ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
дело № 88-17355/2024
№ дела суда 1-й инстанции 2-80/2023
УИД 91RS0019-01-2023-003534-04
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 04 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Щетининой Е.В.,
судей Авериной Е.Г., Парамоновой Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГКУ Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к ФИО6 об определении размера возмещения, подлежащего выплате в случае принудительного изъятия земельных участков,
по кассационной жалобе ФИО7 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 6 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Щетининой Е.В., судебная коллегия
установила:
истец обратился в суд с иском к ФИО8 о принудительном изъятии для государственных нужд и прекращении права собственности на земельный участок площадью 623 +/- 9 кв.м с кадастровым номером № и земельный участок площадью 185 +/- 5 кв.м с кадастровым номером №
Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжением Совета министров Республики Крым от 16 августа 2021 года № 1060-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд» в целях строительства автомобильной дороги «Строительство объездной дороги г. Симферополя на участке Дубки-Левадки» принято решение об изъятии земельных участков, в том числе, принадлежащих ответчику с кадастровыми номерами № и №. Ответчиком в установленный законодательством срок не было подписано соглашение об изъятии, что стало основанием для обращения в суд с указанным иском.
Определением Симферопольского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года выделены в отдельное производство требования Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» к ФИО9 об определении размера возмещения, подлежащего выплате в случае принудительного изъятия земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 октября 2023 года исковые требования удовлетворены.
Определен размер возмещения, подлежащий выплате при принудительном изъятии земельных участков с кадастровыми номерами № и № ФИО10. в размере 469831 руб.
Взыскано с Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в пользу ФИО11 компенсацию в размере 469831 руб. путем перечисления указанной суммы Государственным казенным учреждением Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на банковский счет Серокуровой Р.В. или на депозитный счет нотариуса.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 06 марта 2024 года решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 октября 2023 года изменено в части размера компенсации, абзацы второй, третий резолютивной части решения изложены в следующей редакции:
Определить размер возмещения, подлежащий выплате при принудительном изъятии земельных участков с кадастровыми номерами № и № ФИО12. в размере 52300 руб.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в пользу ФИО13 (ИНН 910911496070) компенсацию в размере 52300 руб. путем перечисления Государственным казенным учреждением Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» на банковский счет Серокуровой Раисы Васильевны или на депозитный счет нотариуса.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО14 ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 06 марта 2024 года и оставлении без изменения решения Симферопольского районного суда Республики Крым от 27 октября 2023 года. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, выразившиеся в том, что суд апелляционной инстанции в мотивировочной части определения указал, что приказ об изъятии, на основании которого были изъяты земельные участки был издан (принят) 23 марта 2027 года, срок которого еще не наступил; неверно исчислил срок начала изъятия земельных участков, не учел, что распоряжение от 2017 года не было реализовано и срок на его реализацию истек, в связи с чем, оценка изымаемых земельных участков должна быть произведена с учетом вида разрешенного использования «автомобильный транспорт».
Возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, распоряжением Совета министров Республики Крым № 1060-р от 16 августа 2021 года «Об изъятии земельных участков для государственных нужд» в целях строительства автомобильной дороги «Строительство объездной дороги г. Симферополя на участке Дубки-Левадки» принято решение об изъятии участков с кадастровыми номерами № и № правообладателем которых является ФИО15
В целях изъятия у ответчика земельных участков ООО «Институт «ШЕЛЬФ» проведены необходимые землеустроительные и кадастровые работы, размер возмещения ответчику за прекращение прав на изымаемые земельные участки, в том числе размер убытков, подлежащий возмещению в связи с изъятием объекта недвижимости в целях обеспечения реализации строительства, определен на основании отчетов об оценке рыночной стоимости.
Вступившим законную силу решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 12 апреля 2022 года у ФИО16. изъят для государственных нужд земельный участок площадью 623 +/- 9 кв.м с кадастровым номером № и земельный участок площадью 185 +/- 5 кв.м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, Чистенский сельский совет, за границами населенного пункта, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - автомобильный транспорт, прекращено ее право собственности на указанные земельный участок и признано право собственности Республики Крым.
Принимая во внимание наличие разногласий относительно размера подлежащей выплате компенсации, судом первой инстанции назначено проведение судебной экспертизы, производство которой поручено ООО «Институт экспертных исследований».
Согласно заключению эксперта ООО «Институт экспертных исследований» № 12/23 от 04 сентября 2023 года, рыночная стоимость, исходя из разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование, земельного участка площадью 623 кв.м с кадастровым № на дату проведения исследования составляет 40300 руб., земельного участка площадью 185 кв.м с кадастровым номером № - 12000 руб.
Рыночная стоимость, исходя из разрешенного использования земельного участка - автомобильный транспорт, земельного участка площадью 623 кв.м с кадастровым № на дату проведения исследования составляет 361491 руб.; земельного участка площадью 185 кв.м с кадастровым номером № - 107640 рублей.
