеждинского муниципального района и Надеждинским муниципальным районом», ..................... в ..................... является собственностью Надеждинского муниципального района
Как следует из материалов дела, дорога по ..................... в ..................... расположена в границах Надеждинского муниципального района, обязанность ее содержания возложена на администрацию Надеждинского муниципального района
Из акта обследования следует, что указанная дорога не обеспечена безопасностью дорожного движения, а именно: имеется ямочность дорожного полотна, выбоины, отсутствуют обочины, отсутствует дорожное покрытие.
................... прокуратурой района главе администрации района внесено представление об устранении допущенных нарушений, до настоящего времени меры по ремонту указанной дороги не приняты
Поскольку ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию указанной дороги находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью участников дорожного движения, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора. Срок для ремонта автомобильной дороги общего пользования, о котором просит прокурор, суд находит достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора удовлетворить
Признать незаконным бездействие администрации Надеждинского муниципального района в непроведении ремонта дороги по ..................... в ......................
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района провести ремонт дороги по ..................... в ..................... в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 в срок до ....................
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Надеждинский районный суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Сетракова