Дело № 2-87/2020
УИД: 37RS0022-01-2019-003195-14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2020 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи: Орловой С.К.,
при секретаре: Лепорской Е.А.,
с участием:
представителя истца Дрягиной М.В.,
представителя ответчика Ивановой А.Н.,
представителя третьего лица АО «Железобетон» Зубковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кононова ФИО15 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионных прав,
у с т а н о в и л :
Кононов ФИО16 обратился в суд с указанным выше иском, измененным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчику по тому основанию, что последним незаконно отказано ему в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа.
Требования обоснованы тем, что он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости на основании пункта 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях» от28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Однако, решением ответчика от20.04.2018 г. ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, дающего ему право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку по представленным документам стаж работы истца с тяжелыми условиями труда учесть не представляется возможным. В исчисление стажа с тяжелыми условиями труда не включены периоды его работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве ученика пристрельщика оружия, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности пристрельщика вооружения и боеприпасов, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности испытателя вооружения на <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности формовщика в производственном объединении «Ивановожелезобетон»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности резчика металла на ножницах и прессах в АО «Автокран», поскольку отсутствует документальное подтверждение льготного характера работы.
С данным решением ответчика истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим его конституционное право напенсионноеобеспечение. Полагает, что указанные периоды работы подлежат учету как периоды работы с тяжелыми условиями труда. В периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в качестве ученика пристрельщика оружия, с ДД.ММ.ГГГГ - в должности пристрельщика вооружения и боеприпасов, с ДД.ММ.ГГГГ – в должности испытателя вооружения на Военскладе – рембазе № МВД ФИО7, и был занят на работах с вредными условиями труда полный рабочий день, данное обстоятельство подтверждается материалами дела. Профессия пристрельщик указаны в разделе ХI Списка№ как работники, занятые при подготовке и проведении испытаний на полигонах, испытательных станциях и стендах. Характер работы истца подтверждается записью в трудовой книжке и иными документами. Отсутствие других письменных доказательств является обстоятельством от лица не зависящим, и как следствие, не может умалять его право на досрочную пенсию. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец также работал в должности резчика металла на ножницах и прессах, занятым на резке горячего металла. Отсутствие в трудовой книжке записи без уточнения характера выполняемой работы не может лишать его право на пенсионное обеспечение.
Учитывая изложенное, истец, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать решение пенсионного органа от 20.04.2018 г. № 17547/2018 незаконным, обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области включить в его специальный стаж, дающий право надосрочное назначение страховой пенсиипо старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы:
- с 17.01.1984 г. по 11.11.1991 г. в качестве ученика пристрельщика оружия, с 22.03.1984 г. – в должности пристрельщика вооружения и боеприпасов, с 01.01.1988 г. – в должности испытателя вооружения на Военскладе – рембазе № МВД ФИО7;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности формовщика в производственном объединении «Ивановожелезобетон»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности резчика металла на ножницах и прессах в АО «Автокран».
Кроме того, истец просит обязать пенсионный орган назначитьемудосрочную пенсиюв связи с тяжелыми условиями труда с момента первоначального обращения в пенсионный орган.
Истец Кононов О.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Дрягина М.В. суду пояснила, что исковые требования истца поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что термин «производство» в разделе ХI Списка № 2, можно истолковать, в том числе, и как испытание и ремонт вооружения в Учреждении, тем более, что на Военскладе - рембазе № 101 МВД СССР осуществлялось и производство по ремонту оружия. Типовой тир имеет одну мишень, что является по аналогии испытательным стрелковым стендом. Наличие в тире ИБХР ФКУ «ЦОУМТС МВД России» на момент работы Кононова О.В. мишеней, пулеуловителей, зрительной трубы подтверждается учетными карточками, имеющимися в материалах гражданского дела. Особые условия труда истца также подтверждаются сведения о том, что истец, работая на Военскладе - рембазе № 101 МВД СССР, за вредность имел дополнительный отпуск, имел право на получение молока и спецжиров. Кроме того, Кононову О.В. была установлена доплата к окладу. Просит иск удовлетворить.
Более подробно позиция представителя истца изложена в письменных пояснениях по иску.
Представитель ответчика – ГУ-УПФР в городских округах Иванове, Кохме и Ивановской муниципальном районе Ивановской области Иванова А.Н. суду пояснила, что исковые требования не признает в полном объеме, поддержав доводы представленных возражений на иск, указывая, что основания для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости указаны в решении. Кроме того, представитель дополнила, что Военсклад – рембаза № 101 МВД СССР не ведет производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов. В связи с чем, спорный период не подлежит включению в специальный стаж истца. Период работы истца с 22.06.1992 г. по 27.01.1993 г. в должности формовщика в производственном объединении «Ивановожелезобетон» не включен в специальный стаж истца, поскольку представленными документами не определено, в каком из производств, предусмотренных Списком № 2, а также полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени) был занят истцом в спорный период.Просит в иске отказать.
Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, АО «Железобетон» Зубкова А.Н. суду пояснила, что разрешение исковых требований Кононова О.В. оставляет на усмотрение суда. Других документов, кроме тех, что были представлены суду, у третьего лица нет, поскольку срок их хранения истек. Действительно истец работал с 27.11.1991 г. по 27.01.1993 г. в производственном объединении «Ивановожелезобетон» сначала учеником формовщика, а потом в должности формовщика 3 разряда. В спорный период времени на предприятии было примерно от 3 до 5 цехов. В настоящее время в АО «Железобетон» 1 цех, в который объединены все цеха. Истец работал с бетоном, в цеху, но в каком, сказать представитель не может. В обязанности истца входило смазывать формы, укладывать арматуру, заливать в форму бетон. Представитель третьего лица не может пояснить, тяжелые условия труда были в спорный период у истца или нет. Оценка условия труда на предприятии стала производиться с 2000 г. Ранее оценка условий труда не производилась. Выплачивалась ли истцу какая-либо доплата за вредность, представитель не знает. В настоящее время работа в должности формовщика относится к профессиям с вредными условиями труда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУ «Центральное окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту – ФКУ «ЦОУМТС МВД Росси») в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также в деле имеется отзыв на исковое заявление, из которого следует, что третье лицо считает, что согласно ФЗ от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ, термин «производство» в разделе XII Списка № 2, можно истолковать, в том числе, как испытание и ремонт вооружения в Учреждении, тем более, что на Военскладе – рембазе № 101 МВД СССР осуществлялось именно производство по ремонту оружия. Рабочим местом Кононова О.В. являлся тир. При составлении справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, от 23.10.2017 г. № 42, сотрудник ФКУ «ЦОУМТС МВД Росси» опирался на Список № 2, а именно на информацию о стендах и испытании боеприпасов на них, так как типовой тир имеет как минимум одну мишень, что является по аналогии испытательным стрелковым стендом, а также на изложенное выше толкование термина «производство» в разделе XII Списка № 2. Сведений за 1980-1990 годы о специальной оценке условий труда, аттестации рабочих мест сотрудников ИБХР ФКУ «ЦОУМТС МВД Росси», в учреждении не имеется.
Допрошенная ранее представитель третьего лица Дмитриева Л.А. суду пояснила, что с исковыми требованиями истца согласна, поскольку с 17.01.1984 г. по 11.11.1991 г. истец действительно работал в качестве ученика пристрельщика оружия, с 22.03.1984 г. – в должности пристрельщика вооружения и боеприпасов, с 01.01.1988 г. – в должности испытателя вооружения на Военскладе – рембазе № 101 МВД СССР. Кононов О.В. работал в тире, который в настоящий момент разрушен. Характеристику тира представить она не может, но пояснила, что в состав тира входили: мишень, пулеулавливатель и стенды. Какие были цеха на территории рембазы, представитель не знает. Знает лишь, что был малярный цех. В деятельность базы входило ремонт оружия и пристрелка, производством оружия рембаза не занималась. Справка, уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, от 23.10.2017 г. № 42, была выдана истцу на основании личного дела и других документов.
Более подробно позиция представителя третьего лица изложена в письменном отзыве (л.д. 193-199).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ОАО «Автокран» в лице конкурсного управляющего Цыганкова Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получениепенсиизаконодатель вправе, как это вытекает из ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых основанийназначенияпенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права напенсиюотдельными категориями граждан.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018 г., на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии ( ч. 3 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «б» пункта 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжёлыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утверждённый постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжёлыми условиями труда, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённый постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учёта периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, а работа в период до 01 января 1992 года может также засчитываться в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173.
Применявшимся до 01.01.1992 года Списком N 2, утвержденным Постановлением СМ СССР от 22.08.1956 года N 1173 (раздел XII - Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов, п. 1 - Полигоны, испытательные станции и стенды) предусматривалось право на льготное пенсионное обеспечение рабочих и инженерно-технических работников, занятые на снаряжении и испытании боеприпасов и элементов к ним, на патронировании боеприпасов, порохов и изделий из них
В Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденном Постановлением Кабинетов Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 в Разделе XI "Производство взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов" в подразделе 1 "Испытание всех видов боеприпасов, боевых частей, снаряженных (пороховых, реактивных жидкостных, твердотопливных) ракетных двигателей, их агрегатов, двигательных установок и блоков ракет, пиротехнических изделий, средств инициирования и других комплектующих, а также продуктов, указанных в пунктах 2 и 3 раздела IX Списка N 1" (код позиции 21201000-1754а) предусмотрено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие, руководители и специалисты, занятые при подготовке и проведении испытаний на полигонах, испытательных станциях и стендах.
Необходимым условием для права на досрочную пенсию по данному основанию является наличие на предприятии производства взрывчатых, инициирующих веществ, порохов и снаряжение боеприпасов.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется, в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днём понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объёмов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утверждённых постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 29).
Согласно разъяснениям Пенсионного фонда от 19 марта 2004 года "О порядке применения Письма ПФР N 06/18593 от 06 октября 2003 года", период работы, протекавшей до 01 января 1992 года, рекомендовано засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Таким образом, начиная только с 01 января 1992 года при соблюдении таких условий, как постоянная занятость на работе в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), имеются предусмотренные законом основания для включения периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Устанавливая в Федеральном законе «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Виды такой деятельности определяются в порядке, установленном законом.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждён Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжёлыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н утверждён перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
К таким документам подпунктом «а» пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из приведённых нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определённых условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» определено, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Следовательно, характер работы подтверждается только письменными доказательствами, что также разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Из материалов дела следует, что 22.01.2018 года истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» (далее по тексту – ФЗ № 400-ФЗ).
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городских ФИО5 Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказанов досрочном назначениистраховойпенсиипо старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
Из данного решения следует, что в специальный стажистцане включены периоды его работы :
- с 17.01.1984 г. по 11.11.1991 г. в качестве ученика пристрельщика оружия, с 22.03.1984 г. – в должности пристрельщика вооружения и боеприпасов, с 01.01.1988 г. – в должности испытателя вооружения на Военскладе – рембазе № 101 МВД СССР;
- с 22.06.1992 г. по 27.01.1993 г. в должности формовщика в производственном объединении «Ивановожелезобетон»;
- с 01.06.1993 г. по 24.10.1996 г. в должности резчика металла на ножницах и прессах в АО «Автокран», поскольку документально не подтвержден льготный характер работы истца (л.д. 15-19).
Согласно записям в трудовой книжке АТ-II № 1128803, представленной истцом, Кононов О.В. 09.01.1984 г. принят учеником слесаря-инструментальщица на Военсклад-рембаза, 17.01.1984 г. Кононов О.В. переведен учеником пристрельщика оружия, 22.03.1984 г. ему присвоен 2 разряд пристрельщика оружия, в связи с введением новых условий оплаты труда с 01.01.1988 г. установлена профессия испытатель оружия 2 разряда, 24.11.1988 г. истцу присвоен 3 разряд испытателя оружия, 05.04.1989 г. истцу присвоен 2 разряд чистильщика металла отливок изделий как освоившему вторую профессию. Также из данной трудовой книжки следует, что 01.02.1991 г. Военсклад-рембаза переименован в Ивановскую военную базу МВД СССР, где истец работал до 11.11.1991 г. (л.д. 21-31).
Факт работы истца в Ивановской военной базе МВД СССР (ранее Военсклад-рембаза) также подтверждается списком личного состава Военсклада-рембаза № 101 МВД СССР, справкой о заработке № 3 от 20.02.2018 г., приказом об увольнении № 140 от 11.11.1991 г., актами о проверке испытаний от 19.03.1984 г., от 17.11.1988 г., карточками рабочих и служащих (л.д. 79, 82-83, 93, 178, 183).
Согласно приказу № 43 от 22.03.1984 г. Кононову О.В. - ученику пристрельщика вооружения и боеприпасов участка № 1, с 22.03.1984 г. был присвоен 2 разряд пристрельщика вооружения и боеприпасов, что подтверждается актом от 22.03.1984 г. (л.д. 84-85, 182).
Согласно приказу № 137 от 25.11.1988 г. Кононову О.В. – испытателю вооружения участка № 1, с 24.11.1988 г. присвоен 3 разряд испытателя вооружения, что подтверждается актом от 24.11.1988 г. (л.д. 87, 179-180).
