Дело № 2-867/2019 г.
УИД 33RS0014-01-2019-000893-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2019 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи |
Петрухина М.В. |
при секретаре |
Касаткиной Ю.В., |
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром (далее - КУМИ администрации округа Муром) обратился в суд с иском к Смирнову А.А., в котором просил обязать ответчика освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 20 кв.м, расположенный в кадастровом квартале (номер) по адресу: ...., осуществив за счет собственных средств демонтаж незаконно выстроенного кирпичного гаража с восстановлением нарушенного благоустройства указанного земельного участка.
В обоснование иска указано, что в результате проведения проверки соблюдения земельного законодательства было установлено, что ответчиком без правоустанавливающих документов используется земельный участок, относящийся к землям неразграниченной государственной собственности, для эксплуатации гаража.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.
Представитель истца, ответчик в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Действия, нарушающие права на землю или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).
Согласно п. 2, 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки подлежат возврату их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно постановлениям главы города Мурома от 12.01.2001 № 1579 и администрации округа Муром от 27.02.2015 № 528 комитету по управлению муниципальным имуществом переданы функции по управлению муниципальными ресурсами, в том числе подготовка распорядительных документов о предоставлении и изъятии земельных участков.
В соответствии с п. 2.4.14 Положения (в редакции от 31.03.2015 № 698), пунктом 1.2 решения Совета народных депутатов округа Муром от 24.10.2006 № 200 «Об утверждении положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории округа Муром» на комитет возложены функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах муниципального образования округ Муром объектов земельных отношений.
Муниципальный земельный контроль осуществляется во взаимодействии с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Владимирской области (п. 1.3 Положения).
Судом установлено, что 20.08.2013 г. Муромским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области была проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером (номер) площадью 1 907 кв.м, расположенном по адресу: .....
Из акта проверки следует, что граница указанного земельного участка по факту не соответствует правоустанавливающим документам, площадь земельного участка по фактическому использованию Смирновым А.А. составляет 1927 кв.м, а по документам 1907 кв.м. Увеличение площади произошло за счет изменения существующих границ земельного участка, а именно: по южной стороне участка, по .... выступает гараж.
В ходе обследования земельного участка произведен его обмер, фотографирование, составлен схематический чертеж, приложенные к указанному акту, согласно которым установлено самовольное занятие ответчиком земельного участка площадью 20 кв.м.
Постановлением о назначении административного наказания государственного инспектора города Мурома и Муромского района по использованию и охране земель от 29.08.2013 по делу №100 Смирнов А.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 950 руб., а также выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до 29.11.2013.
В связи с ходатайствами Смирнова А.А. выносились определения от 28.11.2013г., от 27.02.2014г., от 20.05.2014г., от 12.08.2014г., от 06.11.2014г., от 02.02.2015 г., от 26.05.2015 г., от 19.08.2015г., от 16.11.2015 г., от 10.02.2016 г., от 10.05.2016г. о продлении срока исполнения предписания, по последнему из которых срок продлен до 10.08.2016г. До настоящего времени вышеуказанное нарушение земельного законодательства Смирновым А.А. не устранено.
Согласно ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что по общему правилу самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Таким образом, осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из условий, перечисленных в приведенной правовой норме.
Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ № 595-О-П, согласно которому, вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке; строительство без получения на это необходимых разрешений; существенное нарушение градостроительных и строительных норм и правил. Наличие хотя бы одного из предусмотренных ст. 222 ГК РФ обстоятельств, влечет за собой ряд неблагоприятных последствий для застройщика.
Из содержания вышеприведенных норм материального права в их системной взаимосвязи следует, что самовольно занятый гражданином земельный участок, подлежит освобождению с возложением на указанного гражданина обязанностей сноса всех строений и сооружений, находящихся на указанном земельном участке, а также вывоза с него всех движимых вещей указанного гражданина.
Учитывая тот факт, что ответчик при возведении гаража самовольно занял земельный участок площадью 20 кв.м, суд находит иск КУМИ администрации о. Муром Владимирской области об обязании ответчика освободить самовольно занятый земельный участок, площадью 20 кв.м, расположенный в кадастровом квартале (номер) по адресу: ...., осуществив за счет собственных средств демонтаж незаконно выстроенного кирпичного гаража с восстановлением нарушенного благоустройства указанного земельного участка, подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета округа Муром в сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск комитета по управлению муниципальным имуществом администрации округа Муром Владимирской области удовлетворить.
Обязать Смирнова А.А. освободить самовольно занятый земельный участок площадью 20 кв.м, расположенный в кадастровом квартале (номер) по адресу: ...., осуществив за счет собственных средств демонтаж незаконно выстроенного кирпичного гаража с восстановлением нарушенного благоустройства указанного земельного участка, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Взыскать со Смирнова А.А. в доход бюджета округа Муром государственную пошлину в сумме 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 3 июня 2019 г.
Судья М.В. Петрухин