РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2024 года г. Иркутск
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Захаренко В.В.,
при секретаре Быстровой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2024-003575-30 (2-1920/2024) по иску Полянской А.В. к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Иркутскому району» о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи, обязании назначить социальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
Истец Полянская А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Иркутскому району» (далее - ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району») о признании незаконным отказа в предоставлении государственной социальной помощи, обязании назначить социальную помощь.
В основание иска истец указала, что обратилась в ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» с заявлением о назначении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта. Уведомлением от <Дата обезличена> истцу отказано в назначении «Государственная социальная помощь на основании социального контракта», в качестве причины указано: несоответствие заявителя и членов его семьи условиями принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящими Правилами, в том числе на основании решения межведомственной комиссии, указав на отсутствие объективных обстоятельств.
Истец считает отказ незаконным, по следующим основаниям. В настоящее время истец оказывает деятельность в качестве самозанятого, зарегистрирована в качестве налогоплательщика на профессиональный доход. Относится к категории малоимущих граждан, был расторгнут брак с ФИО6, несовершеннолетних детей не имеет.
Заявление о назначении ей государственной социальной помощи на основании социального контракта было подано в марте 2024 года, следовательно, расчетным периодом являются суммы дохода за три месяца: ноябрь, декабрь 2023 года, январь 2024 года. Сумма доходов за расчетный период составила 40 000 рублей (ноябрь 2023 года – 14 000 рублей, декабрь 2023 года – 10 100 рублей, январь 2024 года – 15 900 рублей), что ниже прожиточного уровня на душу населения.
На период обращения с заявлением истец была зарегистрирована в Иркутском филиале ОГКУ КЦ Иркутской области в целях поиска работы с <Дата обезличена>.
По причине объективных обстоятельства (нахождение в поисках работы) доход истца составляет ниже прожиточного минимума, в связи с чем, полагает что органами социальной защиты населения сделан необоснованный вывод о том, что поиск работы не является объективной причиной.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным отказ ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» Полянской А.В. в назначении государственной социальной помощи от <Дата обезличена>, обязать ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» назначить Полянской А.В. государственную социальную помощь на основании социального контракта.
Истец Полянская А.В., представитель ответчика ОГКУ «УСЗН по Иркутскому району» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, истец просит о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие не явившихся сторон, их представителей в соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 167 ГПК РФ.
Обсудив доводы искового заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72, статьи 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от <Дата обезличена> № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (часть 1 статьи 8.1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 178-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона от <Дата обезличена> № 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8.1 указанного Федерального закона к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
В <адрес обезличен> размеры, условия и порядок назначения и выплаты за счет средств областного бюджета государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, регулируются <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес обезличен>» (далее - <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ).
В соответствии с абзацем первым части 1 статьи <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ (в редакции, действовавшей на дату подачи истцом заявления об оказании государственной социальной помощи – <Дата обезличена>) государственная социальная помощь назначается получателям государственной социальной помощи при условии, если наличие у них среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного <адрес обезличен> по району (местности), в котором (которой) проживают получатели государственной социальной помощи (далее - величина прожиточного минимума на душу населения), обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от них самих (инвалидность, потеря кормильца, безработица, поиск работы, утрата (повреждение) движимого имущества, повреждение жилого помещения, утрата (разрушение) жилого помещения, получение образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета, длительное и (или) дорогостоящее лечение, уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом I группы и тому подобное).
Согласно части 1 статьи <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ для назначения государственной социальной помощи необходимы, в том числе, документы, подтверждающие, что наличие у получателя государственной социальной помощи дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина) обусловлено объективными обстоятельствами, не зависящими от него самого (инвалидность, потеря кормильца, безработица, утрата (повреждение) движимого имущества, повреждение жилого помещения, утрата (разрушение) жилого помещения, отсутствие возможности осуществления трудовой или иной приносящей доход деятельности в связи с получением образования по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета, длительное и (или) дорогостоящее лечение, уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, ребенком-инвалидом, инвалидом I группы и тому подобное), включая документы, подтверждающие наличие иных объективных обстоятельств, не зависящих от получателя государственной социальной помощи, обуславливающих наличие у него дохода ниже величины прожиточного минимума для семьи (величины прожиточного минимума для одиноко проживающего гражданина), либо, в случае отсутствия таких документов, - акт комиссионного обследования (подпункт «к» пункта 4 части 1 статьи <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9(1) <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается получателям государственной социальной помощи в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
При оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта уполномоченный орган, учреждение взаимодействуют с исполнительными органами государственной власти области и органами местного самоуправления муниципальных образований области в порядке, установленном нормативным правовым актом <адрес обезличен> (часть 2 статьи 9(1) <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ).
