Дело № 2-5260/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Якутск 15 июня 2018 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., с участием истца Курбатовой Е.В., представителя ответчика Ефимовой О.М., при секретаре Ильине С.В., рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Курбатовой Елены Владимировны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» о признании приказа от 06.03.2018г. №37 «О выявленных контрольным мероприятием нарушениях в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» в части привлечения к ограниченной материальной ответственности и удержания из заработной платы 5% до полного погашения суммы ущерба 80 737 руб. 60 коп. незаконным и его отмене,
УСТАНОВИЛ:
Истец Курбатова Е.В. обратилась в суд к ответчику Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» (далее учреждение) с иском о признании приказа от 06.03.2018г. №37 «О выявленных контрольным мероприятием нарушениях в финансово-экономической и хозяйственной деятельности в части привлечения к ограниченной материальной ответственности и удержания из заработной платы 5% до полного погашения суммы ущерба 80 737 руб. 60 коп. незаконным и его отмене. При этом в обоснование иска указывает, что истец с 17.11.2010 г. работает в учреждении в должности ___ финансово-экономического отделения, что подтверждается приказом от 17.11.2010г. №216 и трудовым договором. Приказом военного комиссара Республики Саха (Якутия) от 06.03.2018г. №37 «О выявленных контрольным мероприятием нарушениях в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» она привлечена к ограниченной материальной ответственности и с 01 апреля 2018г. и ежемесячно подлежит удержанию из ее заработной платы 5% до полного погашения суммы ущерба 80 737 руб. 60 коп. Считает вышеуказанный приказ незаконным. В период с 20.06.2017 по 13.07.2017 г. в отношении учреждения было проведено выездное контрольное мероприятие финансово-экономической и хозяйственной деятельности истца. По итогам контрольного мероприятия был выявлен материальный ущерб по излишним денежным выплатам, образовавшимся в результате неположенных выплат заработной платы на сумму 1 718 385,80 руб. Указанная сумма была включена в книгу учета недостач учреждения. В частности в ходе указанного контрольного мероприятия было выявлено, что в нарушение положений Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010г. №541н, допускались случаи комплектования должностей фельдшеров военных комиссариатов работниками имеющими среднее профессиональное образование и сертификаты специалистов по специальности «Сестринское дело». В то время как следовало комплектовать указанные должности работниками, которые имеют среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» и сертификат специалиста по этой же специальности. Указанные нарушения допущены в 6 военных комиссариатах городов и улусов Республики Саха (Якутия), что привело к переплатам по заработной плате работников. Кроме того, фельдшеру отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата Томпонского улуса, имеющей среднее профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», был установлен должностной оклад по высшей квалификационной категории. По результатам служебного административного расследования учреждения было установлено, что выявленные в ходе контрольного мероприятия неположенные выплаты (переплаты) были произведены на основании приказов военного комиссара Республики Саха (Якутия), до подписания приказа военным комиссаром проект приказа проходил финансовую и правовую экспертизы. Проекты приказом готовили работники строевого отделения (начальник отделения или старший помощник начальника отделения). Указанная сумма ущерба в размере 80 737 руб. 60 коп. получилась в результате деления излишне выплаченных сумм между другими должностными лицами. Считает, что ее вина работодателем не установлена, так как должностные оклады медицинским работникам устанавливаются при приеме на работу на основании представленных работником в строевое отделение документов, а именно диплом об образовании, сертификат специализации, подтверждение его квалификации. При проведении финансовой экспертизы проектов приказов военного комиссара Республики Саха (Якутия) от 08.09.2011г. №166, от 02.09.2013г. №160, от 30.07.2014г. №124, от 31.03.2015г. №55, от 19.08.2015г. №146 первичных документов при приеме на работу работников она не видела, проекты приказов готовит строевое отделение. Просит признать приказ от 06.03.2018г. №37 «О выявленных контрольным мероприятием нарушениях в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» в части привлечения к ограниченной материальной ответственности и удержания из заработной платы 5% до полного погашения суммы ущерба 80 737 руб. 60 коп. незаконным и отменить.
В суде истец Курбатова Е.В. иск поддержала и просит удовлетворить.
В суде представитель ответчика Ефимова О.М. считает исковое заявление необоснованным и просит отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 233 Трудового кодекса РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено Кодексом или иными федеральными законами. Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение или ухудшение наличного имущества работодателя, а также необходимость для него произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. Пределы материальной ответственности работника установлены ст. 241 Трудового кодекса РФ размерами его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено указанным Кодексом или иными федеральными законами. В силу ст. 247 Трудового кодекса РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
На основании положений ст. 248 Трудового Кодекса РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 52 от 16.11.2006 г. "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю" именно работодатель обязан доказать противоправность поведения (действия или бездействия) причинителя вреда; вину работника в причинении ущерба; причинно-следственную связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности, а также отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
Из материалов дела следует, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности ___ финансово-экономического отделения, что сторонами не оспаривается. Приказом военного комиссара Республики Саха (Якутия) от 06.03.2018г. №37 «О выявленных контрольным мероприятием нарушениях в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» истец привлечена к ограниченной материальной ответственности путем ежемесячного удержания с 1 апреля 2018 года из ее заработной платы 5% до полного погашения суммы ущерба в размере 80 737 руб. 60 коп.
В период с 20.06.2017 по 13.07.2017 г. в отношении учреждения было проведено выездное контрольное мероприятие проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности. По итогам проверки был выявлен материальный ущерб по излишним денежным выплатам, образовавшимся в результате неположенных выплат заработной платы работникам на сумму 1 718 385,80 рублей. Указанная сумма была включена в книгу учета недостач учреждения. В частности в ходе указанного контрольного мероприятия было выявлено, что в нарушение положений Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010г. №541н, допускались случаи комплектования должностей фельдшеров военных комиссариатов работниками имеющими среднее профессиональное образование и сертификаты специалистов по специальности «Сестринское дело». В то время как следовало комплектовать указанные должности работниками, которые имеют среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» и сертификат специалиста по этой же специальности. Указанные нарушения допущены в 6 военных комиссариатах городов и улусов Республики Саха (Якутия), что привело к переплатам по заработной плате работников. Кроме того, фельдшеру отделения (подготовки и призыва граждан на военную службу) военного комиссариата Томпонского улуса, имеющей среднее профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», был установлен должностной оклад по высшей квалификационной категории.
По результатам заключения административного расследования учреждения от 26.02.2017 года было установлено, что выявленные в ходе контрольного мероприятия неположенные выплаты (переплаты) были произведены на основании приказов военного комиссара Республики Саха (Якутия), до подписания приказа военным комиссаром проект приказа проходил финансовую и правовую экспертизы. Проекты приказов готовили работники строевого отделения (начальник отделения или старший помощник начальника отделения). Указанная сумма ущерба в размере 80 737 руб. 60 копеек получилась в результате деления излишне выплаченных сумм между другими виновными должностными лицами.
Согласно п. 82 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинский частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014г. N255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008г. N583» для определения размеров должностных окладов медицинских и фармацевтических работников в воинской части или организации создается постоянно действующая комиссия, состав которой определяется приказом руководителя воинской части или организации. Результаты работы комиссии оформляются тарификационным списком медицинских и фармацевтических работников, который подписывается всеми ее членами и утверждается руководителем воинской части или организации.
Между тем, в нарушение нормы вышеуказанного Положения ответчиком постоянно действующая комиссия для определения размеров должностных окладов медицинских и фармацевтических работников в учреждении не создавалась, тарификационные списки медицинских работников не оформлялись, что подтверждается актом выездного контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенного в отношении Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) от 13 июля 2017г. №30.
В нарушение ч.1 ст.248 ТК РФ приказ работодателя о взыскании ущерба с истца вынесен с нарушением месячного срока со дня со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. При несоблюдении месячного срока издания приказа работодатель может взыскать причиненный работником ущерб только в судебном порядке (ч. 2 ст. 248 ТК РФ).
Представитель ответчика не представила суду достоверные и бесспорные доказательства, подтверждающие противоправность поведения работника Курбатовой Е.В., ее вину в причинении ущерба, причинно-следственную связь между ее поведением и наступившим ущербом, наличие прямого действительного ущерба, соблюдение процедуры проверки, установленной ст. 247 ТК РФ. Следовательно, приказ ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» от 06.03.2018г. №37 «О выявленных контрольным мероприятием нарушениях в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» в части привлечения к ограниченной материальной ответственности начальника финансово-экономического отделения Курбатовой Е.В. и удержания из ее заработной платы 5% до полного погашения суммы ущерба в размере 80 737 руб. 60 копеек является незаконным и подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Курбатовой Елены Владимировны к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» о признании приказа ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» от 06.03.2018г. №37 «О выявленных контрольным мероприятием нарушениях в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» в части привлечения ее к ограниченной материальной ответственности и удержания из ее заработной платы 5% до полного погашения суммы ущерба в размере 80 737 руб. 60 копеек незаконным и его отмене удовлетворить.
Признать приказ ФКУ «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)»от 06.03.2018г. №37 «О выявленных контрольным мероприятием нарушениях в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)» в части привлечения Курбатовой Елены Владимировны к ограниченной материальной ответственности и удержания из ее заработной платы 5% до полного погашения суммы ущерба в размере 80 737 руб. 60 копеек незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке через Якутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий - судья О.Д. Филиппов