Размер убытков, включая упущенную выгоду, возникающих в связи с изъятием для государственных нужд земельного участка площадью 623 кв.м с кадастровым номером № и земельного участка площадью 185 кв.м с кадастровым № составляет 700 рублей.
В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым № 1060-р от 16 августа 2021 года «Об изъятии земельных участков для государственных нужд» процесс изъятия начинается 16 августа 2021 года.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований об определении размера возмещения, подлежащего выплате в случае принудительного изъятия земельных участков, суд первой инстанции исходил из того, что согласно данным ЕГРН вид разрешенного использования изъятых земельных участков на день, предшествующий дню принятия решения о принудительном изъятии земельных участков, указан «автомобильный транспорт» и рассчитал размер компенсации в соответствии с рыночной стоимостью земельных участков с видом разрешенного использования «автомобильный транспорт».
Изменяя решение суда первой инстанции в части размера компенсации, подлежащей выплате ответчику, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 35 Конституции Российской Федерации, 279, 280, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, 49, 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», принимая во внимание правовые позиции, изложенные в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2015 года, исходил из того, что фактическое изъятие и использование земельных участков для строительства и эксплуатации автомобильной дороги и объектов ее инфраструктуры произошло значительно раньше издания распоряжения Совета министров Республики Крым № 1060-р от 16 августа 2021 года «Об изъятии земельных участков для государственных нужд» и до изменения вида разрешенного использования земельных участков в указанных целях, в связи с чем, определение размера компенсации за изъятие земельного участка необходимо производить исходя из рыночной стоимости земельного участка с целевым назначением имевшего место до раздела земельного участка, то есть сельскохозяйственного назначения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований считать выводы суда апелляционной инстанции неправильными, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы.
Так, судом апелляционной инстанции обоснованно указано, что рыночная стоимость изымаемого земельного участка или прав на него определяется в соответствии с частью 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка, что закрепляется фактически сложившуюся судебную практику, согласно которой при наличии разногласий между органом публично-правового образования и собственником (пользователем) земельного участка при определении рыночной стоимости земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, необходимо руководствоваться тем видом разрешенного использования, который был установлен в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.
Законодательное закрепление данного подхода обусловлено тем, что по смыслу положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации собственник изымаемого земельного участка вправе претендовать на получение возмещения, необходимого для восстановления его имущественных потерь, которое рассчитывается таким образом, как будто бы изъятия не было.
При этом согласно материалам дела фактическое изъятие и использование земельных участков для строительства и эксплуатации автомобильной дороги и объектов ее инфраструктуры произошло значительно раньше издания распоряжения Совета министров Республики Крым № 1060-р от 16 августа 2021 года «Об изъятии земельных участков для государственных нужд» и до изменения вида разрешенного использования земельных участков в указанных целях, 24 декабря 2018 года проведены земельно-кадастровые работы по разделу земельных участков, в том числе принадлежащего ответчику, на основании документации по планировке территории линейного объекта, утвержденного Распоряжением Совета министров Республики Крым от 19 июля 2016 года № 792-р, Распоряжением Совета министров Республики Крым от 18 августа 2017 года № 956-р, а также Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 марта 2017 года № 258-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд», в связи с чем, определение размера компенсации ответчику за изъятие земельного участка необходимо производить исходя из рыночной стоимости земельного участка с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», имевшего место до раздела земельного участка, что в соответствии с заключением судебной экспертизы составляет 52300 рублей.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что в мотивировочной части апелляционного определения суд апелляционной инстанции сослался на приказ об изъятии от 23 марта 2027 года, срок которого еще не наступил, не может служить достаточным поводом для отмены вступившего в законную силу судебного постановления, так как указанное обстоятельство явно является следствием технической описки.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что распоряжение Совета министров Республики Крым от 23 марта 2017 года № 258-р «Об изъятии земельных участков для государственных нужд» не было реализовано и срок на его реализацию истек, не изменяет того факта, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, правообладателем которых является Серокурова Р.В., с «сельскохозяйственное использование» на «автомобильный транспорт» осуществлено на основании документации по планировке территории линейного объекта при проведении земельно-кадастровых работ по разделу земельных участков без согласия землепользователя, следовательно, до начала процедуры изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд они имели вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», исходя из которого, определяется их рыночная стоимость.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции об определении размера компенсации ответчику за изъятие земельных участков исходя из их рыночной стоимости с видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование», имевшим место до раздела земельного участка, является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены вступившего в законную силу судебного постановления, в том числе тех, ссылки на которые имеются в кассационной жалобе.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неверном исчислении судом апелляционной инстанции срока начала изъятия земельных участков и размера компенсации сводятся к несогласию заявителя с оценкой доказательств и выводами суда по обстоятельствам дела, направлены на их переоценку, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 ГПК РФ).
Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 ГПК РФ (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, дающих основания для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 (п.1 ч.1), 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 06 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи