Решение по делу № 2-4452/2024 от 14.05.2024

Дело № 2-4452/2024

УИД 39RS0002-01-2024-004099-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2024 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Волгиной Я.А.

при секретаре Кожевниковой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изюмова В.А. к Министерству здравоохранения Калининградской области о взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Изюмов В.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Калининградской области о взыскании расходов на покупку льготного лекарственного препарата, компенсации морального вреда, судебных расходов, указав, что является < ИЗЪЯТО >. 24.10.2023 врачебной комиссией университетской клинической больницы ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.И. ФИО17 ему установлен диагноз < ИЗЪЯТО >, рекомендован, при хорошей переносимости, пожизненно, лекарственный препарат «< ИЗЪЯТО >). Согласно рекомендаций/назначений пульмонолога из медицинской карты ФИО13 от 24.11.2023 и рекомендаций ФИО14 ему рекомендована антифибротическая терапия лекарственным препаратом < ИЗЪЯТО >). Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ Калининградской области «Советская центральная городская больница» от 19.12.2023 комиссия пришла к выводу, что «Пирфаспек» (Перфенидон) необходим ему по жизненным показаниям. Однако, препаратом он своевременно обеспечен не был и был вынужден с ноября 2023 года по март 2024 года самостоятельно приобретать лекарство, затратив на это 482 900 руб. Препарат ему был выдан только в апреле 2024 года.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства и положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», истец просит взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение льготного лекарственного препарата, в размере 482 900 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы на представителя в размере 50000 руб., а также почтовые расходы.

Определением суда от 23.08.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, ГКУ «Облфармкомпания».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Мякишев Н.А. доводы иска поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Титов В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в возражениях.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Заслушав пояснения сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Закона №323-ФЗ).

Статьей 29 Закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона №323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон №178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Закона №178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона №178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Закона №323-ФЗ.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Пунктом 3 ч. 5 ст. 80 Закона №323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353.

В разделе V Федеральных программ предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет.

Как следует из материалов дела, Изюмов В.А., < Дата > г.р., проживающий по адресу: < адрес >, на постоянное медицинское обслуживание прикреплен к < адрес >» является < ИЗЪЯТО >, что подтверждается справкой от 19.10.2010, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по выписанным рецептам.

Согласно выписному эпикризу от 24.10.2023 ФИО15 Изюмову В.А. установлен диагноз: < ИЗЪЯТО >, рекомендована антифибротическая терапия лекарственным препаратом «< ИЗЪЯТО >) 367 мг 1 т. х 3 р. в сутки (801 мг) в течение недели, по 2 т. х 3 р. в сутки (1602 мг) в течение 2-й недели, далее по 3 т. х 3 р. в день или таблетки по 801 мг 1 т. х 3 р. в сутки (2403 мг) 6 месяцев, при хорошей переносимости пожизненно.

Согласно рекомендаций/назначение пульмонолога из медицинской карты ГБУЗ «Областная больница Калининградской области» от 24.11.2023 и рекомендаций ФИО16 Изюмову В.А. рекомендовано антифибротическая терапия лекарственным препаратом «< ИЗЪЯТО >) 367 мг 1 т. х 3 р. в сутки (801 мг) в течение недели, по 2 т. х 3 р. в сутки (1602 мг) в течение 2-й недели, далее по 3 т. х 3 р. в день или таблетки по 801 мг 1 т. х 3 р. в сутки (2403 мг) 6 месяцев, при хорошей переносимости пожизненно.

Указанный лекарственный препарат - < ИЗЪЯТО > (капсулы; таблетки, покрытые пленочной оболочкой) входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержденный Правительством РФ от 12.10.2019 (приложение № 1).

Как указывает истец, после установления ФИО18 ему диагноза, он обращался в ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» за выдачей рецептов на получение лекарственного препарата «Пирфаспек» (Пирфенидон) бесплатно, однако, лекарством не был обеспечен, в связи с чем за счет собственных средств приобрел препарат.

Указанные обстоятельства ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» не оспорены, письменной позиции по доводам иска не представлено, запросы суда о предоставлении сведений об обращениях Изюмова В.А. за выдачей рецептов на получение лекарственного препарата, оставлены без ответа.

19.12.2023 протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» Изюмову В.А. подтверждено назначение лекарственного препарата «Пирфаспек» (Пирфенидон) по жизненным показаниям.

Согласно материалам, представленным прокуратурой г. Советска Калининградской области, ТО Росздравнадзора по Калининградской области, заявление-обращение на обеспечение Изюмова В.А. лекарственным препаратом ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» направлено в Министерство здравоохранения Калининградской области 26.12.2023 (выкопировка из журнала регистрации исходящих документов (начат 18.12.2023).

26.12.2023 Министерством здравоохранения Калининградской области направлена ГКУ «Калининградская областная фармацевтическая компания» заявка для организации закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий за счет средств федерального и регионального бюджетов, выделенных на 2024 год, в т.ч. для Изюмова В.А.

15.04.2024 Изюмову В.А. выдан по льготному рецепту лекарственный препарат «Пирфаспек».

Как указывает ответчик, до 15.04.2024 лекарственный препарат находился в «глубокой» дефектуре, что подтверждается информационным письмам производителя ФИО19» от 10.01.2024 , от 20.03.2024 , от 21.03.2024 (не представлены в материалы дела).

На аналогичные обстоятельства ссылалась и ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» в рамках проведенных прокуратурой и ТО Росздравнадзора проверок.

Вместе с тем, ни суду, ни контролирующим органам, официальных писем от производителей о нахождении лекарственного препарата «< ИЗЪЯТО >) в дефектуре, не представлено.

Более того, по результатам рассмотрения контролирующими органами обращения Изюмова В.А. установлено, что согласно сведениям, полученным из Федеральной государственной информационной системы «Мониторинг движения лекарственных препаратов» лекарственный препарат «< ИЗЪЯТО >) имелся в наличии на территории Калининградской области 28.11.2023, 23.12.2023, 31.01.2024.

15.04.2024 в адрес ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» прокуратурой г. Советска Калининградской области направлено представление, результатом рассмотрения которого явилось привлечение виновного лица к дисциплинарной ответственности.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с п. 3, 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 4.1 Закона №178-ФЗ).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 11.05.2010 № 311, Министерство здравоохранения Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим на территории Калининградской области функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий (ч. 1).

Согласно ч. 9 указанного Положения Министерство осуществляет следующие полномочия: проводит на территории Калининградской области государственную политику и осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе направленные на организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; разрабатывает и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования; обеспечивает защиту прав граждан в сфере охраны здоровья на территории Калининградской области; осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в установленной настоящим Положением сфере деятельности, в том числе: отвечает от имени Калининградской области по денежным обязательствам Министерства и подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет функции государственного заказчика по организации выполнения государственных программ Калининградской области и мероприятий в установленной сфере деятельности; в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Калининградской области, Министерства.

Таким образом, обеспечение < ИЗЪЯТО >, проживающего в г. Советске Калининградской области, бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, необходимыми по жизненным показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации в лице его компетентного исполнительного органа, в данном случае – Министерство здравоохранения Калининградской области, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Изюмовым В.А. в период с ноября 2023 года по март 2024 года самостоятельно за собственные средства приобретался лекарственный препарат «< ИЗЪЯТО >).

Так, истцом представлены платежные документы о покупке лекарственного препарата «< ИЗЪЯТО >) от 23.11.2023 на сумму 110 000 руб., от 22.12.2023 на сумму 107800 руб., от 30.01.2024 на сумму 107800 руб., от 05.03.2024 на сумму 107800 руб., а также ввиду отсутствия в наличии лекарственного препарата «< ИЗЪЯТО >) аналога - < ИЗЪЯТО >» от 20.02.2024 на сумму 49500 руб.

