Дело № 2а-1250/2021
УИД75RS0003-01-2021-001660-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 октября 2021 года Железнодорожный районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Лытневой Ж.Н., при секретаре Кузнецовой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Новокрещиной Елены Валерьевны к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Кибиревой Анастасии Викторовне, судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Рева Светлане Алексеевне, старшему судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Кочетовой Юлии Олеговне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Новокрещина Е.В., в лице своего представителя Маресева В.Л., обратилась с административным исковым заявлением об уменьшении исполнительского сбора. В обоснование требований указала, что 11.03.2021 г. судебным приставом-исполнителем Железнодорожного РОСП УФССП России по Забайкальскому краю на основании исполнительного документа – Постановления ..., выданного Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите, возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении Новокрещиной Е.В., предметом исполнения которого является взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов. В рамках указанного исполнительного производства постановлением от 17 марта 2021 г. должнику была предоставлена рассрочка исполнения исполнительного документа в период распространения новой коронавирусной инфекции, со следующими сроками погашения задолженности:
-до 20 апреля 2021 года - 1 927 511,35 руб.;
-до 20 мая 2021 года - 1 927 511,35 руб.;
-до 20 июня 2021 года - 1 927 511,35 руб.;
-до 20 июля 2021 года – 1 927 497,52 руб.
Постановление от 07 июня 2021 г. было отменено постановление о предоставлении рассрочки исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Постановлением от 08 июня 2021 г. о взыскании исполнительного сбора по исполнительным производствам имущественного характера с должника был взыскан исполнительский сбор в размере 539 703,18 руб.
Постановление от 07 июня 2021 г. об отмене предоставления рассрочки, как и постановление от 08 июня 2021 г. о взыскании исполнительского сбора, были вручены представителю должника 21 июля 2021 г.
Как следует из Постановления от 08 июня 2021 г. исполнительский сбор исчислен в размере 539 703,18 руб., однако, с учетом постановления о предоставлении рассрочки сумма задолженности составляла 5 694 450,83 руб.
Кроме того, постановление от 08 июня 2021 г. было фактически подписано 17 июня 2021 г. в 12 часов 59 минут. На указанную дату сумма задолженности составляла 3 664 001,83 руб. Таким образом, сумма исполнительского сбора должна быть исчислена в размере 256 480,06 руб., что составляет 7 процентов от 3 664,83 руб. при этом, поскольку должник не был извещен об отмене постановления о предоставлении рассрочки, а иные платежи были осуществлены в сроки, установленные указанным постановлением, то исполнительский сбор может быть уменьшен до суммы 192 360,04 руб. то есть на сумму 64 120,01 руб., что равно ? от 256 480,06 руб.
На основании изложенного, административный истец просила уменьшить размер взыскиваемого исполнительского сбора, подлежащего взысканию на основании постановления от 08 июня 2021 г., до суммы 192 360,04 руб.
Протокольным определением от 08 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю, начальник Железнодорожного РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Кочетова Ю.О., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Кибирева А.В.
Административный истец ИП Новокрещина Е.В., её представитель Маресев В.Л., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении дела не заявили. Ранее опрошенный представитель Маресев В.Л. заявленные требования поддержал.
Административные ответчики - начальник Железнодорожного РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Кочетова Ю.О., судебный пристав-исполнитель Железнодорожного РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Кибирева А.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении дела не заявили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю Рева С.А. административный иск не признала, указав на отсутствие нарушений прав административного истца.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика Рева С.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статья 64 названного Федерального закона определяет взыскание исполнительского сбора как одно из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно статье 112 того же Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Судом установлено, что 19 января 2021 г. Межрайонной ИФНС № 2 по г. Чите в отношении ИП Новокрещиной Е.В. вынесено постановление ... о взыскании налога, сбора, пени, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
25 января 2021 года судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Кибиревой А.В. на основании исполнительного документа возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении ИП Новокрещиной Е.В., должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Сумма взысканий составила 7 710 045,42 руб.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена Новокрещиной Е.В. лично 25 февраля 2021 года, что подтверждается её подписью на вышеназванном постановлении.
Из материалов исполнительного производства ...-ИП следует, что 16 марта 2021 г. в Железнодорожный РОСП по г. Чите от должника Новокрещиной Е.В. поступило заявление о предоставлении рассрочки исполнения требований. Исходя из доводов, изложенных в заявлении, 17 марта 2021 г. судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление о предоставлении рассрочки исполнения исполнительного документа в период распространения новой коронавирусной инфекции с установленным графиком платежей предоставления рассрочки:
-до 20 апреля 2021 года - 1 927 511,35 руб.;
-до 20 мая 2021 года - 1 927 511,35 руб.;
-до 20 июня 2021 года - 1 927 511,35 руб.;
-до 20 июля 2021 года – 1 927 497,52 руб.
Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя от 17 марта 2021 г., должник предупреждена о том, что при нарушении графика погашения задолженности постановление о предоставлении рассрочки подлежит отмене, после чего исполнительное производство осуществляется в общем порядке без учета требований ФЗ № 215 от 20.07.2020 г. (пункт 3 Постановления).
Согласно представленному графику, Новокрещиной Е.В. была произведена оплата до 20 апреля 2021 г. в сумме 1 927 519 руб. Вместе с тем, до 20 мая 2021 г. на депозитный счет Железнодорожного РОСП по г. Чите оплата не поступила.
Из объяснений Новокрещиной Е.В. от 28 мая 2021 г. следует, что до 20 мая 2021 г. произвести оплату задолженности не представилось возможным в связи с не поступлением денежных средств от контрагента. 15 июня 2021 г. обязуется произвести оплату задолженности в размере 2 000 000 руб.
07 июня 2021 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отмене постановления о предоставлении рассрочки исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе по тем основаниям, что должником нарушен график платежей, что согласуется с пунктом 3 Постановления от 17 марта 2021 г.
Таким образом, в связи с отменой Постановления от 17 марта 2021 г. о предоставлении рассрочки исполнения исполнительного документа в период распространения новой коронавирусной инфекции, исполнительное производство стало осуществляться в общем порядке, без учета требований ФЗ № 215 от 20.07.2020 г.
Поскольку требования исполнительного документа не были исполнены должником в срок, установленный для их добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Кибиревой А.В. 08 июня 2021 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с ИП Новокрещиной Е.В. в размере 539 703,18 руб.
Из пояснений представителя административного ответчика Рева С.А. следует, что при вынесении исполнительского сбора базой данных учтена сумма долга в полном объеме от 7 710 045,42 руб., а именно 5 694 450,83 руб. В связи с тем, что на 08 июня 2021 г. сумма дога составляла 5 694 450,83 руб., судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству имущественного характера, где сумма исполнительского сбора скорректирована с учетом оплаченной задолженности по предоставленной рассрочке и составила 398 611,55 руб. По состоянию на 07 сентября 2021 г. остаток суммы исполнительского сбора составил 395 828,42 руб.
Из исследованных судом материалов исполнительного производства следует, что 21 июня 2021 г. начальником отделения – старшим судебным приставом-исполнителем Кочетовой Ю.О. в постановление от 08 июня 2021 г. внесены изменения, учтена сумма ввиду ранее предоставленной рассрочки, которую должник частично исполняла до мая 2021 г.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
При этом суд исходит из того, что в силу части 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона № 229-ФЗ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, при этом должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы.
Постановление о возбуждении исполнительного производства получено административным истцом 25 февраля 2021 года, постановление о предоставлении рассрочки отменено, в связи с чем, исполнительное производство стало осуществляться в общем порядке.
Таким образом, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа должен исчисляться с даты получения постановления о возбуждении исполнительного производства, а не с даты отмены постановления о рассрочки платежей, следовательно, правового значения для дела дата принятия постановления об отмене постановления о рассрочке, подписанное судебным приставом-исполнителем цифровой электронной подписью 17 июня 2021 г., правового значения для дела не имеет.
В установленный пятидневный срок требования исполнительного документа должником ИП Новокрещиной Е.В. исполнено не было.
Вопреки доводам административного иска, расчет исполнительского сбора, с учетом внесенных изменений, судебным приставом-исполнителем, произведен верно.
Вместе с тем судом учитывается, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю ИП Новокрещиной Е.В. не представлено, в административном иске не приведенные причины неисполнения в срок исполнительного документа. Степень вины должника не свидетельствуют о возможности уменьшения размера исполнительского сбора, равно как и не дают оснований полагать, что должник принял все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Оснований полагать, что размер исполнительского сбора является чрезмерным, не имеется, сама по себе величина исполнительского сбора об этом не свидетельствует.
Каких-либо доказательств тяжелого материального положения административным истцом также не представлено.
Наличие на иждивении троих несовершеннолетних детей не является обстоятельством, дающим основание для уменьшения исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
решил:
Индивидуальному предпринимателю Новокрещиной Елене Валерьевне в удовлетворении административных исковых требований к судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Кибиревой Анастасии Викторовне, судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Рева Светлане Алексеевне, старшему судебному приставу-исполнителю Железнодорожного районного отдела судебных приставов г. Читы УФССП России по Забайкальскому краю Кочетовой Юлии Олеговне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю об уменьшении исполнительского сбора отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Железнодорожный районный суд г. Читы.
Судья Лытнева Ж.Н.
Мотивированное решение составлено 27 октября 2021 года.