Дело № 2-527/2019
УИД № 24RS0024-01-2018-004795-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Копыловой М.Н.,
при секретаре Курцевич И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 6» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ № 6» о взыскании заработной платы, мотивируя свои требования тем, что работает у ответчика в должности водителя, при этом ответчик нарушает его трудовые права выплатой заработной платы в меньшем, чем предусмотрено законом размере в период с января по август 2018 года, просит взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по заработной плате за указанный период в размере 42246,61 руб.
В судебное заседание истец ФИО4 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель ответчика - МБОУ «СОШ № 6», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки не известил.
Представитель третьего лица - Администрации г. Канска» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерство финансов Красноярского края извещенный о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, с учетом мнения истца, требований ст. 167 ГПК РФ, и исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права.
Согласно статье 129 ТК РФ, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях ина территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11 сентября 1995 года N 3 "О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)", утвержденном постановлением от 11 сентября 1995 года N 49, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3.
Также, Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входят все местности: края, не отнесенные районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе и Канский район). В соответствии с п.1 Постановления №794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30% и выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
С учетом изменений внесенных в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ установлен МРОТ с 1 января 2018 года 9 489 рублей в месяц, с 1 мая 2018г. 11163 руб. в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения: нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 9489 руб. (с января по апрель 2018 года) и 11163 руб. (с мая 2018 года), с последующим: начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 15182,40 руб. с января по апрель 2018 года, и 17860,80 руб. с мая 2018г.
Как установлено в судебном заседании, с 09.06.2008 г. ФИО4 работает в МБОУ «СОШ № 6» в должности «водителя», определена надбавка к заработной плате – 30% районный коэффициент и 30% надбавка за работу в тяжелых климатических условиях, что подтверждается копией трудового договора № 57 от 09.06.2008 г. (л.д. 10-11), копией трудовой книжки (л.д. 5-6) и не оспаривалось сторонами.
В ходе рассмотрения дела было выявлено нарушение его трудовых прав, выразившееся в выплате ему заработной платы за период с января по август 2018 года ниже минимального размера оплаты труда с учетом надбавок и доплат за климатические условия.
Поскольку судом установлено, что работодателем МБОУ «СОШ № 6» заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, то причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию, с учетом суммированного учета рабочего времени за год:
за отработанные 136 ч. в январе 2018 г.: 15182,40 руб./ 136 час. (норма времени в январе 2018 г.) х 136 ч. (отработано работником) = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически выплачено) = 4166,40 руб.
за отработанные 151 час. в феврале 2018 года: 15182,40 руб./151 часа (норма времени в феврале 2018 г.) х 151 часов = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически выплачено) = 4166,40 руб. (недоначислено).
за отработанные 159 часов в марте 2018 года: 15182,40 руб./159 час. (норма времени в марте 2018 г.) х 159 часов = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически выплачено) = 4166,40 руб.(недоначислено).
за отработанные 167 часов в апреле 2018 года: 15182,40 руб./167 час. (норма времени в апреле 2018 г.) х 167 часов = 15182,40 руб. (должно быть начислено) – 11016 руб. (фактически выплачено) = 4166,40 руб.(недоначислено).
за отработанные 120 час. в мае 2018 года: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в мае 2018г.) х 120 час. (отработано работником) = 13479,84 руб. (должно быть начислено) – 7323,10 руб. (фактически начислено) = 6156,74 руб. (недоначислено).
за отработанные 159 часов в июне 2018 года: 17860,80 руб./159 час. (норма времени в июне 2018 г.) х 159 час. (отработано работником) = 17860,80 руб. (должно быть начислено) – 11163 руб. (фактически начислено) = 6697,80 руб. (недоначислено).
за отработанные 56 часов в июле 2018 года: 17860,80 руб./176 час. (норма времени в июле 2018 г.) х 180 час. (отработано работником) = 5682,98 руб. (должно быть начислено) – 3551,86 руб. (фактически начислено) = 2131,12 руб. (недоначислено).
за отработанные 88 часов в августе 2018 года: 17860,80 руб./184 час. (норма времени в августе 2018 г.) х 88 час. (отработано работником) = 8542,12 руб. (должно быть начислено) –5712.34 руб. (фактически начислено) = 2829,78 руб. (недоначислено).
Всего: 34481,04руб.
Расчет недоначисленной заработной платы подтверждается расчетными листами содержащими сведениями об учете рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению и с работодателя в лице МБОУ «СОШ №» в пользу ФИО4 подлежит взысканию задолженность по заработной плате с января по август 2018 г. в размере 34481,04руб
В соответствии со ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1234 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО4 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №» о взыскании заработной платы – удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» в пользу ФИО4 недоначисленную заработную плату за период с января по август 2018 года в размере 34481,04руб.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1234 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Копылова М.Н.