Учитывая изложенное, затраты на приобретенные лекарственный препараты относятся к убытками истца, понесенным вследствие неисполнения обязанности государства по обеспечению жизненно необходимым препаратом, и подлежат возмещению.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит обоснованными требования Изюмова В.А. о взыскании убытков, выразившихся в приобретении истцом лекарственного препарата, и в пользу истца с Министерства здравоохранения Калининградской области подлежит к взысканию сумма в размере 482 900 руб.

В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Из изложенного следует, что поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (ст. 151, 1101 ГК РФ) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав пострадавшей стороны как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходит из того, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения возложена на Министерство здравоохранения Калининградской области, неисполнение этой обязанности является противоправным бездействием, что влечет возложение на нарушителя ответственности в том числе в виде компенсации морального вреда.

Поскольку бездействие Министерства влечет причинение вреда здоровью истца, нравственные переживания из-за невозможности поддерживать необходимый уровень жизни, отрицательно воздействует на его эмоциональное состояние, затрагивает достоинство личности, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место моральный вред, который должен быть компенсирован истцу за счет ответчика. Принимая во внимание степень вины ответчика, учитывая, что здоровье относится к числу наиболее значимых человеческих ценностей, защита которых является приоритетной, возраст истца (66 лет), статус (пенсионер, инвалид), состояние здоровья (средней тяжести), длительность необеспечения лекарственным препаратом, суд находит основания для взыскания компенсации морального вреда в размере 25 000 руб., полагая, что такой размер компенсации морального вреда в большей степени соответствует характеру причиненного вреда, требованиям разумности и справедливости.

Требования о взыскании судебных расходов суд находит обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Из материалов дела следует, что 18.04.2024 между истцом и адвокатом Созвариевым А.А. было заключение соглашение на оказание юридической помощи с возможностью привлечения Мякишева Н.А.

Согласно п. 3.1 соглашения стороны определили размер вознаграждения – 50000 руб.

Оплата за оказание услуг по указанному соглашению Созвариевым А.А. от Изюмова В.А. произведена в размере 25000 руб., что подтверждено платежным документом (квитанция серия СК от 18.04.2024).

Документов, подтверждающих несение расходов на представителя в заявленном размере, не представлено.

При этом, при определении размера расходов подлежащих взысканию на представителя суд учитывает следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 23.06.2016 № 1218-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.

В п. 11 постановления Пленума от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено о том, что, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

При этом разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13).

Исходя из характера и сложности рассматриваемого спора, объема выполненной представителем работы, а именно подготовка и подача иска, участие в трех судебных заседаниях, а именно 18.06.2024, 19.08.2024, 14.10.2024, а также баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд с учетом принципа разумности и справедливости полагает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные Изюмовым В.А. при рассмотрении гражданского дела, подлежат возмещению в сумме 25 000 руб., почтовые расходы подлежат удовлетворению в полном объеме, в размере 253,80 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Изюмова В.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области (ИНН 3905070063) в пользу Изюмова В.А., < Дата > г.р. (паспорт ) убытки, связанные с приобретением лекарственного препарата, в размере 482 900 руб., компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб., почтовые расходы в размере 253,80 руб.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2024 года.

Судья

Дело № 2-4452/2024

УИД 39RS0002-01-2024-004099-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 октября 2024 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Волгиной Я.А.

при секретаре Кожевниковой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изюмова В.А. к Министерству здравоохранения Калининградской области о взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Изюмов В.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Калининградской области о взыскании расходов на покупку льготного лекарственного препарата, компенсации морального вреда, судебных расходов, указав, что является < ИЗЪЯТО >. 24.10.2023 врачебной комиссией университетской клинической больницы ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.И. ФИО17 ему установлен диагноз < ИЗЪЯТО >, рекомендован, при хорошей переносимости, пожизненно, лекарственный препарат «< ИЗЪЯТО >). Согласно рекомендаций/назначений пульмонолога из медицинской карты ФИО13 от 24.11.2023 и рекомендаций ФИО14 ему рекомендована антифибротическая терапия лекарственным препаратом < ИЗЪЯТО >). Протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ Калининградской области «Советская центральная городская больница» от 19.12.2023 комиссия пришла к выводу, что «Пирфаспек» (Перфенидон) необходим ему по жизненным показаниям. Однако, препаратом он своевременно обеспечен не был и был вынужден с ноября 2023 года по март 2024 года самостоятельно приобретать лекарство, затратив на это 482 900 руб. Препарат ему был выдан только в апреле 2024 года.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства и положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», истец просит взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области денежные средства, затраченные на самостоятельное приобретение льготного лекарственного препарата, в размере 482 900 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы на представителя в размере 50000 руб., а также почтовые расходы.

Определением суда от 23.08.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Калининградской области, Министерство финансов Калининградской области, ГКУ «Облфармкомпания».

В судебном заседании представитель истца по доверенности Мякишев Н.А. доводы иска поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Титов В.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в возражениях.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Заслушав пояснения сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Закона №323-ФЗ).

Статьей 29 Закона №323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона №323-ФЗ).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон №178-ФЗ).

Статьей 6.1 Закона №178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Закона №178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона №178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечни лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Закона №323-ФЗ.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Пунктом 3 ч. 5 ст. 80 Закона №323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2497.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2353.

В разделе V Федеральных программ предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет.

Как следует из материалов дела, Изюмов В.А., < Дата > г.р., проживающий по адресу: < адрес >, на постоянное медицинское обслуживание прикреплен к < адрес >» является < ИЗЪЯТО >, что подтверждается справкой от 19.10.2010, имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по выписанным рецептам.

Согласно выписному эпикризу от 24.10.2023 ФИО15 Изюмову В.А. установлен диагноз: < ИЗЪЯТО >, рекомендована антифибротическая терапия лекарственным препаратом «< ИЗЪЯТО >) 367 мг 1 т. х 3 р. в сутки (801 мг) в течение недели, по 2 т. х 3 р. в сутки (1602 мг) в течение 2-й недели, далее по 3 т. х 3 р. в день или таблетки по 801 мг 1 т. х 3 р. в сутки (2403 мг) 6 месяцев, при хорошей переносимости пожизненно.

Согласно рекомендаций/назначение пульмонолога из медицинской карты ГБУЗ «Областная больница Калининградской области» от 24.11.2023 и рекомендаций ФИО16 Изюмову В.А. рекомендовано антифибротическая терапия лекарственным препаратом «< ИЗЪЯТО >) 367 мг 1 т. х 3 р. в сутки (801 мг) в течение недели, по 2 т. х 3 р. в сутки (1602 мг) в течение 2-й недели, далее по 3 т. х 3 р. в день или таблетки по 801 мг 1 т. х 3 р. в сутки (2403 мг) 6 месяцев, при хорошей переносимости пожизненно.

Указанный лекарственный препарат - < ИЗЪЯТО > (капсулы; таблетки, покрытые пленочной оболочкой) входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержденный Правительством РФ от 12.10.2019 (приложение № 1).

Как указывает истец, после установления ФИО18 ему диагноза, он обращался в ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» за выдачей рецептов на получение лекарственного препарата «Пирфаспек» (Пирфенидон) бесплатно, однако, лекарством не был обеспечен, в связи с чем за счет собственных средств приобрел препарат.

Указанные обстоятельства ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» не оспорены, письменной позиции по доводам иска не представлено, запросы суда о предоставлении сведений об обращениях Изюмова В.А. за выдачей рецептов на получение лекарственного препарата, оставлены без ответа.

