Решение по делу № 2-1200/2022 от 10.03.2022

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

24 октября 2022 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи – Струковой П.С., при секретаре – ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства <адрес> и Правительству Севастополя, третьи лица ФИО2 и Департамент городского хозяйства <адрес> о признании права собственности на самовольно построенный индивидуальный жилой дом и иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования Департамента городского хозяйства <адрес> к ФИО3, третьи лица Правительство Севастополя, Управление государственного строительного надзора и экспертизы <адрес>, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя и Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, о сносе самовольно построенного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства <адрес> и Правительству Севастополя о признании права собственности на самовольно построенный индивидуальный жилой дом площадью 481,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Б.

В обоснование исковых требований истец указала, что на основании договора купли-продажи от 03.07.2018г. ею был приобретён земельный участок площадью 425 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>Б с разрешённым использованием – «для индивидуального жилищного строительства». По заказу ФИО3 проектной организацией ООО «ЛСТК-СТРОЙ» была разработана проектная документация по объекту «Жилой дом по адресу: <адрес>Б», которой предусматривалось строительство индивидуального жилого дома общей проектной площадью 481,6 кв.м. в составе 3-х надземных этажей и цокольного этажа.

С целью согласования уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого <адрес>.11.2018г. ФИО3 обратилась в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве, которым предусматривалось строительство на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 индивидуального жилого дома в составе 3-х надземных этажей, а также указывались отступы от границ смежных земельных участков.

Поданное 20.11.2018г. истцом уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома было зарегистрировано в Департаменте архитектуры и градостроительства <адрес> 22.11.2018г., но в сроки, предусмотренные ст. 51.1 ГрК РФ, ФИО3 не было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. При таких обстоятельствах истец полагала, что строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке в соответствии с уведомлением о планируемом строительстве от 20.11.2018г. считается согласованным Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> в силу закона.

В процессе осуществления строительства в адрес истца от Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> поступило датированное 08.02.2019г. уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. Данное уведомление было вынесено в связи с тем, что строительство индивидуального жилого дома планировалось осуществлять в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в которой размещение объектов жилищного строительства не допускается без согласования с сетевыми организациями.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по 08.06.2020г. Управлением государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства в области градостроительства при возведении индивидуального жилого дома на принадлежащем истцу земельном участке. Результаты данной проверки были оформлены актом от 08.06.2020г., в котором был зафиксирован отступ при строительстве дома от границы земельного участка с кадастровым номером 91:03:001019:262 по <адрес> в виде 1 метра. Также проверкой было установлено, что ФИО3 возведён жилой дом в 4 этажа, что не соответствует понятию индивидуального жилого дома, закреплённого в п. 39 ст. 1 ГрК РФ.

Несоблюдение 3-х метрового отступа от границы земельного участка с кадастровым номером 91:03:001019:262 исключает для истца возможность согласовать уведомление о соответствии построенного объекта установленным параметрам.

В процессе рассмотрения дела Департаментом городского хозяйства <адрес> подано исковое заявление, которым истец просил обязать ФИО3 за счёт собственных средств осуществить снос самовольной постройки в виде 4-х этажного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 по адресу: <адрес>Б.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ раздела 2 Положения о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016г. -ПП истец с 17.09.2018г. осуществляет претензионно-исковую работу в отношении объектов самовольного строительства, возведённых или созданных на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённых или созданных без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Управлением государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства в области градостроительства при возведении индивидуального жилого дома на принадлежащем ФИО3 земельном участке. Результаты данной проверки были оформлены актом от 08.06.2020г., в котором был зафиксирован отступ при строительстве дома от границы земельного участка с кадастровым номером 91:03:001019:262 по <адрес> в виде 1 метра. Также проверкой было установлено, что ФИО3 возведён жилой дом в 4 этажа, что не соответствует понятию индивидуального жилого дома, закреплённого в п. 39 ст. 1 ГрК РФ. Истец по встречному иску указывает, что ФИО3 при строительстве спорного жилого дома не была соблюдена зона допустимого размещения здания на земельном участке, указанная в Градостроительном плане земельного участка № RU94G-00002693, а само строительство было осуществлено ФИО3 без направления в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> уведомления о планируемом строительстве и без получения уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, чем была нарушена ст. 51.1 ГрК РФ.

В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования по первоначальному иску в полном объёме, настаивали на их удовлетворении, а в удовлетворении исковых требований по встречному иску просили отказать.

Представитель Департамента городского хозяйства <адрес> просил суд отказать в удовлетворении исковых требований по первоначальному иску, а иск о сносе - удовлетворить.

Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, Управление государственного строительного надзора и экспертизы <адрес>, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения было извещены надлежащим образом. Не явился в судебное заседание надлежащим образом извещённый о дате и времени рассмотрения дела ФИО2

Третьи лица ФИО5 и ФИО6 в судебное заседание не явились, представили заявление, в котором выразили согласие с исковыми требования ФИО7

Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> на иск ФИО3 были поданы возражения, в которых ответчик указывает на своё несогласие с исковыми требованиями ФИО3 по мотивам, изложенным в возражениях.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований по первоначальному иску и отказу в удовлетворении исковых требований по иску третьего лица в связи с нижеизложенным.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 03.07.2018г. ею был приобретён земельный участок площадью 425 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>Б с разрешённым использованием – «для индивидуального жилищного строительства». По заказу ФИО3 проектной организацией ООО «ЛСТК-СТРОЙ» была разработана проектная документация по объекту «Жилой дом по адресу: <адрес>Б», которой предусматривалось строительство индивидуального жилого дома общей проектной площадью 481,6 кв.м. в составе 3-х надземных этажей и цокольного этажа.

20.11.2018г. ФИО3 обратилась в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве, которым предусматривалось строительство на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 индивидуального жилого дома в составе 3-х надземных этажей, а также указывались отступы от границ смежных земельных участков.

Часть 8 ст. 51.1 ГрК РФ предусматривает, что если строительство объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта индивидуального жилищного строительства, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти РФ: 1) в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, направляет указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия; 2) проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующими на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующими на дату поступления этого уведомления; 3) в срок не позднее 20-ти рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В соответствии с частью 13 ст. 51.1 ГрК РФ не направление уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом исполнительной власти субъекта РФ в срок, предусмотренный ч. 7 или п.3 ч. 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства объекта индивидуального жилищного строительства и даёт право застройщику осуществлять строительство объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение 10 лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с ч. 1 настоящей статьи. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Судом установлено, что поданное 20.11.2018г. истцом уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома было зарегистрировано в Департаменте архитектуры и градостроительства <адрес> 22.11.2018г., но в сроки, предусмотренные ст. 51.1 ГрК РФ, ФИО3 не было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Доказательств направления в сроки, предусмотренные ст. 51.1 ГрК РФ, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке суду не было предоставлено.

С учётом изложенных обстоятельств суд считает обоснованными доводы ФИО3 о том, что строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке в соответствии с уведомлением о планируемом строительстве от 20.11.2018г. считается согласованным Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> в силу закона.

По истечению срока, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ, в адрес истца поступило датированное 08.02.2019г. от Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. Данное уведомление было вынесено в связи с тем, что строительство индивидуального жилого дома планировалось осуществлять в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в которой размещение объектов жилищного строительства не допускается без согласования с сетевыми организациями.

Судом установлено, что 26.03.2019г. ФИО3 был заключён договор о реализации технических условий, согласно которому из зоны строительства жилого дома должен был быть осуществлён вынос ВЛ- 0,4 кВ, рубильник от ТП – 1046, в связи с чем охранная зона объектов электросетевого хозяйства применительно к земельному участку истца должна была быть устранена. Между ООО «Севастопольэнерго» и ФИО3 26.04.2021г. подписан акт о выполнении технических условий, которым было оформлено выполнение обязательств по договору 25019-04350 о реализации технических условий. Однако ФИО3 не имеет возможность внести изменения в ЕГРН в части охранной зоны объектов электросетевого хозяйства в связи с тем, что данные действия должны быть осуществлены электросетевой организацией.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительство на нём данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В общем порядке право собственности на объект самовольного строительства не возникает, однако согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий, а именно:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нём данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровья граждан.

С целью подтверждения доводов, как по первоначальному иску, так и по встречному, определением от 01.06.2022г. судом по делу назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы, а именно:

- обследовать земельный участок и строения, расположенные по адресу: <адрес> какое количество этажей (фактических и надземных) имеет жилой дом, возведённый на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 и какова площадь самого дома?

- соответствует ли жилой дом, возведённый на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148, действующей градостроительной документации, документации по планировке территории, законодательству в сфере охраны исторического и культурного наследия, санитарным, противопожарным нормам и правилам?

- в случае несоответствия жилого дома, возведённого на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148, действующей градостроительной документации, документации по планировке территории, законодательству в сфере охраны исторического и культурного наследия, санитарным, противопожарным нормам и правилам, указать способы и варианты устранения нарушений при их наличии?