Частью 3 статьи 9(1) <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ предусмотрено, что социальный контракт подписывается получателем государственной социальной помощи и руководителем учреждения либо лицом, уполномоченным руководителем учреждения на подписание социального контракта в соответствии с законодательством.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, разработанная учреждением совместно с получателем государственной социальной помощи.
В течение срока действия социального контракта учреждение вправе проверять выполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
Программой социальной адаптации предусматриваются обязательные для реализации получателем государственной социальной помощи мероприятия.
К таким мероприятиям относятся поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, а также прохождение в целях реализации данных мероприятий обучения.
Программой социальной адаптации могут также предусматриваться мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей получателя государственной социальной помощи в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования здорового образа жизни, для обеспечения потребностей семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
Согласно части 4 статьи 9(1) <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ социальный контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года по форме, определенной нормативным правовым актом уполномоченного органа.
В случае если по истечении срока действия социального контракта получатель государственной социальной помощи продолжает находиться в трудной жизненной ситуации по не зависящим от него причинам, указанный срок продлевается по соглашению получателя государственной социальной помощи и учреждения, но не более чем на три месяца.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждены методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций, мероприятиями, по которым заключается социальный контракт, в соответствии с пунктом 3 статьи 8.1. Федерального закона № 178-ФЗ (далее - основные мероприятия), а также в соответствии с Правилами предоставления субсидий является осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью понимается коммерческая деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).
В силу пункта 7 Методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи, конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности": регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
Статьей 9 Федерального закона от <Дата обезличена> № 178-ФЗ предусмотрено, что отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> Полянская А.В. обратилась в ОГКУ «УСЗН по <адрес обезличен>» с заявлением на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. В заявлении указано, что Полянская А.В. находится в разводе, осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Учреждением <Дата обезличена> принято решение об отказе в назначении «Государственная социальная помощь на основании социального контракта», в качестве причины указано: несоответствие заявителя и членов его семьи условиями принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящими Правилами, в том числе указав на отсутствие объективных обстоятельств.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами ответчика о наличии законных оснований для отказа в предоставлении мер социальной поддержки истцу по следующим основаниям.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации»).
Порядок и условия признания граждан безработными установлены статьей 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации /п. 1 ст. 3 Закона/.
Согласно п. 2 указанной статьи, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Как следует из справки Иркутского филиала ОГКУ КЦ <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> Полянская А.В. была зарегистрирована в целях поиска работы с <Дата обезличена>.
Решение о признании Полянской А.В. безработной никем в установленном законом порядке не оспорено.
Государственная социальная помощь, предусмотренная <адрес обезличен> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ относится к числу мер социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и оказывается в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Так по результатам рассмотрения заявления Полянской А.В. от <Дата обезличена> и приложенных к нему документов, ответчик принял решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта из-за несоответствия заявителя и членов его семьи условиями принятия решения о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящими Правилами.
Однако делая соответствующие выводы, ответчик не представил каких-либо обосновывающих такие выводы документов в ответе на запрос от <Дата обезличена>, так и доказательств наличия дохода выше прожиточного минимума на момент обращения истца с заявлением <Дата обезличена>, стороной ответчика также не представлено.
Кроме того, в силу вышеприведенных норм материального права, учреждение в течение срока действия социального контракта вправе проверять выполнение получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
С учетом изложенного, принимая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания отказа от <Дата обезличена> незаконным.
При этом суд принимает во внимание, что предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение мер социальной поддержки, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат, с тем, чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и форма социального контракта устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от <Дата обезличена> № 178-ФЗ).
Следовательно, исковые требования Полянской А.В. в части обязания ОГКУ «УСЗН по <адрес обезличен>» назначить Полянской А.В. государственную социальную помощь на основании социального контракта, удовлетворению не подлежат, поскольку принятие подобных решений не входит в компетенцию суда, в судебном порядке проверяется законность решений государственного органа по соответствующим заявлениям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Полянской А.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Иркутскому району» Полянской А.В. в назначении государственной социальной помощи от <Дата обезличена>.
Исковые требования Полянской Анастасии Васильевны к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Иркутскому району» об обязании назначить Полянской А.В. государственную социальную помощь на основании социального контракта - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Захаренко
Мотивированный текст решения изготовлен 25 июня 2024 года