Решение по делу № 2-608/2018 от 18.06.2018

Дело № 2-608/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июля 2018 года                                                                                                пос. Калевала

Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Бакулина И.В.,

при секретаре Озолиной А.А.,

с участием истцов Бединой И.В., Сидоровой Т.А., Ушенко Н.М.,

представителя ответчика Лежоева Н.А.,

представителя третьего лица - администрации Калевальского муниципального района Кузьминой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сидоровой Татьяны Алексеевны, Бединой Ирины Владимировны, Брухан Зинаиды Анатольевны, Ватанен Светланы Валерьевны, Захарчук Эльвиры Федоровны, Иванской Татьяны Михайловны, Кашаевой Юлии Сергеевны, Кирилловой Анжелы Александровны, Кольенен Светланы Евгеньевны, Негара Василия Александровича, Ратникова Андрея Михайловича, Сашиной Анны Николаевны, Семашко Людмилы Томашовны, Ушенко Нины Михайловны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Боровская средняя общеобразовательная школа» о перерасчете заработной платы,

установил:

Сидорова Т.А., Бедина И.В., Брухан З.А., Ватанен С.В., Захарчук Э.Ф., Иванская Т.М., Кашаева Ю.С., Кириллова А.А., Кольенен С.Е., Негара В.А., Ратников А.М., Сашина А.Н., Семашко Л.Т., Ушенко Н.М. обратились с иском по тем основаниям, что они работают в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Боровская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Боровская СОШ») в должности учителей. В нарушение п.3 Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, Конституции Российской Федерации, работодателем при расчете средней заработной платы учитываются выплаты социального характера с целью обеспечения исполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части доведения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. Полагают, что включение в размер заработной платы выплат социального характера (оплаты жилой площади, отопления, освещения) нарушает их трудовые права, в связи с чем просят произвести перерасчет заработной платы истцов за период с марта 2017 года по март 2018 года без учета в средней заработной плате выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда, взыскать недоплаченную сумму денежных средств за период с марта 2017 года по март 2018 гг. согласно реестрам по начисленной оплате жилой площади, отоплению, освещению специалистам, пользующимся льготами, в пользу: Брухан Зинаиды Анатольевны в размере 68089,15 руб., Бединой Ирины Владимировны в размере 45567,74 руб., Сидоровой Татьяны Алексеевны в размере 32764,55 руб., Ватанен Светланы Валерьевны в размере 127145,87 руб., Захарчук Эльвиры Федоровны в размере 84578,52 руб., Иванской Татьяны Михайловны в размере 80271,42 руб., Кашаевой Юлии Сергеевны в размере 43453,60 руб., Кирилловой Анжелы Александровны в размере 89616,09 руб., Кольенен Светланы Евгеньевны в размере 90863,42 руб., Негара Василия Александровича в размере 95374,06 руб., Ратникова Андрея Михайловича в размере 75752,74 руб., Сашиной Анны Николаевны в размере 19023,40 руб., Семашко Людмилы Томашовны в размере 75681,12 руб., Ушенко Нины Михайловны в размере 145701,31 руб.

Определением суда от 20 июня 2018 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Министерство образования в Республике Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия, администрация Калевальского муниципального района, муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений п.Боровой Калевальского муниципального района», для дачи заключения в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ привлечена Государственная инспекция труда по Республике Карелия.

В судебном заседании истцы Бедина И.В., Сидорова Т.А., Ушенко Н.М на исковых требованиях настаивали по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истцы Брухан З.А., Ватанен С.В., Захарчук Э.Ф., Иванская Т.М., Кашаева Ю.С., Кириллова А.А., Кольенен С.Е., Негара В.А., Ратников А.М., Сашина А.Н., Семашко Л.Т. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ответчика МБОУ «Боровская СОШ» Лежоев Н.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что задолженность по заработной плате перед истцами отсутствует, заработная плата в спорный период и в настоящий момент выплачивается истцам не ниже минимального размера оплаты труда, расчет средней заработной платы истцов производится на основании п.3 Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, то есть без учета выплат социального характера.

Представитель третьего лица администрации Калевальского муниципального района Кузьмина И.В. в судебном заседании полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, так как права истцов ответчиком не нарушены.

Третьи лица - Министерство образования в Республике Карелия, Министерство социальной защиты Республики Карелия, муниципальное бюджетное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений п.Боровой Калевальского муниципального района» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в отзывах на исковое заявление просили рассмотреть дело без участия своих представителей.

Представитель Государственной инспекции труда Республики Карелия в судебное заседание не явился, о судебном разбирательстве извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В материалы дела представлено письменное заключение по существу рассматриваемого спора, из которого следует, что в соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. В связи с этим, Государственная инспекция труда в Республике Карелия считает, что в части обоснованности включения компенсационных выплат для расчета средней месячной заработной платы работников с целью исполнения требований Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 следует полагаться на мнение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органа местного самоуправления, наделенного правом осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ст. 135 Трудового кодекса РФ).

Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования.

В силу части 11 статьи 333.1 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 ТК Российской Федерации или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями 6 - 8 ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда.

В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Согласно пункту 4 того же Постановления расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Судом установлено, что истцы состоят в трудовых отношениях с МБОУ «Боровская СОШ», истцы Ратников А.М., Захарчук Э.Ф., Негара В.А., Ушенко Н.М., Брухан З.А., Бедина И.В., Сашина А.Н., Кольенен С.Е. - в должности учителей, истец Иванская Т.М. в должности социального педагога, истец Кириллова А.А., Ватанен С.В. в должности учителей начальных классов, истец Кашаева Ю.С. в должности учителя математики, истцы Семашко Л.Т., Сидорова Т.А. в должности учителей русского языка и литературы.

Согласно расчетным листкам за период с марта 2017 года по март 2018 года (л/<адрес>) начисленная и выплаченная заработная плата истцам состояла из оклада с учетом ставки, на которую принят работник, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования, выплаты социального характера в заработную плату не включены.

Из материалов дела усматривается, что заработная плата в спорном периоде истцам выплачена в полном объеме.

Оплата труда истцов осуществляется на основании Положения об оплате труда работников МБОУ «Боровская СОШ», разработанного на основании постановления администрации Калевальского муниципального района от 24.12.2008 № 415 «Об утверждении Примерных положений об оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств муниципального образования «Калевальский муниципальный район».

Согласно п.1.10 указанного Положения фонд оплаты труда работников школы формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств бюджета муниципального образования «Калевальский национальный район» и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Согласно п.7 Положения рекомендуемые размеры окладов для расчета окладов работников муниципальных бюджетных учреждений образования (за исключением работников муниципальных учреждений дополнительного профессионального образования) устанавливаются на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным группам, утвержденным Минздравсоцразвития России от 05 мая 2008 года № 216н.

На основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 1 ст. 17 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 г. № 1755-ЗРК «Об образовании» истцы являются получателями мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением.

Согласно реестрам по начисленной оплате жилой площади, отоплению, освещению специалистам МБОУ «Боровская СОШ» (т.1 л/д № 132-144), пользующимся льготами за период с марта 2017 года по март 2018 года, а также справкам ГКУСЗ «Центр социальной работы Калевальского района» истцам компенсированы расходы по оплате жилых помещений, отопления и освещения, в частности, за период с марта 2017 года по март 2018 года Брухан З.А. в размере 68089,15 руб., Бединой И.В. в размере 45567,74 руб., Сидоровой Т.А. в размере 32764,55 руб., Ватанен С.В. в размере 127145,87 руб., Захарчук Э.Ф. в размере 84578,52 руб., Иванской Т.М. в размере 80271,42 руб., Кашаевой Ю.С. в размере 43453,60 руб., Кирилловой А.А. в размере 89616,09 руб., Кольенен С.Е. в размере 90863,42 руб., Негара В.А. в размере 95374,06 руб., Ратникову А.М. в размере 75752,74 руб., Сашиной А.Н. в размере 19023,40 руб., Семашко Л.Т. в размере 75681,12 руб., Ушенко Н.М. в размере 145701,31 руб.

Из материалов дела усматривается, что в расчет средней заработной платы каждого из истцов, выплаты социального характера не включаются (т.2 л/<адрес>), в справках 2-НДФЛ указанные выплаты также отсутствуют.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 (абзац 3 подпункта «а» пункта 1) Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до уровня средней заработной платы в соответствующем регионе.

Установление порядка и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункт 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно Постановлению Правительства РК от 22.03.2013 № 104-П (ред. от 13.05.2014) «Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Карелия на 2013 год и на период до 2020 года» доведение средней заработной платы педагогических работников общего образования до уровня средней заработной платы по Республике Карелия предусмотрено с учетом целевых значений средней заработной платы по Республике Карелия согласно распоряжению Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2012 года № 814р-П.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений, в том числе вопросы повышения оплаты труда, относится к компетенции органов местного самоуправления (п. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, п. 2 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Доводы истцов о включении ответчиком в заработную плату выплат социального характера не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Факт начисления и выплаты истцам всех причитающихся денежных средств за период работы с учетом утвержденных надбавок, установленных компенсационных и стимулирующих выплат, отработанного времени и подлежащего удержанию налога, подтверждается материалами дела, а именно представленными расчетными листками, справками 2-НДФЛ за 2017 - 2018 гг., реестрами, справками о компенсации денежных средств за жилое помещение.

Довод истцов о том, что при начислении и выплате причитающихся денежных средств ответчик должен обеспечить повышение их средней заработной платы, как педагогических работников образовательных учреждений общего образования, до уровня средней заработной платы в соответствующем регионе, не основан на законе. Положения Указа Президента РФ от 07.05.2012 года № 597 и Программы поэтапного совершенствования системы платы труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 год ориентированы на определение средних показателей заработной платы категорий работников, которые по мере реализации программы могут корректироваться с учетом специфики каждого региона.

Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья                               И.В. Бакулин

Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ

составлено 13 июля 2018 года

2-608/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Бедина Ирина Владимировна
Сидорова Татьяна Алексеенвна
Семашко Людмила Томашовна
Негара Василий Александрович
Кольенен Светлана Евгеньевна
Сашина Анна Николаевна
Ватанен Светлана Валерьевна
Кириллова Анжела Александровна
Ратников Андрей Михайлович
Захарчук Эльвира Фёдоровна
Ушенко Нина Михайловна
Кашаева Юлия Сергеевна
Брухан Зинаида Анатольевна
Иванская Татьяна Михайловна
Ответчики
МБОУ "Боровская средняя общеобразовательная школа"
Другие
Государственная инспекция труда по Республике Карелия
Администрация Калевальского муниципального района
Министерство образования в Республике Карелия
Министерство социальной защиты Республики Карелия
МБУ "Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений пос.Боровой Калевальского муниципального района"
Суд
Костомукшский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
kostomukshsky.kar.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее