Дело № 2-101/2022 Мотивированное решение изготовлено 26.09.2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2022 года Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Гуськовой О.Б.,
при секретере Чапиевой М.А.,
с участием истца Батырова В.Н., представителя истца Фоминой С.И., ответчиков Гарифуллина Р.Р. и Гарифуллина Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батырова В. Н. к Гарифуллину Р. Р., Гарифуллину Э. Р. о признании отказа от наследства недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Б. Н.Б. обратился с иском к Гарифуллину Р.Р., Гарифуллину Э.Р. о признании отказа от наследства недействительным.
Определением суда от 12.04.2022 года Б. Н.Б. был заменен на Батырова В. Н. в связи со смертью.
В обоснование иска истец указал, что 11.05.2021 года скончалась дочь Б.Н.Б. Г.З.Н., < дд.мм.гггг > года рождения. Б. Н.Б. являлся наследником умершей первой очереди, ответчики – дети умершей. При жизни Г.З.Н. принадлежало имущество – квартира по адресу: < адрес >, 1/2 доли в праве собственности на которую Б. Н.Б. подарил Г.З.Н. 18.09.2020 года. Кроме того, Г.З.Н. принадлежали денежные средства в банках. Смерть дочери явилась для Б.Н.Б. неожиданной и тяжелой утратой, поскольку она была единственным родственником, которому доверял Б.Н.Б.. 23.05.2021 года Б. Н.Б., находясь в тяжелом эмоциональном состоянии после смерти дочери и ее похорон, не осознавая значение своих действий, под руководством ответчиков подписал у нотариуса Златопольской М.В. отказ от наследства, оставшегося после смерти Г.З.Н. Нотариус при принятии заявления от Б.Н.Б., не разъяснила ему положения ст.292 Гражданского кодекса РФ о том, что он может быть выселен новыми собственниками из квартиры. У Б.Н.Б. не было жилого помещения на момент отказа от наследства. Б. Н.Б. имел 7 классов образования, работал трактористом, не имел специального юридического образования. Он был башкиром по национальности, не мог в совершенстве владеть русским языком. Б. Н.Б. плохо слышал. Ответчики, воспользовавшись болезненным состоянием Б.Н.Б., не сообщили Батырову В.Н. о смерти сестры, не дали истцу возможность разъяснить отцу последствия отказа от наследства. Ссылаясь на ст.166, 177 ГК РФ, истец просит признать заявление Б.Н.Б. об отказе от принятия наследства после смерти Г.З.Н. от 23.05.2021 года недействительным.
В судебном заседании истец и его представитель адвокат Фомина С.И. поддержали требования и доводы иска, дополнительно суду пояснили, что нотариус не разъяснила Б.Н.Б. последствия отказа от наследства в той части, что ответчики, став собственниками квартиры, могли выселить его. Нотариус нарушила основы законодательства о нотариате. Ответчики воспользовались психологическим состоянием Б.Н.Б. после смерти дочери и уговорили его отказаться от наследства. Квартира по ул.Машиностроителей незадолго до смерти Г.З.Н. была подарена ей Б.Н.Б.. Б.Н.Б. не нуждался в постороннем уходе. Семья Гарифуллиных настроила его против сына, и Б. В.Н. не общался с отцом около 8 месяцев. Они не сообщили Батырову В.Н. о смерти сестры, и запретили это делать Б.Н.Б. Отец говорил Батырову В.Н., что он отказался от наследства и стал бомжом.
Ответчики Гарифуллин Э.Р. и Гарифуллин Р.Р. иск не признали, суду пояснили, что между Батыровым В.Н. и Б.Н.Б. не было близких отношений. Б. В.Н. систематически оказывал на отца психологическое и физическое давление с целью получения денег, создавая для отца невыносимые условия проживания. Б. В.Н. ранее был зарегистрирован в квартире по ул.Машиностроителей. Все приложенные завещания и договоры дарения свидетельствуют о том, что Б. Н.Б. доверял только своей дочери и ее детям Гарифуллину Э.Р. и Гарифуллину Р.Р. Среди наследников и одаряемых сын Батыров В.Н. не фигурирует. На момент подписания отказа от наследства Б. Н.Б. не имел каких-либо психических отклонений, что подтверждается справкой из больницы и заключением экспертизы. Батыров В.Н. имеет многочисленные задолженности перед банками и иными организациями, что подтверждается распечаткой с сайта ФССП, преследует корыстные цели, поддерживая данный иск. Б. Н.Б. хорошо знал русский язык, общался на нем с дочерью и внуками. Ни Г.З.Н., ни ответчики башкирского языка не знают. При отказе от наследства Б. Н.Б. осознавал значение своих действий. Они никогда не выселили бы деда на улицу.
Третье лицо нотариус Златопольская М.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица и вынести решение.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.1111 Гражданского кодекса РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, наследодатель Г.З.Н., < дд.мм.гггг > года рождения, скончалась 11.05.2021 года (том 1, л.д.37).
Согласно ст.1141 Гражданского кодекса РФ, наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотреннойстатьями 1142-1145и1148настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования(статья 1117), либо лишены наследства(пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления(статья 1146).
В соответствии с п.1 ст.1142 Гражданского кодекса РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследниками Г.З.Н. первой очереди являются ее отец Б.Н.Б. и дети Гарифуллин Р. Р. и Гарифуллин Э. Р. (том 1, л.д.40, 41).
Согласно ст.1112 Гражданского кодекса РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено, что Г.З.Н. на момент смерти являлась собственником однокомнатной квартиры по адресу: < адрес > (кадастровый < № >) на основании договора дарения от 18.09.2020 года и договора купли-продажи от 20.08.2020 года (том 1, л.д.49, 50). 1/2 доли вышеуказанной квартиры была подарена Г.З.Н. Б.Н.Б.
Согласно пункту 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии со ст.1157 Гражданского кодекса РФ, наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц(статья 1158)или без указания лиц, в пользу которых он отказывается от наследственного имущества.
При наследованиивыморочного имуществаотказ от наследства не допускается.
Наследник вправе отказаться от наследства в течение срока, установленного для принятия наследства(статья 1154), в том числе в случае, когда он уже принял наследство.
Если наследник совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства(пункт 2 статьи 1153), суд может по заявлению этого наследника признать его отказавшимся от наследства и по истечении установленного срока, если найдет причины пропуска срока уважительными.
Отказ от наследства не может быть впоследствии изменен или взят обратно.
Согласно п.1 ст.1159 Гражданского кодекса РФ, отказ от наследства совершается подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии сзакономвыдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника об отказе от наследства.
Судом установлено, что после смерти Г.З.Н. нотариусом Златопольской М.В. заведено наследственное дело < № > (том 1, л.д.36-51). С заявлениями о принятии наследства после смерти Г.З.Н. обратились ее сыновья Гарифуллин Р.Р. и Гарифуллин Э.Р. Б. Н.Б. 23 мая 2021 года подал заявление об отказе от наследства (том 1, л.д.39).
Б.Н.Б., < дд.мм.гггг > года рождения, уроженец Башкирской АССР, < данные изъяты >, скончался 14.09.2021 года (том 1, л.д.128).
Наследниками Б.Н.Б. первой очереди являются его сын Батыров В. Н. и внуки Гарифуллин Э. Р. и Гарифуллин Р. Р. (дети Г.З.Н., умершей 11.05.2021 года).
Все вышеуказанные лица обратились к нотариусу С.Н.А., по их заявлениям заведено наследственное дело < № > (том 1, л.д.126-160).
В силу пп.1, 2 ст.166 Гражданского кодекса РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
В соответствии с п.1 ст.177 Гражданского кодекса РФ, сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
В ходе рассмотрения дела была назначена и проведена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза в отношении Б.Н.Б.
Согласно заключению экспертов, у Б.Н.Б. не выявлено диагностических критериев, достаточных для квалификации какого-либо психического расстройства, в том числе и на период отказа от наследства 23.05.2021 года. Убедительных данных за выраженное интеллектуально-мнестическое снижение, снижение социально-бытовой адаптации не выявлено. Данных, которые могли бы оказать существенное влияние на его способность к осознанному принятию решения и его исполнению в юридически значимый период, не выявлено. У Б.Н.Б. не выявлено признаков внушаемости, зависимой личности, пассивно-подчиняемого типа поведения. По заключению экспертов, у Б.Н.Б. не выявлено состояния, которое бы лишало его возможности понимать значение своих действий и руководить ими (том 2, л.д.39-46).
Заключение экспертов истцом не оспаривается. Не доверять заключению экспертов у суда оснований не имеется, поскольку оно составлено на основании изучения материалов дела, медицинской документации, специалистами, не заинтересованными в исходе дела. Выводы экспертов однозначны и не могут толковаться двояко.
Из материалов дела следует, что Б. Н.Б. не состоял на учете в психиатра (том 1, л.д.111), не нуждался в посторонней помощи. В юридически значимый период, 07.07.2021 года Б. Н.Б. совершил две сделки дарения принадлежащего ему имущества (доли в праве на земельный участок и гараж) своему внуку Гарифуллину Р.Р. (том 1, л.д.109, 110). Данное обстоятельство свидетельствует о близких и теплых отношениях между дедом и внуком. Совершение сделки дарения доли в спорной квартире 18.09.2020 года между Б.Н.Б. и Г.З.Н. также свидетельствует о близких и родственных отношениях между ними. Решением Орджоникидзевского районного суда г.Екатеринбурга от 15.06.2022 года, вступившим в законную силу, Батырову В.Н. было отказано в иске к Гарифуллину Р.Р. о признании вышеуказанных договоров недействительными.
С Батыровым В.Н., у Б.Н.Б., были напротив, неприязненные отношения, вызванные асоциальным поведением истца. Из постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел видно, что Б. Н.Б. на протяжении 2019-2020 года неоднократно обращался в полицию с заявлениями об угрозах со стороны сына, вымогательстве денежных средств (том 1, л.д.94-103). Из пояснений самого истца следует, что он не поддерживал отношения с отцом на протяжении 8 месяцев до мая 2021 года.
Доверенность на имя Батырова В.Н., в том числе с правом на обращение в суд, была выдана Б.Н.Б. 20.08.2021 года (том 1, л.д.12), при том, что в этот день наследодатель уже чувствовал себя больным, у него был диагностирован ковид-19, и 23.08.2021 года он был госпитализирован, а 14.09.2021 года скончался в больнице (том 1, л.д.207-250). С учетом этого, установить действительную волю Б.Н.Б. на обращение в суд не представляется возможным.
Таким образом, доказательств нахождения Б.Н.Б. в состоянии, которое бы препятствовало ему понимать значение своих действий на момент отказа от наследства, не добыто, суд отклоняет доводы стороны истца о болезненном состоянии Б.Н.Б.
Судом также не установлено обстоятельств нарушения со стороны нотариуса Златопольской М.В. при принятии отказа от наследства.
В силу ч.1 ст.16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицамсодействиев осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
В соответствии с ч.1 ст.43 вышеуказанных Основ, при удостоверении сделок нотариус осуществляет проверку дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также наличия волеизъявления заявителей.
Согласно ст.62 Основ, нотариус по месту открытия наследства в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации принимает заявления о принятии наследства или об отказе от него. Заявление о принятии наследства или об отказе от него должно быть сделано в письменной форме.
Стороной истца не представлено доказательств нарушения нотариусом Златопольской М.В. требований закона при подписании Б.Н.Б. отказа от наследства. Как следует из заявления, Б.Н.Б. были разъяснены положения ст.ст.1157, 1158, 1111, 1142 Гражданского кодекса РФ, дееспособность заявителя была проверена, текст заявления был прочитан вслух. Б. Н.Б. лично расписался в заявлении об отказе от наследства. Обязанности нотариуса разъяснять положения ст.292 Гражданского кодекса РФ законом не установлено.
Истцом также не представлено доказательств того, что Б. Н.Б., будучи башкиром по национальности, недостаточно владел русским языком. Все заявления, договоры дарения от 2020 и от 2021 года написаны на русском языке, прочитаны Б.Н.Б. и подписаны им также на русском языке. При обращении в ГКБ № 14 23.08.2021 года Б. Н.Б. изъяснялся на русском языке, анамнез собран с его слов (том 1, л.д.216). Наличие неполного среднего образования не препятствовало Б.Н.Б. в заключении многочисленных сделок на протяжении последнего года его жизни.
Таким образом, никаких предусмотренных законом оснований для признания отказа Б.Н.Б. от наследства недействительным не имеется, в иске должно быть отказано. С учетом отказа в иске понесенные истцом судебные расходы взысканию с ответчиков не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Батырова В. Н., < дд.мм.гггг > года рождения СНИЛС < № >), к Гарифуллину Р. Р., < дд.мм.гггг > года рождения (СНИЛС < № >), Гарифуллину Э. Р., < дд.мм.гггг > года рождения (ИНН < № >) о признании отказа от наследства Б.Н.Б., < дд.мм.гггг > года рождения, умершего 14.09.2021 года, недействительным оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Орджоникидзевский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.Б.Гуськова