- какое фактическое расположение имеет охранная зона объектов электросетевого хозяйства применительно к земельному участку с кадастровым номером 91:03:001019:148?

- возможно ли сохранение жилого дома, возведённого на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148, и приведёт ли его сохранение к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также создаст ли угрозу жизни и здоровью граждан?

В результате проведённой ООО «ЭкспертЦентр» комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы, выводы которой оформлены заключением эксперта /ЭЦ, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 возведён индивидуальный жилой дом в составе трёх надземных этажей и одного цокольного этажа, а его площадь составляет 569,3 кв.м. Исследуемое строение (индивидуальный жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>Б, соответствует строительным, градостроительным, противопожарным нормам и требованиям СНиП, строение не нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе собственников домовладения и смежных землепользователей, не создаёт угрозу жизни и здоровья граждан.

При этом судебный эксперт установил, что имеющиеся нарушения норм в отступах от границ соседних земельных участков по минимальным санитарно-бытовым условиям и нарушения градостроительных норм в части требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства, расположенных в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения являются устранимыми.

Судебным экспертом было установлено, что непосредственно сами объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ (опоры, электрические кабели, провода и пр.) находятся за границами земельного участка по <адрес>Б с кадастровым номером 91:03:001019:148, а охранная зона электросетевого хозяйства (учётный .ДД.ММ.ГГГГ, реестровый .296) не пересекает контур исследуемого объекта капитального строительства на земельном участке по <адрес>Б.

В ходе экспертного исследования судебный эксперт пришёл к выводу о том, что сохранение жилого дома, возведённого на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148, возможно. Сокращение расстояния от границ соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям до исследуемого земельного участка и строения не несёт угрозу жизни и здоровья граждан. Нарушение градостроительных норм в части требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства, расположенных в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, возможно устранить; данное нарушение не несёт угрозу жизни и здоровья граждан.

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создаёт ли такая постройка угрозу жизни и здоровья граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённый 19.03.2014г. Президиумом Верховного Суда РФ указывает о том, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.

Судебный эксперт, отвечая на первый вопрос, поставленный на исследование судебной экспертизы, исходил из того, что в соответствии с п. 4.2.1 СП .13330.2016 «Дома жилые одноквартирные СНиП 31-02-2001», утверждённого приказом Минстроя России от 20.10.2016г. /пр, Правила определения площадей помещений, площади здания, этажности и строительного объёма одноквартирных (блокированных жилых домов) вне зависимости от форм собственности следует принимать согласно приложения А СП 54.13330.2016.

Согласно п. 3.31 «СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утверждённые приказом Минстроя России от 03.12.2016г. /пр, этажом здания является часть здания между высотными отметками верха перекрытия или пола по грунту и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия), включающая пространство высотой в чистоте (от пола до потолка) 1,8 м. и более. Цокольным этажом является этаж с отметкой поверхности пола ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещения. При определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

При различном числе этажей в разных частях здания, а также при размещении здания на участке с уклоном, когда за счёт уклона увеличивается число этажей, этажность определяется отдельно для каждой части здания. Цокольный этаж будет учитываться при определении этажности здания при условиях, а именно: это этаж с отметкой поверхности пола ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещения (высота от чистого пола до потолка) и верх перекрытия этого этажа находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Судебным экспертом было установлено, что отметка поверхности пола этажа в левом крыле главного фасада здания ниже планировочной отметки земли на 1,2 м., а в правом крыле главного фасада здания ниже планировочной отметки земли на 1,0 м., т.е. менее, чем на половину высоты помещения, следовательно, это помещение является цокольным этажом. Верх перекрытия цокольного этажа в районе главного фасада здания выше средней планировочной отметки земли на 1,8 м., т.е. менее чем на 2 метра. При этом, средняя планировочная отметка земли в районе заднего фасада здания на 2,7 м. выше средней планировочной отметки в районе главного фасада здания. При таких обстоятельствах судебный эксперт пришёл к верному и правильному выводу о том, что в спорном доме цокольный этаж не может учитываться при определении этажности здания.

С вышеуказанными выводами судебного эксперта соглашается суд, так как они сделаны на основании соответствующих норм, произведённых замеров, а также судом учитывается, что при проведении проверки Управлением государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> спорный дом находился в процессе строительства и незавершённости земляных работ на земельном участке ФИО3 Суд также учитывает, что в материалы дела не предоставлены доказательства, подтверждающие неверность выводов судебного эксперта при предоставлении ответа на вопрос судебной экспертизы.

При ответе на вопросы , и эксперт исходил из следующего. В соответствии с п. 6.3 СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» основания и несущие конструкции должны быть запроектированы и возведены таким образом, чтобы в процессе строительства и в расчётных условиях эксплуатации были исключена возможность разрушений или повреждений конструкций и недопустимого ухудшения эксплуатационных свойств конструкций, приводящих к необходимости прекращения эксплуатации дома. Конструкции и основания дома должны обеспечивать надёжность в течение срока службы согласно требованиям ГОСТ 27751 и быть рассчитаны на восприятие нормативных нагрузок и воздействий в соответствии с СП 20.13330.

По результатам обследования судебным экспертом каких-либо значительных и критических дефектов в конструктивных элементах здания не обнаружено. При обследовании конструкций основного строения (жилого дома) в местах сопряжения конструктивных элементов деформационных трещин не выявлено. Просадок фундаментов и усадочных трещин по всему периметру обследуемой части строения не выявлено. Деформации и прогибы несущих элементов дома отсутствуют. Все конструктивные элементы, основание, несущие конструкции, исследуемого объекта по адресу: <адрес>Б, соответствуют требованиям СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные».

Инженерное оборудование и коммуникации, имеющиеся в исследуемом объекте по адресу: <адрес>Б, соответствуют требованиям СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные». Отношение площади светового проёма к площади пола в помещениях исследуемого объекта по указанному адресу соответствует требованиям СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные».

Судебным экспертом было установлено, что исследуемый объект по правой стороне частично расположен от границы смежного земельного участка менее, чем на 3 м. Минимальное расстояние от границ соседних участков по санитарно-бытовым условиям по правой меже не соответствует требованиям СП 30-102-99. Однако, эксперт отмечает, что в материалах дела имеется нотариально заверенное согласие собственника соседнего (смежного) участка с кадастровым номером 91:03:001019:148 на строительство по адресу: <адрес>Б 3-х этажного здания протяжённостью 22 метра вплотную к границе его земельного участка, которое оформлено 10.10.2018г. Также эксперт отмечает, что на кровле исследуемого строения имеется организованный водосток, что исключает попадание осадков на соседний участок и граждан.

Исходя из вышеуказанного, эксперт пришёл к выводу, что сокращение расстояния от границ соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям по тыльной стороне исследуемого земельного участка и строения не несёт угрозу жизни и здоровью граждан. Также экспертом отмечено, что по левой и правой меже исследуемого земельного участка (относительно фасада здания и <адрес>) находятся проходы, тем самым сокращение расстояний с 3,0 м. до 2,5 м. и 2,95 м. не несёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом учитывается наличие заявления от ФИО5 и ФИО6, которые являются совладельцами смежного земельного участка по <адрес>, в котором они сообщают о том, что они не возражают против размещения дома ФИО3

В результате произведённых замеров судебным экспертом было установлено, что противопожарное расстояние между исследуемым жилым домом по адресу: <адрес>Б и жилым домом на соседнем участке составляет 7,61 метр, что соответствует СП 4.13130.2013.

С учётом вышеизложенного, суд соглашается с заключением комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы, оформленной заключением эксперта /ЭЦ, так как ответы на поставленные вопросы сделаны на основании произведённых исследований с применением соответствующих нормативных документов, относящихся к предмету исследования, судебные эксперты, участвовавшие в проведении судебной экспертизы, имеют необходимые знания, опыт и квалификацию. Сами выводы судебного эксперта не были опровергнуты надлежащими доказательствами.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения иска Департамента городского хозяйства <адрес> к ФИО3 о сносе самовольной постройки.

Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства <адрес>, Правительству Севастополя - удовлетворить.

Признать за ФИО3 право собственности на индивидуальный жилой дом площадью 569,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Б.

В удовлетворении иска Департамента городского хозяйства <адрес> к ФИО3 о сносе самовольно построенного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 по адресу: <адрес>Б - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья П.С. Струкова

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

24 октября 2022 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи – Струковой П.С., при секретаре – ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства <адрес> и Правительству Севастополя, третьи лица ФИО2 и Департамент городского хозяйства <адрес> о признании права собственности на самовольно построенный индивидуальный жилой дом и иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования Департамента городского хозяйства <адрес> к ФИО3, третьи лица Правительство Севастополя, Управление государственного строительного надзора и экспертизы <адрес>, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя и Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, о сносе самовольно построенного жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства <адрес> и Правительству Севастополя о признании права собственности на самовольно построенный индивидуальный жилой дом площадью 481,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Б.

В обоснование исковых требований истец указала, что на основании договора купли-продажи от 03.07.2018г. ею был приобретён земельный участок площадью 425 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>Б с разрешённым использованием – «для индивидуального жилищного строительства». По заказу ФИО3 проектной организацией ООО «ЛСТК-СТРОЙ» была разработана проектная документация по объекту «Жилой дом по адресу: <адрес>Б», которой предусматривалось строительство индивидуального жилого дома общей проектной площадью 481,6 кв.м. в составе 3-х надземных этажей и цокольного этажа.

С целью согласования уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого <адрес>.11.2018г. ФИО3 обратилась в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве, которым предусматривалось строительство на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 индивидуального жилого дома в составе 3-х надземных этажей, а также указывались отступы от границ смежных земельных участков.

Поданное 20.11.2018г. истцом уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома было зарегистрировано в Департаменте архитектуры и градостроительства <адрес> 22.11.2018г., но в сроки, предусмотренные ст. 51.1 ГрК РФ, ФИО3 не было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. При таких обстоятельствах истец полагала, что строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке в соответствии с уведомлением о планируемом строительстве от 20.11.2018г. считается согласованным Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> в силу закона.

В процессе осуществления строительства в адрес истца от Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> поступило датированное 08.02.2019г. уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. Данное уведомление было вынесено в связи с тем, что строительство индивидуального жилого дома планировалось осуществлять в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в которой размещение объектов жилищного строительства не допускается без согласования с сетевыми организациями.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по 08.06.2020г. Управлением государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства в области градостроительства при возведении индивидуального жилого дома на принадлежащем истцу земельном участке. Результаты данной проверки были оформлены актом от 08.06.2020г., в котором был зафиксирован отступ при строительстве дома от границы земельного участка с кадастровым номером 91:03:001019:262 по <адрес> в виде 1 метра. Также проверкой было установлено, что ФИО3 возведён жилой дом в 4 этажа, что не соответствует понятию индивидуального жилого дома, закреплённого в п. 39 ст. 1 ГрК РФ.

Несоблюдение 3-х метрового отступа от границы земельного участка с кадастровым номером 91:03:001019:262 исключает для истца возможность согласовать уведомление о соответствии построенного объекта установленным параметрам.

В процессе рассмотрения дела Департаментом городского хозяйства <адрес> подано исковое заявление, которым истец просил обязать ФИО3 за счёт собственных средств осуществить снос самовольной постройки в виде 4-х этажного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 по адресу: <адрес>Б.

В обоснование своих исковых требований истец указал, что в соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ раздела 2 Положения о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016г. -ПП истец с 17.09.2018г. осуществляет претензионно-исковую работу в отношении объектов самовольного строительства, возведённых или созданных на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённых или созданных без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Управлением государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства в области градостроительства при возведении индивидуального жилого дома на принадлежащем ФИО3 земельном участке. Результаты данной проверки были оформлены актом от 08.06.2020г., в котором был зафиксирован отступ при строительстве дома от границы земельного участка с кадастровым номером 91:03:001019:262 по <адрес> в виде 1 метра. Также проверкой было установлено, что ФИО3 возведён жилой дом в 4 этажа, что не соответствует понятию индивидуального жилого дома, закреплённого в п. 39 ст. 1 ГрК РФ. Истец по встречному иску указывает, что ФИО3 при строительстве спорного жилого дома не была соблюдена зона допустимого размещения здания на земельном участке, указанная в Градостроительном плане земельного участка № RU94G-00002693, а само строительство было осуществлено ФИО3 без направления в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> уведомления о планируемом строительстве и без получения уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, чем была нарушена ст. 51.1 ГрК РФ.

В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования по первоначальному иску в полном объёме, настаивали на их удовлетворении, а в удовлетворении исковых требований по встречному иску просили отказать.

Представитель Департамента городского хозяйства <адрес> просил суд отказать в удовлетворении исковых требований по первоначальному иску, а иск о сносе - удовлетворить.

Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства <адрес>, Управление государственного строительного надзора и экспертизы <адрес>, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения было извещены надлежащим образом. Не явился в судебное заседание надлежащим образом извещённый о дате и времени рассмотрения дела ФИО2

Третьи лица ФИО5 и ФИО6 в судебное заседание не явились, представили заявление, в котором выразили согласие с исковыми требования ФИО7

Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> на иск ФИО3 были поданы возражения, в которых ответчик указывает на своё несогласие с исковыми требованиями ФИО3 по мотивам, изложенным в возражениях.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований по первоначальному иску и отказу в удовлетворении исковых требований по иску третьего лица в связи с нижеизложенным.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 03.07.2018г. ею был приобретён земельный участок площадью 425 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>Б с разрешённым использованием – «для индивидуального жилищного строительства». По заказу ФИО3 проектной организацией ООО «ЛСТК-СТРОЙ» была разработана проектная документация по объекту «Жилой дом по адресу: <адрес>Б», которой предусматривалось строительство индивидуального жилого дома общей проектной площадью 481,6 кв.м. в составе 3-х надземных этажей и цокольного этажа.

20.11.2018г. ФИО3 обратилась в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве, которым предусматривалось строительство на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 индивидуального жилого дома в составе 3-х надземных этажей, а также указывались отступы от границ смежных земельных участков.

Часть 8 ст. 51.1 ГрК РФ предусматривает, что если строительство объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство такого объекта индивидуального жилищного строительства, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти РФ: 1) в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, направляет указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия; 2) проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующими на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и действующими на дату поступления этого уведомления; 3) в срок не позднее 20-ти рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

В соответствии с частью 13 ст. 51.1 ГрК РФ не направление уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом исполнительной власти субъекта РФ в срок, предусмотренный ч. 7 или п.3 ч. 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства объекта индивидуального жилищного строительства и даёт право застройщику осуществлять строительство объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение 10 лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве в соответствии с ч. 1 настоящей статьи. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Судом установлено, что поданное 20.11.2018г. истцом уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома было зарегистрировано в Департаменте архитектуры и градостроительства <адрес> 22.11.2018г., но в сроки, предусмотренные ст. 51.1 ГрК РФ, ФИО3 не было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Доказательств направления в сроки, предусмотренные ст. 51.1 ГрК РФ, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке суду не было предоставлено.

С учётом изложенных обстоятельств суд считает обоснованными доводы ФИО3 о том, что строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке в соответствии с уведомлением о планируемом строительстве от 20.11.2018г. считается согласованным Департаментом архитектуры и градостроительства <адрес> в силу закона.

По истечению срока, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ, в адрес истца поступило датированное 08.02.2019г. от Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве индивидуального жилого дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. Данное уведомление было вынесено в связи с тем, что строительство индивидуального жилого дома планировалось осуществлять в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства, в которой размещение объектов жилищного строительства не допускается без согласования с сетевыми организациями.

Судом установлено, что 26.03.2019г. ФИО3 был заключён договор о реализации технических условий, согласно которому из зоны строительства жилого дома должен был быть осуществлён вынос ВЛ- 0,4 кВ, рубильник от ТП – 1046, в связи с чем охранная зона объектов электросетевого хозяйства применительно к земельному участку истца должна была быть устранена. Между ООО «Севастопольэнерго» и ФИО3 26.04.2021г. подписан акт о выполнении технических условий, которым было оформлено выполнение обязательств по договору 25019-04350 о реализации технических условий. Однако ФИО3 не имеет возможность внести изменения в ЕГРН в части охранной зоны объектов электросетевого хозяйства в связи с тем, что данные действия должны быть осуществлены электросетевой организацией.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительство на нём данного объекта, либо возведённые, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В общем порядке право собственности на объект самовольного строительства не возникает, однако согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий, а именно:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нём данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создаёт угрозу жизни и здоровья граждан.

С целью подтверждения доводов, как по первоначальному иску, так и по встречному, определением от 01.06.2022г. судом по делу назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы, а именно:

- обследовать земельный участок и строения, расположенные по адресу: <адрес> какое количество этажей (фактических и надземных) имеет жилой дом, возведённый на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 и какова площадь самого дома?

- соответствует ли жилой дом, возведённый на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148, действующей градостроительной документации, документации по планировке территории, законодательству в сфере охраны исторического и культурного наследия, санитарным, противопожарным нормам и правилам?

- в случае несоответствия жилого дома, возведённого на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148, действующей градостроительной документации, документации по планировке территории, законодательству в сфере охраны исторического и культурного наследия, санитарным, противопожарным нормам и правилам, указать способы и варианты устранения нарушений при их наличии?

- какое фактическое расположение имеет охранная зона объектов электросетевого хозяйства применительно к земельному участку с кадастровым номером 91:03:001019:148?

- возможно ли сохранение жилого дома, возведённого на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148, и приведёт ли его сохранение к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также создаст ли угрозу жизни и здоровью граждан?

В результате проведённой ООО «ЭкспертЦентр» комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы, выводы которой оформлены заключением эксперта /ЭЦ, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 возведён индивидуальный жилой дом в составе трёх надземных этажей и одного цокольного этажа, а его площадь составляет 569,3 кв.м. Исследуемое строение (индивидуальный жилой дом), расположенный по адресу: <адрес>Б, соответствует строительным, градостроительным, противопожарным нормам и требованиям СНиП, строение не нарушает права и законные интересы других лиц, в том числе собственников домовладения и смежных землепользователей, не создаёт угрозу жизни и здоровья граждан.

При этом судебный эксперт установил, что имеющиеся нарушения норм в отступах от границ соседних земельных участков по минимальным санитарно-бытовым условиям и нарушения градостроительных норм в части требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства, расположенных в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения являются устранимыми.

Судебным экспертом было установлено, что непосредственно сами объекты электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ (опоры, электрические кабели, провода и пр.) находятся за границами земельного участка по <адрес>Б с кадастровым номером 91:03:001019:148, а охранная зона электросетевого хозяйства (учётный .ДД.ММ.ГГГГ, реестровый .296) не пересекает контур исследуемого объекта капитального строительства на земельном участке по <адрес>Б.

В ходе экспертного исследования судебный эксперт пришёл к выводу о том, что сохранение жилого дома, возведённого на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148, возможно. Сокращение расстояния от границ соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям до исследуемого земельного участка и строения не несёт угрозу жизни и здоровья граждан. Нарушение градостроительных норм в части требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства, расположенных в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, возможно устранить; данное нарушение не несёт угрозу жизни и здоровья граждан.

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при её возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создаёт ли такая постройка угрозу жизни и здоровья граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённый 19.03.2014г. Президиумом Верховного Суда РФ указывает о том, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.

Судебный эксперт, отвечая на первый вопрос, поставленный на исследование судебной экспертизы, исходил из того, что в соответствии с п. 4.2.1 СП .13330.2016 «Дома жилые одноквартирные СНиП 31-02-2001», утверждённого приказом Минстроя России от 20.10.2016г. /пр, Правила определения площадей помещений, площади здания, этажности и строительного объёма одноквартирных (блокированных жилых домов) вне зависимости от форм собственности следует принимать согласно приложения А СП 54.13330.2016.

Согласно п. 3.31 «СП 54.13330.2016. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», утверждённые приказом Минстроя России от 03.12.2016г. /пр, этажом здания является часть здания между высотными отметками верха перекрытия или пола по грунту и верха вышерасположенного перекрытия (покрытия), включающая пространство высотой в чистоте (от пола до потолка) 1,8 м. и более. Цокольным этажом является этаж с отметкой поверхности пола ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещения. При определении этажности здания учитываются все надземные этажи, в том числе технический этаж, мансардный, а также цокольный этаж, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

При различном числе этажей в разных частях здания, а также при размещении здания на участке с уклоном, когда за счёт уклона увеличивается число этажей, этажность определяется отдельно для каждой части здания. Цокольный этаж будет учитываться при определении этажности здания при условиях, а именно: это этаж с отметкой поверхности пола ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещения (высота от чистого пола до потолка) и верх перекрытия этого этажа находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м. Судебным экспертом было установлено, что отметка поверхности пола этажа в левом крыле главного фасада здания ниже планировочной отметки земли на 1,2 м., а в правом крыле главного фасада здания ниже планировочной отметки земли на 1,0 м., т.е. менее, чем на половину высоты помещения, следовательно, это помещение является цокольным этажом. Верх перекрытия цокольного этажа в районе главного фасада здания выше средней планировочной отметки земли на 1,8 м., т.е. менее чем на 2 метра. При этом, средняя планировочная отметка земли в районе заднего фасада здания на 2,7 м. выше средней планировочной отметки в районе главного фасада здания. При таких обстоятельствах судебный эксперт пришёл к верному и правильному выводу о том, что в спорном доме цокольный этаж не может учитываться при определении этажности здания.

С вышеуказанными выводами судебного эксперта соглашается суд, так как они сделаны на основании соответствующих норм, произведённых замеров, а также судом учитывается, что при проведении проверки Управлением государственного строительного надзора и экспертизы <адрес> спорный дом находился в процессе строительства и незавершённости земляных работ на земельном участке ФИО3 Суд также учитывает, что в материалы дела не предоставлены доказательства, подтверждающие неверность выводов судебного эксперта при предоставлении ответа на вопрос судебной экспертизы.

При ответе на вопросы , и эксперт исходил из следующего. В соответствии с п. 6.3 СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» основания и несущие конструкции должны быть запроектированы и возведены таким образом, чтобы в процессе строительства и в расчётных условиях эксплуатации были исключена возможность разрушений или повреждений конструкций и недопустимого ухудшения эксплуатационных свойств конструкций, приводящих к необходимости прекращения эксплуатации дома. Конструкции и основания дома должны обеспечивать надёжность в течение срока службы согласно требованиям ГОСТ 27751 и быть рассчитаны на восприятие нормативных нагрузок и воздействий в соответствии с СП 20.13330.

По результатам обследования судебным экспертом каких-либо значительных и критических дефектов в конструктивных элементах здания не обнаружено. При обследовании конструкций основного строения (жилого дома) в местах сопряжения конструктивных элементов деформационных трещин не выявлено. Просадок фундаментов и усадочных трещин по всему периметру обследуемой части строения не выявлено. Деформации и прогибы несущих элементов дома отсутствуют. Все конструктивные элементы, основание, несущие конструкции, исследуемого объекта по адресу: <адрес>Б, соответствуют требованиям СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные».

Инженерное оборудование и коммуникации, имеющиеся в исследуемом объекте по адресу: <адрес>Б, соответствуют требованиям СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные». Отношение площади светового проёма к площади пола в помещениях исследуемого объекта по указанному адресу соответствует требованиям СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные».

Судебным экспертом было установлено, что исследуемый объект по правой стороне частично расположен от границы смежного земельного участка менее, чем на 3 м. Минимальное расстояние от границ соседних участков по санитарно-бытовым условиям по правой меже не соответствует требованиям СП 30-102-99. Однако, эксперт отмечает, что в материалах дела имеется нотариально заверенное согласие собственника соседнего (смежного) участка с кадастровым номером 91:03:001019:148 на строительство по адресу: <адрес>Б 3-х этажного здания протяжённостью 22 метра вплотную к границе его земельного участка, которое оформлено 10.10.2018г. Также эксперт отмечает, что на кровле исследуемого строения имеется организованный водосток, что исключает попадание осадков на соседний участок и граждан.

Исходя из вышеуказанного, эксперт пришёл к выводу, что сокращение расстояния от границ соседнего земельного участка по санитарно-бытовым условиям по тыльной стороне исследуемого земельного участка и строения не несёт угрозу жизни и здоровью граждан. Также экспертом отмечено, что по левой и правой меже исследуемого земельного участка (относительно фасада здания и <адрес>) находятся проходы, тем самым сокращение расстояний с 3,0 м. до 2,5 м. и 2,95 м. не несёт угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом учитывается наличие заявления от ФИО5 и ФИО6, которые являются совладельцами смежного земельного участка по <адрес>, в котором они сообщают о том, что они не возражают против размещения дома ФИО3

В результате произведённых замеров судебным экспертом было установлено, что противопожарное расстояние между исследуемым жилым домом по адресу: <адрес>Б и жилым домом на соседнем участке составляет 7,61 метр, что соответствует СП 4.13130.2013.

С учётом вышеизложенного, суд соглашается с заключением комплексной судебной строительно-технической и землеустроительной экспертизы, оформленной заключением эксперта /ЭЦ, так как ответы на поставленные вопросы сделаны на основании произведённых исследований с применением соответствующих нормативных документов, относящихся к предмету исследования, судебные эксперты, участвовавшие в проведении судебной экспертизы, имеют необходимые знания, опыт и квалификацию. Сами выводы судебного эксперта не были опровергнуты надлежащими доказательствами.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для удовлетворения иска Департамента городского хозяйства <адрес> к ФИО3 о сносе самовольной постройки.

Снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не должно создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства <адрес>, Правительству Севастополя - удовлетворить.

Признать за ФИО3 право собственности на индивидуальный жилой дом площадью 569,3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>Б.

В удовлетворении иска Департамента городского хозяйства <адрес> к ФИО3 о сносе самовольно построенного жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 91:03:001019:148 по адресу: <адрес>Б - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.

Судья П.С. Струкова

2-1200/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Башкатова Светлана Ивановна
Ответчики
Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя
Правительство г. Севастополя
Другие
Кулик Карина Анатольевна
Боярченкова Нина Андреевна
Департамент городского хозяйства г. Севастополя
Товаченко Александр Викторович
Аксютин Михаил Дмитриевич
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Струкова Полина Сейталиевна
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
10.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2022Передача материалов судье
11.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
01.06.2022Судебное заседание
10.10.2022Производство по делу возобновлено
24.10.2022Судебное заседание
28.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее