Судья: Корытников А.Н. Дело №33-4434/2023(№33-44/2022)
Докладчик: Ельмеева О.А. УИД 42RS0037-01-2021-002385-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2023 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Гребенщиковой О.А.
судей Ельмеевой О.А., Колосовской Н.А.
при секретаре Силицкой Ю.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ельмеевой О.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации
на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 22 июня 2022 года
по иску Касьяновой Людмилы Дмитриевны к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об установлении границы земельного участка, встречному иску Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации к Касьяновой Людмиле Дмитриевне об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, признании недействительным государственной кадастровой регистрации на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л А:
Касьянова Л.Д. обратилась с иском к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об установлении границы земельного участка.
Требования мотивированы тем, что Касьянова Л.Д. является собственником земельного участка площадью 600000 кв.м., с кадастровым номером: №, расположенным по адресу: <адрес>, на территории полигона СибВО, на землях сельскохозяйственного назначения, что подтверждается свидетельством о праве собственности, выпиской о зарегистрированных правах. Пользователем смежного земельного участка с кадастровым номером: №, является ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства МО РФ».
С момента вступления в права собственности в 2017 году и по настоящее время она не имеет возможности использовать свой земельный участок по его прямому назначению, не имеет возможности согласовать и установить границы земельного участка, в виду уклонения должностных лиц МО РФ и структур МО РФ от исполнения своих обязанностей, созданию ей препятствий в пользовании земельным участком, в проезде (проходе) к её земельному участку, фактическому захвату её земельного участка под нужды МО РФ, так как администрацией военного полигона Юргинского гарнизона созданы препятствия для проезда к её земельному участку. 06.06.2018 ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» осуществлялись межевые работы по согласованию границ земельного участка принадлежащего ей на праве собственности, ответчик отказался от согласования границ земельного участка (подписания акта согласования), в результате нарушены её имущественные права, так как она не может оформить документы на принадлежащий ей земельный участок надлежащим образом определить и закрепить границы между её земельным участком и землями Министерства обороны РФ. В мае 2018 года ею было направлено обращение в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» с приложением всех необходимых документов, о необходимости согласования границ земельного участка, принадлежащего ей с правообладателем соседнего земельного участка.
2018 года ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» ей был направлен письменный ответ на её обращение, согласно которого ей было сообщено о том, что её обращение перенаправлено фактическому владельцу земельного участка с кадастровым номером: №, ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» МО РФ. После чего она обратилась в ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства», с требованиями о согласовании границ земельных участков, устранении препятствий в пользовании земельным участком.
25.01.2019 на её претензию ответчиком ей был направлен ответ, согласно которого ответчик отказывается совершать какие-либо действия по согласованию границ земельных участков, так как считает, что ее право на земельный участок с кадастровым номером 42:17:0103024:2 возникло незаконно. Акт межевания границ земельного участка, принадлежащего ей не подписан ответчиком до настоящего времени, принудительное понуждение к согласованию границ земельного участка в соответствии с законом не предусмотрено, в связи с чем необходимо в судебном порядке установить границу её земельного участка.
Считает, что бездействие ответчика, ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства МО РФ», выражающееся в отказе ответчика в совершении действий по подписанию акта согласования границ земельного участка, нарушает её права как собственника земельного участка.
Она не имеет возможности документально установить и закрепить границы её земельного участка в соответствии с законодательством, в связи с чем необходимо в судебном порядке установить границы принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, в соответствии с данными межевого плана составленным ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» от 06.06.2018.
Просит суд установить границы, принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, с кадастровым номером: №, площадью 60000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на территории полигона СибВО, на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с данными межевого плана ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» от 06.06.2018.
ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации обратилось со встречным иском к Касьяновой Л.Д. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, признании недействительным государственной кадастровой регистрации на земельный участок.
Встречные исковые требования мотивированы тем, что на оснований приказа Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации от 16.05.2014 № 780 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> по направлению на юго-восток, общей площадью 29126 га (далее -Земельный участок №1) был передан для нужд обороны и безопасности.
Как установлено должностными лицами Юргинского участкового лесничества Новосибирского лесничества Министерства обороны России - филиала Учреждения (далее - Новосибирское лесничество). Ответчиком осуществлен самовольный захват части Земельного участка №1, сформированный в его границах Земельный участок №2 поставлен на кадастровый учет за кадастровым номером №, площадью 600000 кв.м., расположенный по адресу<адрес>, на территории полигона СибВО. Данные земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет и предоставлен в частную собственность на основании свидетельства о праве на наследство от 08.05.2018, выданное нотариусом Юргинского нотариального округу Кемеровской области, зарегистрированное в реестре нотариуса за №
Как следует из материалов лесоустройства Новосибирского лесничества, имеющихся в распоряжение Учреждения, в границы Земельного участка входят лесные участки Юргинского участкового лесничества, квартал № выдела №.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны», актом приема-передачи лесов от 20.08.1998 лесные участки, в том числе в части наложения их границ на границы спорного земельного участка, используются для нужд обороны и безопасности, переданы Министерству обороны РФ, закреплены за Учреждением.
Согласно п. 4 указанного Постановления закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством» документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны.
По земельным участкам, в отношении которых документы об их принадлежности к землям обороны отсутствуют, вопрос о закреплении расположенных на них лесов не рассматривается.
Ссылается на п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», пп. 71 п. 7 Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», п.п.1 п. 7 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.05.2019 № 280, п. 1 Устава Учреждение находится в ведомственном подчинении Минобороны России и непосредственно подчиняется Департаменту, ч. 1 ст. 93 ЗК РФ, Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1, п. 1 ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указывает, что вышеперечисленные документы, удостоверяющие право на землю, в силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», подтверждают право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 42:17:000000:49.
Указывает, что местоположение и границы Земельного участка № 1 подтверждаются материалами лесоустройства Новосибирского лесничества Юргинского участкового лесничества, в том числе планшетом № 8 от 2003 года, инвентарный № 154.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером № сформирован и занят незаконно.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2021, на земельный участок с кадастровым номером № №, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2021 и Свидетельства о государственной регистрации права от 15.04.2015 за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером: №.
Спорный земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования.
Какими-либо доказательствами, которые бы свидетельствовали о наличии волеизъявления уполномоченного лица собственника - Российской Федерации на выбытие спорного земельного участка из земель Новосибирского лесничества, ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России не располагает.
Просит суд истребовать из чужого незаконного владения Земельный участок с кадастровым номером №, обязав ответчика прекратить незаконное использование земельного участка. Признать недействительным государственную кадастровую регистрацию на земельный участок с кадастровым номером №. Считать решение суда основанием для исключения из единого государственного реестра недвижимости сведений о границах участка с кадастровым номером №. Освободить федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, в соответствии с п.п.4 п.1 ст.333.35 НК РФ.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 22 июня 2022 года постановлено:
«Иск Касьяновой Людмилы Дмитриевны к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об установлении границы земельного участка удовлетворить в полном объеме.
Установить границы, принадлежащего Касьяновой Людмилы Дмитриевны на праве собственности земельного участка, с кадастровым номером: №, площадью 60000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на территории полигона СибВО, на землях сельскохозяйственного назначения, в соответствии с данными межевого плана ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» от 06.06.2018.
В удовлетворении встречного иска Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации к Касьяновой Людмиле Дмитриевне об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка, признании недействительным государственной кадастровой регистрации на земельный участок отказать».
В апелляционной жалобе ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, в лице представителя Жукова А.В. на основании доверенности от 13.04.2022 просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Касьяновой Л.Д. и об удовлетворении встречного иска.
В обоснование апелляционной жалобы указывает доводы аналогичные доводам встречного искового заявления.
Также указывает, что решением Юргинского районного Совета народных депутатов от 29.03.1991 № 50 крестьянскому (фермерскому) хозяйству Д.Д.Г. предоставлен в собственность земельный участок, площадью 60 га, и выдан акт государственный акт серия № (том 1 л.д. 78, 79-81, том 2 л.д. 138-142).
Как следует из искового заявления, за Касьяновой Л.Д. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 000 кв. м, по адресу: <адрес>, на территории полигона СибВО, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения (Земельный участок № 2) на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 08.05.2018 (том 1 л.д. 31), после смерти Данилина Дмитрия Глебовича.
Указанный Земельный участок № 2 находится на территории земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 29 126 га, расположенного по адресу: <адрес> по направлению на юго-восток (далее - Земельный участок № 1).
На основании приказа Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 16 мая 2014 г. № 780 «О предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации», Земельный участок № 1 был передан Учреждению, в лице Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (далее - Новосибирское лесничество) на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 08.12.2015 № 1186дсп «Об установлении запретной зоны - Новосибирское лесничество», на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее - Постановление Правительства РФ № 405), на территории Новосибирского лесничества установлена запретная зона.
Ссылается на положение ст. 27, 88 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 №1103-1, приказ Министерства обороны СССР от 22.02.1977 № 75 «О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота».
Документы, подтверждающие соблюдение порядка и получения согласия на выделение и передачу Земельного участка № 2 из Земельного участка № 1, в материалах гражданского дела № № отсутствует.
Указывает, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия собственника и является распорядителем Земельного участка № 1, при этом ссылается на Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», п.1 ст. 7, п.1 ст. 15, п.2 ст. 56, п.3 ст. 87, п.7 ст. 93 Земельного кодекса РФ, п.4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 71 п. 7 Указа Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации», п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 2912.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», п. 2, 4, 6, 8, 12 Постановления Правительства РФ № 405, Приказ Министра обороны Российской Федерации от 03.07.2015 № 396 «О межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, военных формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны», Приказ Министра обороны Российской Федерации от 03.07.2015 № 397 «Об утверждении состава межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных зон и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, и других войск, военных нормирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Указывает, что судом первой инстанции, выявленные в ходе проведения судебной землеустроительной экспертизы от 04.03.2022 № Т041/2021 несоответствия, заключающееся в наложении местоположения границ Земельного участка № 2, установленных правоустанавливающим документом - государственным актом на право собственности на землю от 29 марта 1991 г. серия КЕО-17 № 00019 на границы Земельного участка № 1, установленных по государственному акту на право пользования землей от 11 августа 1983 г. серия А-1 № 240808, не устранены. Эксперты ООО «Томский Экспертно-Правовой центр «Регион-70» в судебное заседание не вызывались, по выявленным противоречиям допрошены не были. Заключения экспертов ООО «Томский Экспертно-Правовой центр «Регион-70» не были исследованы и не получили соответствующей оценки в решении суда.
Кроме того, территория земельного участка № 1 полностью используется Юргинским военным гарнизоном 251 общевойсковым полигоном в/ч 21005. На всей территории полигона имеются неразорвавшиеся снаряды от общевойсковых учений, что создает угрозу жизни и здоровью, находящимся на территории полигона лицам.
Таким образом, выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, не соответствуют материалам дела.
Более того, суд первой инстанции, в нарушение части 1 статьи 55 ГПК РФ, немотивированно исключил из числа доказательств заключение экспертов.
Кроме того, при принятии решения суд первой инстанции не исследовал вопрос надлежащего уведомления сторон, привлеченных к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска - ФГУ «Сибирское ТУПО» Минобороны России, Министерства обороны Российской Федерации, Правительства Кемеровской области -Кузбасса.
Также, судом первой инстанции установлены не все обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представителем Касьяновой Л.Д. – Чулашовым В.Р. принесены возражения на апелляционную жалобу.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению обжалуемого решения.
В силу подп. 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ основаниями возникновения гражданских прав являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в том числе в случае самовольного занятия земельного участка (подпункт 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пунктах 52, 53, 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ спорного земельного участка с правообладателями смежного земельного участка является обязательным.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ, статья 64 ЗК РФ).
Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Таким образом, только при отсутствии документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет. Указанное обстоятельство должно приниматься во внимание и в том случае, когда имеется расхождение между юридическим и фактическим положением границы смежных земельных участков, где приоритет в любом случае должен отдаваться добровольно и давностно сложившемуся землепользованию.
Как следует из материалов дела, на основании государственного акта от 11.08.1983 № Кемеровской КЭЧ был предоставлен земельный участок площадью 29126 га, в бессрочное и бесплатное пользование (том1 л.д. 54-61).
Приказом заместителя министра Обороны – начальника тыла Вооруженных Сил СССР от 04.09.1973 № 64 на базе Юргинского полигона (в том числе в месте расположения земельного участка в последующем выделенном крестьянскому (фермерскому) хозяйству Данилина Д.Г.)) организован совхоз овцеводческо-зернового направления, что установлено постановлением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2005 по делу № (том 1 л.д. 248-250) и что не оспаривалось ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России в ответе Касьяновой Л.Д. от 25.01.2019 (том 1 л.д.24-25).
На основании решения Юргинского районного Совета народных депутатов от 29.03.1991 № 50 крестьянскому (фермерскому) хозяйству Д.Д.Г. предоставлен в собственность земельный участок площадью 60 га, и выдан акт государственный акт № (том 1 л.д.78, 79-81, том 2 л.д. 138-142).
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 08.05.2018 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 600000 кв.м. с кадастровым номером №, по <адрес>, на территории полигона СибВО, категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, предоставленный для ведения крестьянского хозяйства, принадлежащего Данилину Дмитрию Глебовичу (том 1 л.д. 31).
На оснований приказа Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации «О предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации от 16.05.2014 № 780 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу <адрес> по направлению на юго-восток, общей площадью 29126 га (далее -Земельный участок №1) был передан для нужд обороны и безопасности, о чем указано в свидетельстве о государственной регистрации права от 15.04.2015 (т. 1 л.д. 137).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2021, на земельный участок с кадастровым номером № №, зарегистрировано право собственности Российской Федерации (том 1 л.д. 133-134).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 10.06.2021 и Свидетельства о государственной регистрации права от 15.04.2015 за ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером: № (том 1 л.д. 135-137).
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы № от 04.03.2022, выполненному ООО «Томский Экспертно-Правовой центр «Регион-70»:
«Местоположение границ и площадь земельного участка № определенное по правоустанавливающему документу: государственному акту на право собственности на землю №, выданным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Администрации Юргинского района, межевому плану кадастрового инженера П.В.С. от 06.06.2018 и фактическому использованию, определенному геодезической съемкой, произведенной 13.01.2022г, совпадают. В ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка №, отсутствуют координаты поворотных точек его границ.
Документальная и фактическая плошать земельного участка равна 60 0000 кв.м. Площадь 42:17:0103024:2 по сведениям ЕГРН, сведениям государственного акта на право собственности на землю №, сведениям межевого плана кадастрового инженера П.В.С. от 06.06.2018 и фактическому землепользованию составляет 60 Га.
В результате геодезической съемки установлено что фактическое местоположение границ земельного участка № соответствует местоположению границ земельного участка № определенным в плане землепользования, являющимся приложением к государственному акту на право пользования землей № от 11.08.1983 (документ образования земельного участка).
В ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка №, отсутствуют координаты поворотных точек его границ. Площадь земельного участка № по сведениям ЕГРН, сведениям право-удостоверяющего документа (выписка ЕГРН № № от 10.06.2021), сведениям государственному акту на право пользования землей № от 11.08.1983г, сведениям свидетельство о государственной регистрации права № от 15.04.2015г составляет 291260000 кв.м.
Местоположение границ земельного участка № установленное правоустанавливающим документом - государственным актом на право собственности на землю №, межевым планом 06.06.2018 и фактическому его землепользованию не соответствует местоположению земельного участка № по государственному акту на право пользования землей № от 11.08.1983 и его фактическому использованию. Границы земельных участков по документам их образования накладываются друг на друга.
Границы земельного участка с кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес>, территория полигона СибВо накладываются на границы №, расположенного по адресу: <адрес> по направлению на юго-восток. Наложение границ отображено на чертеже 3.
Площадь наложения границ № на границы земельного участка № составляет 60 Га. Участок с кадастровым номером № целиком накладывается на границы земельного участка № по его фактическому местоположению и местоположению, определенному по государственному акту на право пользования землей № от 11.08.1983.
При принятии решения от 29.03.1991 года №50 и выдаче государственного акта на право собственности на землю № от 1991 года произошло повторное предоставление одной и той же площади земель, ранее сформированной и предоставленной по государственному акту на право пользования землей № от 11.08.1983.
Наложение границ земельного участка с кадастровым номером: 42:17:0103024:2, расположенного по <адрес>, на границы иных земельных участков отсутствует.
В ходе проведения исследования выявлено несоответствие, заключающееся в наложение местоположение границ земельного участка №:2 установленного правоустанавливающим документом - государственным актом на право собственности на землю КЕО-17 №00019 на границы земельного участка № установленные по государственному акту на право пользования землей № от 11.08.1983.
Границ земельного участка №, на момент его образования (29.03.1991), сформированы без учета ранее выданных документов правообладателю земельного участка № (11.08.1983г).
Земли из которых был образован земельный участок № решением от 29.03.1991 года №50 «о предоставление гражданину Д.Д.Г. в собственность земельного участка площадью 60 Га из земельного фонда совхоза «Томский» и границы которых отображены в государственном акте на право собственности на землю № от 1991 года на момент его образования не являлись землями, государственная собственность на которые не разграничена, а являлись самостоятельным, сформированным земельным участком с кадастровым номером №, фактически используемым его правообладателем. Земля была ранее (до 29.03.1991) предоставлена по государственному акту на право пользования землей № от 11.08.1983г на праве собственности.
Документов, подтверждающих процедуру выдела или раздела земельного участка с кадастровым номером № с целью образования из его площади земельного участка № в материалах дела не представлено. Документов, подтверждающих изъятия из площади земельного участка № площади 60 Га для образования крестьянского хозяйства Д.Д.Г. в материалах дела не представлено. Документов,
Границ земельного участка № на момент его образования (29.03.1991), сформированы без учета ранее выданных документов правообладателю земельного участка № (11.08.1983г).
Земли из которых был образован земельный участок № решением от 29.03.1991 №50 «о предоставление гражданину Д.Д.Г.. в собственность земельного участка площадью 60 Га из земельного фонда совхоза «Томский» и границы которых отображены в государственном акте на право собственности на землю № от 1991 года на момент его образования не являлись землями, государственная собственность на которые не разграничена, а являлись самостоятельным, сформированным земельным участком с кадастровым номером №, фактически используемым его правообладателем. Земля была ранее (до 29.03.1991) предоставлена по государственному акту на право пользования землей № от 11.08.1983 на праве собственности.
Документов, подтверждающих процедуру выдела или раздела земельного участка с кадастровым номером № с целью образования из его площади земельного участка № в материалах дела не Представлено. Документов, подтверждающих изъятия из площади земельного участка № площади 60 Га для образования крестьянского хозяйства Д.Д.Г. в материалах дела не представлено. Документов, подтверждающих перевод категории земель земельного участка № из категории: Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в категорию земель: Земли сельскохозяйственного назначения, к которой относится земельный участок № в материалах дела не представлено.
Указанные несоответствия произошли по причине: правоустанавливающие документы, определяющие местоположение № участка, не соответствуют ранее выданным (по дате создания) правоустанавливающим документам на земельный участок № в части определения местоположения границ. Решением от 29.03.1991 года №50 «о предоставление гражданину Д.Д.Г.. в собственность земельного участка площадью 60 Га из земельного фонда совхоза «Томский» произошло повторное предоставление одной и той же площади земель, ранее предоставленной другому лицу.
Для устранения выявленного несоответствия необходимо устранить наложение границ земельных участков и их площадей друг на друга.» (том 2 л.д. 54-85).
Дав оценку заключению экспертизы, суд обоснованно положил его в основу решения, поскольку оснований не доверять ему не имеется, так как оно содержит исчерпывающий ответ на поставленные вопросы, не имеет противоречий, выводы экспертизы научно аргументированы, обоснованы и достоверны, эксперт обладает необходимыми квалификацией, образованием и стажем работы по соответствующим специальностям, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, с чем судебная коллегия соглашается, так как никаких доказательств, опровергающих это заключение, по делу не представлено.
Разрешая спор, установив указанные обстоятельства с учетом экспертного заключения ООО «<данные изъяты>» № от 04.03.2022, и удовлетворяя первоначальный иск, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований путем установления местоположения границ земельного участка Касьяновой Л.Д. и отказе в удовлетворении встречных исковых требований. Суд исходил из того, что истцом (ответчиком по первоначальному иску) ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации не оспорено решение Юргинского районного Совета народных депутатов от 29.03.1991 №50, на основании которого предоставлен в собственность спорный земельный участок в состав земель сельхоз назначения, ныне принадлежащие на праве собственности Касьяновой Л.Д., как и не оспаривается факт несоответствия сведений, содержащихся в Государственном лесном реестре и сведений, содержащихся в ЕГРН относительно категории земельных участков.
Право собственности правопредшественника Д.Д.Г. возникло до 01.01.2016, в связи с чем Касьянова является добросовестным приобретателем, так как к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждаются представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, мотивированы и подробно изложены в решении суда.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые получили надлежащую оценку судом.
В соответствии с п.1 ст. 6 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (действовавший в период спорных правоотношений) для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет, в том числе и земель всех категорий, используемых не по целевому назначению.
Согласие землепользователей на изъятие этих земель не требуется (п.2).
Как следует из Постановления Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2005 по делу № № по апелляционной жалобе Кемеровской квартирно-эксплуатационной части г. Кемерово на решение арбитражного суда Кемеровской области о 14.10.2004 по иску Кемеровской квартирно-эксплуатационной части г. Кемерово к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Д.Д.Г., ФГСП «Томский» об истребовании имущества, имеющего преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, установлено, что предоставление спорного земельного участка (кадастровый номер №, расположенного в <адрес> г. Юрга по направлению на юго-восток) Д.Д.Г. решением Юргинского районного Совета народных депутатов от 29.03.1991 №50 для ведения крестьянского хозяйства является правомерным.
Факт использования спорных земель не в целях проведения военных испытаний и иных военных мероприятий (не целевое назначение) подтверждается Приказом заместителя министра Обороны – начальника тыла Вооруженных Сил СССР от 04.09.1973 № 64 на базе Юргинского полигона (в том числе в месте расположения земельного участка в последующем выделенном крестьянскому (фермерскому) хозяйству Д.Д.Г. организован совхоз овцеводческо-зернового направления.
Кроме того названное обстоятельство подтверждено протоколом совещания при председателе исполкома Юргинского районного Совета народных депутатов от 22.05.1991, подписанным заместителем командующего войсками Сибирского военного округа по боевой подготовке и начальником квартирно-эксплуатационной части управления Сибирского военного округа, в соответствии с которым часть территории Юргинского полигона в размере 3 000 га перешла для использование под сельхозугодья (том 1 л.д.24-25).
Таким образом, поскольку было установлено, что земля, где был организован совхоз, не используется по целевому назначению, данное обстоятельство явилось основанием для изменения назначения земельного участка под сельскохозяйственные нужды.
Земельный участок, на котором организован совхоз овцеводческо-зернового направления на базе Юргинского полигона выделен уполномоченным лицом - заместителем министра Обороны-начальника тыла вооруженных сил СССР, и в последующем предоставлен для ведения крестьянского хозяйства решением Юргинского районного Совета народных депутатов.
Кроме того, в силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи. Правила части 3 применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01 января 2016 года.
Таким образом, законом установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, исключена возможность изъятия земельных участков у граждан по основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Федеральный закон №280-ФЗ, которым были внесены изменения в часть 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для истребования у ответчика части спорного земельного участка по заявленным истцом основаниям.
С учетом изложенного, поскольку судебной землеустроительной экспертизой № от 04.03.2022, выполненной ООО «<данные изъяты>» подтверждены координаты границы, принадлежащего Касьяновой Л.Д. земельного участка, с кадастровым номером: №, отраженными в межевом плане ГП КО «ЦТИ Кемеровской области» от 06.06.2018, при этом ответчиком по первоначальному иску, как смежным землепользователем, не согласовываются границы спорного земельного участка, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Касьяновой Л.Д. об установлении границ, принадлежащего ей земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы направлены исключительно на переоценку доказательств, исследованных судом, оценка которым дана судом в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, при этом в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства во внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований не согласиться с проведенной судом первой инстанции оценкой исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.
По смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ экспертное заключение не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами. Из заключения экспертизы следует, что выводы эксперта о повторном перераспределении земель Д.Д.Г. в 1991 году из земель, ранее предоставленных в 1983 году Квартирно-эксплуатационной части г. Кемерово основаны на исследованных из собранных в материалы дела документов о предоставлении земли. При этом, суду при рассмотрении дела добыть непосредственно землеотводные документы о предоставлении земли совхозу «Томский» из земель которого в 1991 году был выделен земельный участок Д.Д.Г.. не удалось, в деле имеется ответ ГКУ «Государственный архив Кузбасса» из которого следует, что документы совхоза «Томский» на хранение не поступали (т.2 л.д. 36).
Между тем, судебными постановлениями Арбитражного суда по иску Кемеровской квартирно-эксплуатационной части г. Кемерово к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Д.Д.Г., ФГСП «Томский» об истребовании имущества установлено, что в 1974 году в виду не использования земель по целевому назначению на базе Юргинского полигона (в том числе в месте расположения земельного участка в последующем выделенном крестьянскому (фермерскому) хозяйству Д.Д.Г. организован совхоз овцеводческо-зернового направления, Арбитражный суд пришел к выводу о том, что предоставление спорного земельного участка (кадастровый номер №, расположенного в <адрес>. Юрга по направлению на юго-восток) Д.Д.Г. для ведения крестьянского хозяйства является правомерным.
Стороны по настоящему делу являются правопреемниками сторон спора в Арбитражном суде.
В силу ч. 3 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
Таким образом, из материалов дела следует, что с 1974 года земли, из которых в 1991 году был предоставлен земельный участок Д.Д.Г. были отнесены к землям сельхозназначения, были переданы совхозу «Томский». В материалы дела представлены карта (сельскохозяйственная) Юргинского района Кемеровской области (т.1 л.д. 20), землеотводные документы о предоставлении земельного участка Д.Д.Г. в 1991 году, Кемеровской квартирно-эксплуатационной части в 1983 году с описанием местоположения границ земельных участков, на основании которых эксперт пришел к выводам, изложенным в заключении экспертизы о соответствии фактических границ правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН о земельных участках и о наложении границ земельных участков.
Таким образом из материалов дела следует, что при выделении земли в 1983 году для специального использования КЭЧ не были учтены земли, ранее выделенные совхозу «Томский» для сельскохозяйственной деятельности. При этом, в самом Государственном акте на право пользование землей от 11.08.1983 установлен приоритет использования земли колхозами (т. 1 л.д. 55).
Последующее отнесение земель к землям лесного фонда и передаче их в 1998 году Юргинскому военному лесничеству (т. 1 л.д. 138-139) на правильность выводов суда не влияют.
Таким образом, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что ФГКУ «УЛХиП» МО РФ не представило доказательств в подтверждение своих доводов, как того, что земельный участок с кадастровым номером: №, относится к лесному фонду, находится в зоне с особыми условиями использования, находится в федеральной собственности, так и незаконности его предоставления в собственность Д.Д.Г.., в том числе решения суда о признании незаконным и отмене решения Юргинского районного Совета народных депутатов от 29.03.1991 № 50, государственного акта КЕО-17 № 00019 на право собственности на землю.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в целом основаны на неверном толковании действующего гражданского законодательства, по существу указанные доводы сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, они не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 22 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Гребенщикова
Судьи О.А. Ельмеева
Н.А. Колосовская