Из информационной справки следует, что приказом НКВД № 00593 от 25.03.1939 г. в г. Иванове образован Военный склад № 68, который на основании приказа НКВД № 00713 от 08.06.1940 г. переименован в Окружной Военно-технический склад ОУВС НКВД Московского Округа. Приказом НКВД № 00950 от 31.07.1940 г. Окружной Военно-технический склад ОУВС НКВД Московского Округа переименован в Окружную мастерскую № 86 в составе ОУВС НКВД Московского Округа, которая переименована в часть № 146 (7) г. Иваново. Приказом НКВД № 00679 от 07.06.1944 г. на базе ОПМ № 86 сформирована Окружная рембаза по ремонту стрелкового вооружения ОУВС НКВД Московского Округа, которая 10.05.1946 г. переименована в Военно-технический склад № 152 ОУВС МВД СССР Московского Округа. С 24.06.1949 г. приказом МВД СССР № 0047 образована рембаза стрелкового вооружения МВД № 101, с 14.11.1949 г. – Окружная база № 177 по ремонту стрелкового вооружения ОУВС МВД Московского округа, с 24.06.1953 г. – Рембаза стрелкового вооружения № 101 ОУВС МВД Московского Округа. С 01.04.1954 г. на основании приказа МВД СССР № 00286 Рембаза № 101 ОУВС МВД расформирована, имущество передано складу № 60 МВД. 09.10.1956 г. вновь сформирована рембаза стрелкового вооружения № 101 ОУВС МВД Московского Округа, которая 02.06.1969 г. переименована в Военсклад-рембазу № 101 МВД СССР. Приказом ГУМТиВС МВД СССР № 5 от 31.01.1991 г. Военсклад-рембаза № 101 СССР упраздняется и создается Ивановская военная база МВД СССР, которая на основании распоряжения ЦОУМТиВС МВД России № ЦС/ОПО-36 от 26.04.2005 г. переименована в ФГУ Ивановская военная база МВД России. 21.02.2006 г. ФГУ Ивановская военная база МВД России, в свою очередь, переименовано в ГУ «Ивановская база хранения ресурсов МВД России», которое на основании приказа МВД России № 131 от 02.03.2010 г. переименовано в ФГУ «Ивановская база хранения ресурсов МВД России». 30.05.2011 г. ФГУ «Ивановская база хранения ресурсов МВД России» переименовано в ФКУ «Ивановская база хранения ресурсов МВД России», которое на основании приказа МВД России № 93 от 13.02.2012 г. реорганизовано в Ивановскую базу хранения ресурсов (филиал) ФКУ «Центральное окружное управление материально-технического снабжения МВД РФ» (л.д. 77-78).
Из устава Ивановской военной базы МВД РФ, утвержденного в 1998 г., следует, что база МВД России является некоммерческой организацией, федеральным государственным учреждением в системе органов материально-технического и военного снабжения Министерства внутренних дел РФ и предназначена для хранения материально-технических ресурсов и обеспечения ими подразделений органов внутренних дел, внутренних войск и других подразделений, а также для ремонта и технического обслуживания стрелкового вооружения, военно-инженерного и военно-химического имущества, изготовления приспособлений, приборов и ЗИП, изготовления и ремонта стандартной укупорки и казарменной мебели. Целями деятельности базы МВД России являются: содержание установленных запасов материально-технических ресурсов, обеспечение ими подразделений МВД России, проведение ремонта и технического обслуживания стрелкового вооружения, оптических приборов, военно-химического и военно-инженерного имущества подразделений органов внутренних дел (п. 13 разделе II, п. 37 раздела IV Устава). Также из устава следует, что предметом деятельности базы МВД России являются приемка, хранение, подсортировка материально-технических ресурсов, бесперебойное, равномерное и ритмичное обеспечение подразделений МВД России, позволяющее им содержать запасы материально-технических ресурсов в установленных объемах и ассортименте, проведение ремонта и технического обслуживания стрелкового вооружения, оптических приборов, военно-химического и военно-инженерного имущества, иные виды деятельности, соответствующие целям, указанным выше, что также подтверждается сведениями, представленными ФКУ «ЦОУМТС МВД России» 05.12.2017 г. № 1420 (л.д. 65-74, 75).
Таким образом, судом установлено, что Военсклад – рембаза № 101 МВД СССР не осуществляет производство взрывчатых, инициирующих веществ и снаряжение боеприпасов, относящихся к химическому производству. Основным видом деятельности ФКУ «ИБХР ЦОУМТС МВД России» до прекращения деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25.03.2020, является хранение и складирование.
Допустимых доказательств того, что Военсклад – рембаза № 101 МВД СССР занимался производством оружия, суду не представлено.
Судом установлено, что 23.10.2017 г. Кононову О.В. выдана льготная справка № 42, за подписью начальника ИБХР ФКУ «ЦОУМТС МВД России» начальника ФЭО ИБХР ФКУ «ЦОУМТС МВД России» и специалиста по кадрам ГК ИБХР ФКУ «ЦОУМТС МВД России» о том, Кононов О.В. работал в Военскладе-рембазе № 101 МВД СССР в период с 22.03.1984 г. по 11.11.1991 г. в должности пристрельщица вооружения и боеприпасов, испытателя вооружения, занятого на пристрелке стрелкового оружия, был занят в течение полного рабочего дня. Из указанной справки следует, что данная профессия предусмотрена Списком № 2, разделом XI код позиции 21201000-1754а, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, что дает истцу право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда в соответствии с п.п.2 п. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ.
Вышеуказанная справка от 23.10.2017 г. выдана на основании книги приказов, лицевых счетов, личного дела. Указанные в справках основания были проверены судом. У работодателя были запрошены документы, подтверждающие работу истца во вредных условиях труда (со взрывчатыми веществами), а также документы, на основании которых выдана вышеуказанная справка.
Однако, ни в одном из представленных документов не содержатся сведения о характере работы истца (со взрывчатыми веществами), а также его постоянная занятость на работах именно с этими веществами при подготовке и проведении испытаний на полигонах, испытательных станциях и стендах.
Кроме того, судом установлено и следует из материалов гражданского дела, показаний представителей истца и третьего лица ФКУ «ЦОУМТС МВД России», что местом работы Кононова О.В. являлся тир участка № 1.
Достаточных и допустимых письменных доказательств того, что Военсклад – рембаза № 101 МВД СССР имел в своем составе полигон, испытательный стенд или испытательную станцию, суду стороной истца не представлено.
Судом установлено, что приказами на 1984 -1985 года на определенные периоды Кононову О.В. устанавливались надбавки к должностному окладу 12% за работу во вредных условиях труда.
Вместе с тем, имеющиеся в материалах гражданского дела письменные документы о предоставлении Кононову О.В. как испытателю вооружения льгот в связи с тяжелыми и вредными условиями труда (дополнительный отпуск, доплата к тарифной ставке за вредные условия труда, право на получение молока и спецжиров), а именно перечни рабочих мест и конкретных работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, копии приказов № 43 от 22.03.1984 г., № 137 от 25.11.1985 г., копии списков профессий рабочих, имеющих право на получение молока и спецжиров в связи с вредными условиями труда, копии перечней профессий рабочих и служащих, которым предоставлялся дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, свидетельствуют лишь о том, что профессия пристрельщик - испытатель вооружения имеет право на дополнительный отпуск, доплату к тарифной ставке за вредные условия труда, право на получение молока и спецжиров (л.д. 89-90, 91-92, 75-76, 80, 84-85, 86 87-88, 94-97).Однако, данное обстоятельство не свидетельствует о занятости истца на работах со взрывчатыми веществами.
Сам по себе факт того, что истец получал надбавку за работу во вредных условиях труда, пользовался дополнительным отпуском, имел право на получение спецжиров и молока, не влечет автоматически возникновения права на льготное пенсионное обеспечение, для возникновения которого необходимо подтверждение работы с вредными условиями труда именно с перечисленными взрывчатыми веществами, а также работа с этими веществами. Не все работники, работающие во вредных условиях труда, пользуются правом на назначение льготной пенсии.
Также суд не принимает во внимание протокол заседания комиссии по установлению стажа работы, дающего рабочим и служащим Военсклад – рембаза № 101 МВД СССР право на получение процентной надбавки за непрерывную работу от 12.01.1988 г., поскольку из данного протокола следует, что истцу был установлен стаж не за вредную, а непрерывную работу (л.д. 181).
Учетные карточки о наличии оборудования (станка ПС-51, зрительной трубы ЗРТ-452, мишени проверочной, мишени № 4 спортивной, пулеуловителей «ПУ-2», пулеуловителя МПП-250 (17-18) также не подтверждают характер работы истца в спорный период (л.д. 45, 46-47, 48-49, 50-51, 52, 53, 54).
Учитывая вышеизложенное, в совокупности, суд критически относится к справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, поскольку, по мнению суда, данная справка оформлена не надлежащим образом, а именно она не содержит реквизиты документов на основании которых она выдана, и, как следствие, в отсутствие уточняющих документов о характере работы истца не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим стаж на соответствующих видах работ (л.д. 98).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.
Положениями статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1).
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа определяются статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статьей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих исковых требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действий, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции настоящего Федерального закона), в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны вредными и (или) опасными.
В соответствии с ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 1 января 2013 года применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, за исключением случаев, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 58.3 названного Закона в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N173-ФЗ, с 1 января 2013 года применяются дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, за исключением случаев, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Пунктом 2.1 статьи 58.3 названного Закона, предусматривается, что для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанные в таблице. (ФЗ действовал в период спорных правоотношений, утратил силу с 01.01.2017 г. в связи с принятием ФЗ от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ).
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ).
Однако, работодатель в нарушение названных норм в сведения, представляемые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, данные обстоятельства не включил. При сдаче отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку, а именно, по профессии «пристрельщик вооружения и боеприпасов, испытатель вооружения» в Пенсионный фонд не представил.
Начисление и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» работодателем истца не производилась.
Из ответа ИБХР ФКУ «ЦОУМТС МВД России» от 20.02.2020 г. № 137 на запрос суда, следует, что сведения об аттестации в периоды с 1984 г. по 1991 г. и последующие периоды для должности пристрельщик оружия (испытатель вооружения), сведения о сборке нового оружия по специальным заказам из имеющихся запчастей в ИБХР ФКУ «ЦОУМТС МВД России» отсутствуют (л.д. 174-175).
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кононова О.В. также отсутствуют данные об особых условиях труда.
Таким образом, исковые требования истца о включении в специальный стаж периодов его работы с 17.01.1984 г. по 11.11.1991 г. в качестве ученика пристрельщика оружия, с 22.03.1984 г. – в должности пристрельщика вооружения и боеприпасов, с 01.01.1988 г. – в должности испытателя вооружения на Военскладе – рембазе № 101 МВД СССР не подлежат удовлетворению.
Относительно исковых требований истца о включении в специальный стаж периодов его работы с 22.06.1992 г. по 27.01.1993 г. в должности формовщика в кооперативно-государственном производственном объединении «Ивановожелезобетон» суд приходит к следующему.
В соответствии со Списком N 1 от 1956 г., в разделе XI "Металлообработка", подразделе 1 "Литейное производство", пп. а "Рабочие" предусмотрены заливщики металла, старшие заливщики; литейщики, старшие литейщики; рабочие на плавке и разливке металла; формовщики, участвующие в литье.
Правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку N 1 от 1991 г., раздел XI "Металлообработка", подраздел 1 "Литейное производство", пользуются "формовщики машинной формовки", "формовщики по выплавляемым моделям" и "формовщики ручной формовки", участвующие в литье.
Таким образом, пенсия в связи с особыми условиями труда назначается только формовщикам машинной формовки, формовщикам по выплавляемым моделям, формовщикам ручной формовки, в связи с чем, не все формовщики пользуются правом на пенсионные льготы, так как у рабочих одной и той же профессии могут быть различные условия труда, с учетом особенностей технологического процесса работы.
В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. Выпуск 2. Разделы: "Литейные работы"; "Сварочные работы"; "Котельные, холодноштамповочные, волочильные и давильные работы"; "Кузнечно-прессовые и термические работы"; "Механическая обработка металлов и других материалов"; "Металлопокрытия и окраска"; "Эмалирование"; "Слесарные и слесарно-сборочные работы", утвержденном постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16.01.1985 г N 17/2-54 (утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Минтруда РФ от 15.11.1999 г. N 45) в разделе "Литейные работы" указано наименование профессии "формовщик ручной формовки". Из характеристики работ по должности формовщики ручной формовки следует, что они осуществляют формовку вручную по моделям, в опоках или в почве для простых отливок малых размеров, имеющих на поверхности небольшие выступы, с мелкими и простыми стержнями.
Из характеристики работ по должности формовщик ручной формовки раздела "Металлообработка", подраздела "Литейные работы", ЕТКСРиПР N 344/22 следует, что формовщики ручной формовки производят вручную формовку в почве или в опоках сложных и ответственных отливок по разъемным и скелетным моделям, шаблонам, образцам.
Согласно Постановлению Госкомтруда СССР от 22.04.1991 г. № 190 «О внесении дополнений и изменений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих», характер работы формовщика ручной формовки 3 разряда включает в себя: формовка вручную по моделям и шаблонам, в опоках или в почве крупных простых отливок, а также средних размеров сложных отливок с фасонными поверхностями, с большим числом стержней и отъемных частей. Формовка вручную оболочковых полуформ и стержней для крупных ответственных отливок сложной конфигурации. Склеивание оболочковых форм пульвербакелитом в горячем состоянии. Сборка оболочковых форм с установкой сложных стержней. Изготовление форм по сложным шаблонам и простым скелетным моделям. Формовка вручную по моделям судовой арматуры из углеродистой стали, испытываемых под давлением до 5 МПа (50 атм.), из цветных сплавов, испытываемых при давлении 3 МПа (30 атм.). Сборка форм средней сложности с установкой холодильников и стержней. Набивка и трамбовка форм для особо сложных, крупных и ответственных отливок индивидуального производства, прошпиливание, окраска и крепление форм для сложных и ответственных отливок совместно с формовщиком ручной формовки более высокой квалификации. Управление подъемно-транспортным оборудованием с пола, строповка контейнеров, увязка грузов для подъема и перемещения.
Как следует из вышеуказанной трудовой книжки истца, последний 20.11.1991 г. принят на работу в цех № 1 учеником формовщика ж/б изделий и конструкций, 22.06.1992 г. Кононову О.В. присвоена квалификация формовщика 3 разряда, в данной должности истец проработал по 27.01.1993 г., что подтверждается приказами о приеме на работу № 398 от 20.11.1991 г., о прекращении трудового договора № 8 от 27.01.1993 г., личной карточкой формы Т-2, приказом № 95-к от 22.06.1992 г. о присвоении разрядов рабочим цеха № 1.
Из протокола учредительной конференции АО КГПО «Ивановожелезобетон» от 11.07.1991 г. № 1 следует, что участниками конференции принято решение о создании АОЗТ «Железобетон», которое зарегистрировано на основании решения Ивановского городского Совета народных депутатов от 16.12.1991 г. № 301-7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации предприятия № 0127 серия 401. Данное обстоятельство также подтверждается учредительным договором от 22.08.-11.09.1991 г.
Из представленных сведений Ивановского областного комитета государственной статистики от 21.07.1998 г. № 18-Р-1556 следует, что АОЗТ «Железобетон» зарегистрировано с кодом отрасли народного хозяйства ОКОНХ 71500 – промышленность сборных железобетонных и бетонных (за исключением стеновых материалов) конструкций и изделий, предприятия по производству железобетонных и бетонных(за исключением стеновых материалов) конструкций (включая армированные) и изделия из цементных и бесцементных бетонов.
Суду представлен устав АОЗТ «Железобетон» от 1991 г., из которого следует, что предметом и целью данной организации является сборка железобетонных конструкций, столярных и плотницких изделий, товарного бетона, строительного раствора, утеплителя ФРН, сварных и строительных металлоконструкций, товаров народного потребления, изготовление и монтаж индивидуальных гаражей, оказание платных услуг населению, выполнение проектно-конструкторских, строительно-монтажных работ.
При этом указанные документы не содержат сведений о характере и условиях выполняемой истцом работы.
Согласно пункту 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, Перечню документов, необходимых для установления пенсии, утвержденному Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени, для подтверждения периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение пенсии по старости.
Справка, уточняющая особый характер работы, за указанный период ни в пенсионный орган, ни в суд представлена не была. Какие-либо иные доказательства, подтверждающие занятость истца в спорный период в производстве, предусмотренном Списком № 2, Кононовым О.В. также не представлены.
Тогда как, для включения в специальный стаж спорного периода работы Кононова О.В. в должности формовщика необходимо установить занятость в производстве, предусмотренном Списком № 2, то есть в литейном производстве, а также занятость в течение полного рабочего времени (не менее 80%).
Как следует из показаний представителя третьего лица, АО «Железобетон» и сведений, представленных АО «Железобетон» от 30.07.2020 г. № 306, иные документы, кроме вышеуказанных и оцененных судом, представить не представляется возможным, поскольку документы не сохранились по причине истечения срока хранения. Доказательство того, что производственное объединение «Ивановожелезобетон» имело в своем производстве литейный участок суду не представлено.
Таким образом, из исследованных документов нельзя сделать однозначный вывод о том, что в периоды с 22.06.1992 г. по 27.01.1993 г. Кононов О.В. работал в должности формовщика в производственном объединении «Ивановожелезобетон» в должности, соответствующей льготному Списку № 2.
Сведения о полной занятости истца, о характере работы и структурном подразделении за указанный выше период в должности формовщика в трудовой книжке истца, а также в личной карточке, приказах о приеме на работу и увольнении, о присвоении разряда, расчетных листках, представленных суду отсутствуют, ввиду чего не представляется возможным сделать выводы относительно указанных обстоятельств. Из представленных истцом документов (трудовой книжки, личной карточки формы Т-2) невозможно установить занятость истца в производстве, предусмотренном Списком № 2. Приказы о приеме работника на работу и об увольнении, о присвоении разряда не содержат сведений об особых условиях труда. Имеющиеся в материалах дела копии трудовой книжки, личная карточка, приказы, расчетные листки указывает лишь на занятость истца в названной организации, но не то, что истец работал непосредственно в литейном производстве в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе, что является необходимым условием для подтверждения факта работы в особых условиях труда и соответственно зачета этих периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Более того, из представленной карты специальной оценки условий труда работников № 14 от 10.09.2015 г. следует, что формовщик железобетонных изделий и конструкций правом на досрочное назначение страховой пенсии не имеет.
Таким образом, требования в данной части не подлежат удовлетворению.
Исковые требования Кононова О.В. о включении в специальный стаж периодов его работы с 01.06.1993 г. по 24.10.1996 г. в должности резчика металла на ножницах и прессах в АО «Автокран» также не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно разделу 7 "металлургическое производство" подраздел 18 "обработка и переработка цветных и драгоценных металлов" пункт 3 "прокатное производство" указанного Списка N 1 право на льготное пенсионное обеспечение имеют "резчики металла на ножницах и прессах, занятые на резке горячего металла" (позиция 1072101а-17914).
Из материалов дела усматривается, что согласно записям трудовой книжки 04.02.1993 г. истец был принят на работу в цех № 8 АО «Автокран» учеником резчика, 01.04.1993 г. истцу присвоена вторая специальность стропальщика 2 разряда, 01.06.1993 г. Кононову О.В. присвоена специальность резчика металла на ножницах и прессах 1 разряда, 01.01.1994 г. истцу присвоен второй разряд резчика металла на ножницах и прессах, 01.04.1995 г. истцу присвоен 3 разряд резчика металла на ножницах и прессах, 24.10.1996 г. Кононов О.В. уволен по собственному желанию.
Факт работы истца в АО «Автокран» также подтверждается приказом о приеме на работу № 136 от 04.02.1993 г., приказом № 17-ОПК от 31.05.1993 г., из которого следует, что ученику резчика цеха № 8 Кононову О.В. присвоена специальность резчика металла на ножницах и прессах 1 разряда со сдельной оплатой труда (29-62) с 01.06.1993 г. на основании заключения квалификационной комиссии от 28.05.1993 г., протокол № 120, приказами № I-ОПК от 10.01.1994 г. и № 9-ПК от 20.04.1995 г. о присвоении Кононову очередного разряда, приказом о прекращении трудового договора № 466 от 24.10.1996 г., а также личной карточкой формы Т-2 и справкой работодателя от 12.04.2018 г. № 25 (л.д. 40).
При этом указанные документы не содержат сведений о характере и условиях выполняемой истцом работы. Уточняющая справка, выдаваемая работодателем в подтверждение факта работы с тяжелыми условиями труда, истцом не представлена.
Судом установлено, что в настоящее время ОАО «Автокран» (ранее АО «Автокран») назначен конкурсный управляющий Цыганков Д.А.
Согласно сведениям, представленным конкурсным управляющим Цыганковым Д.А., вся документация ОАО «Автокран» по личному составу (в т.ч. приказы, положения и т.д.) сдана в ГБУ Ивановской области «Государственный архив Ивановской области». В связи с чем, у конкурсного управляющего отсутствует запрашиваемая судом документация в отношении Кононова О.В.
Из списка профессий и должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение работников АО «Автокран» следует, что имеют право на назначение досрочной страховой пенсии по старости работники цеха № 8 следующих профессий: газорезчики, электросварщики ручной (дуговой) сварки, чистильщики металла, изделий и деталей. При этом профессия резчика металла на ножницах и прессах в данный список не включена.
Из перечня профессий и должностей рабочих, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и N 2 (приложения 7, 8 и 8), следует, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют рабочие цеха № 8 по профессии: чистильщики металла, отливок, изделий и деталей, занятые на очистке дробью металла и металлических изделий и изделий, электросварщики на ручной сварке, маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. При этом профессия резчика металла на ножницах и прессах в данные списки не включена.
Из лицевых счетов, имеющихся в деле, следует, что Кононов О.В. работал постоянно полный рабочий день. Однако из данных документов невозможно установить, в каком производстве он работал. Документов о том, к какому производству относился цех № 8 АО «Автокран», суду истцом не представлено.
Кроме того, из справки, выданной АО «Автокран» 12.04.2018 г. № 25, следует, что Кононов О.В. права на досрочную страховую пенсию не имеет (л.д. 40).
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в соответствии со ст, 56 ГПК РФ, истцом не представлено достаточных и допустимых доказательств того, что он в спорный период выполнял работы по резке металла на ножницах и прессах, занятым на резке горячего металла в течение полного рабочего дня.
Исходя из установленных обстоятельств, суд считает, что стаж работы истца втяжелых условиях труда на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составлял менее требуемых 12 лет 6 месяцев, а потому оснований для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» не имеется, что является основанием для отказа Кононову О.В. в удовлетворении исковых требований.
На основании вышеизложенного, доводы представителя истца суд считает несостоятельными.
Учитывая, что заявленныеисковыетребования истца отклонены в полном объеме, судебные расходы, понесенные им в ходе рассмотрения настоящего дела, не подлежат взысканию с ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Кононова ФИО17 к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городских округах Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Ивановской области о защите пенсионных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: /С.К. Орлова/
Решение изготовлено в окончательной форме 29 сентября 2020 года
Судья: /С.К. Орлова/