19.12.2023 протоколом заседания врачебной комиссии ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» Изюмову В.А. подтверждено назначение лекарственного препарата «Пирфаспек» (Пирфенидон) по жизненным показаниям.

Согласно материалам, представленным прокуратурой г. Советска Калининградской области, ТО Росздравнадзора по Калининградской области, заявление-обращение на обеспечение Изюмова В.А. лекарственным препаратом ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» направлено в Министерство здравоохранения Калининградской области 26.12.2023 (выкопировка из журнала регистрации исходящих документов (начат 18.12.2023).

26.12.2023 Министерством здравоохранения Калининградской области направлена ГКУ «Калининградская областная фармацевтическая компания» заявка для организации закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий за счет средств федерального и регионального бюджетов, выделенных на 2024 год, в т.ч. для Изюмова В.А.

15.04.2024 Изюмову В.А. выдан по льготному рецепту лекарственный препарат «Пирфаспек».

Как указывает ответчик, до 15.04.2024 лекарственный препарат находился в «глубокой» дефектуре, что подтверждается информационным письмам производителя ФИО19» от 10.01.2024 , от 20.03.2024 , от 21.03.2024 (не представлены в материалы дела).

На аналогичные обстоятельства ссылалась и ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» в рамках проведенных прокуратурой и ТО Росздравнадзора проверок.

Вместе с тем, ни суду, ни контролирующим органам, официальных писем от производителей о нахождении лекарственного препарата «< ИЗЪЯТО >) в дефектуре, не представлено.

Более того, по результатам рассмотрения контролирующими органами обращения Изюмова В.А. установлено, что согласно сведениям, полученным из Федеральной государственной информационной системы «Мониторинг движения лекарственных препаратов» лекарственный препарат «< ИЗЪЯТО >) имелся в наличии на территории Калининградской области 28.11.2023, 23.12.2023, 31.01.2024.

15.04.2024 в адрес ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница» прокуратурой г. Советска Калининградской области направлено представление, результатом рассмотрения которого явилось привлечение виновного лица к дисциплинарной ответственности.

Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с п. 3, 4 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственным средствами и изделиями медицинского назначения», регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов РФ поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделии медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой при амбулаторном лечении по перечням групп населения и категориям заболеваний, которые утверждены данным постановлением.

Организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения является полномочием Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 4.1 Закона №178-ФЗ).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Калининградской области, утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 11.05.2010 № 311, Министерство здравоохранения Калининградской области является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим на территории Калининградской области функции по проведению государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения в рамках своих полномочий (ч. 1).

Согласно ч. 9 указанного Положения Министерство осуществляет следующие полномочия: проводит на территории Калининградской области государственную политику и осуществляет нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, в том числе направленные на организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; разрабатывает и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей территориальную программу обязательного медицинского страхования; обеспечивает защиту прав граждан в сфере охраны здоровья на территории Калининградской области; осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета в установленной настоящим Положением сфере деятельности, в том числе: отвечает от имени Калининградской области по денежным обязательствам Министерства и подведомственных ему получателей бюджетных средств; осуществляет функции государственного заказчика по организации выполнения государственных программ Калининградской области и мероприятий в установленной сфере деятельности; в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Калининградской области, Министерства.

Таким образом, обеспечение < ИЗЪЯТО >, проживающего в г. Советске Калининградской области, бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, необходимыми по жизненным показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации в лице его компетентного исполнительного органа, в данном случае – Министерство здравоохранения Калининградской области, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Изюмовым В.А. в период с ноября 2023 года по март 2024 года самостоятельно за собственные средства приобретался лекарственный препарат «< ИЗЪЯТО >).

Так, истцом представлены платежные документы о покупке лекарственного препарата «< ИЗЪЯТО >) от 23.11.2023 на сумму 110 000 руб., от 22.12.2023 на сумму 107800 руб., от 30.01.2024 на сумму 107800 руб., от 05.03.2024 на сумму 107800 руб., а также ввиду отсутствия в наличии лекарственного препарата «< ИЗЪЯТО >) аналога - < ИЗЪЯТО >» от 20.02.2024 на сумму 49500 руб.

Учитывая изложенное, затраты на приобретенные лекарственный препараты относятся к убытками истца, понесенным вследствие неисполнения обязанности государства по обеспечению жизненно необходимым препаратом, и подлежат возмещению.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд находит обоснованными требования Изюмова В.А. о взыскании убытков, выразившихся в приобретении истцом лекарственного препарата, и в пользу истца с Министерства здравоохранения Калининградской области подлежит к взысканию сумма в размере 482 900 руб.

В силу п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 ГК РФ.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Из изложенного следует, что поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (ст. 151, 1101 ГК РФ) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав пострадавшей стороны как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд исходит из того, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения возложена на Министерство здравоохранения Калининградской области, неисполнение этой обязанности является противоправным бездействием, что влечет возложение на нарушителя ответственности в том числе в виде компенсации морального вреда.

Поскольку бездействие Министерства влечет причинение вреда здоровью истца, нравственные переживания из-за невозможности поддерживать необходимый уровень жизни, отрицательно воздействует на его эмоциональное состояние, затрагивает достоинство личности, суд приходит к выводу, что в данном случае имеет место моральный вред, который должен быть компенсирован истцу за счет ответчика. Принимая во внимание степень вины ответчика, учитывая, что здоровье относится к числу наиболее значимых человеческих ценностей, защита которых является приоритетной, возраст истца (66 лет), статус (пенсионер, инвалид), состояние здоровья (средней тяжести), длительность необеспечения лекарственным препаратом, суд находит основания для взыскания компенсации морального вреда в размере 25 000 руб., полагая, что такой размер компенсации морального вреда в большей степени соответствует характеру причиненного вреда, требованиям разумности и справедливости.

Требования о взыскании судебных расходов суд находит обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Частью 1 ст. 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Из материалов дела следует, что 18.04.2024 между истцом и адвокатом Созвариевым А.А. было заключение соглашение на оказание юридической помощи с возможностью привлечения Мякишева Н.А.

Согласно п. 3.1 соглашения стороны определили размер вознаграждения – 50000 руб.

Оплата за оказание услуг по указанному соглашению Созвариевым А.А. от Изюмова В.А. произведена в размере 25000 руб., что подтверждено платежным документом (квитанция серия СК от 18.04.2024).

Документов, подтверждающих несение расходов на представителя в заявленном размере, не представлено.

При этом, при определении размера расходов подлежащих взысканию на представителя суд учитывает следующее.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 23.06.2016 № 1218-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.

В п. 11 постановления Пленума от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено о том, что, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.

При этом разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13).

Исходя из характера и сложности рассматриваемого спора, объема выполненной представителем работы, а именно подготовка и подача иска, участие в трех судебных заседаниях, а именно 18.06.2024, 19.08.2024, 14.10.2024, а также баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, суд с учетом принципа разумности и справедливости полагает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные Изюмовым В.А. при рассмотрении гражданского дела, подлежат возмещению в сумме 25 000 руб., почтовые расходы подлежат удовлетворению в полном объеме, в размере 253,80 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Изюмова В.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области (ИНН 3905070063) в пользу Изюмова В.А., < Дата > г.р. (паспорт ) убытки, связанные с приобретением лекарственного препарата, в размере 482 900 руб., компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 руб., почтовые расходы в размере 253,80 руб.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2024 года.

Судья

2-4452/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Изюмов Василий Алексеевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Калининградской области
Другие
ГБУЗ КО «Советская центральная городская больница»
Мякишев Никита Андреевич
Прокуратура г. Советска
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Волгина Яна Андреевна
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
14.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2024Передача материалов судье
21.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.06.2024Предварительное судебное заседание
19.08.2024Предварительное судебное заседание
14.10.2024Судебное заседание
22.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее