Решение по делу № 2а-2398/2017 от 13.09.2017

К делу 2а-2398/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 30 октября 2017 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Коблева С.А.,

при секретаре Трусове О.А.,

с участием представителя административного истца администрации МО Темрюкский район Мануйловой С.А.,

представителя административного ответчика администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района Архиповой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации МО <адрес> к администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Голубицкого сельского поселения <адрес>» и постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене некоторых постановлений администрации Голубицкого сельского поселения <адрес>»,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО Темрюкский район обратилась в Темрюкский районный суд с указанным административным исковым заявлением, обосновывая свои требования тем, что постановлением администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для муниципальных нужд Голубицкого сельского поселения <адрес> – под артезианские скважины изъяты земельные участки из земель населенных пунктов находящийся в государственной или муниципальной собственности: общей площадью 2130 кв.м, местоположение: <адрес>, прилегающая территория к водозабору пансионата «Лада», органичен с севера и юга - земли Голубицкого сельского поселения, с востока - <адрес>, с запада - водозабор пансионата «Лада»; общей площадью 1200 кв.м, местоположение: <адрес>, в районе ДНТ «Кавказ», ограничен с севера, юга, востока - земли Голубицкого сельского поселения, с запада - <адрес> ДНТ «Кавказ». Данное постановление является незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца, поскольку администрация МО <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ является распорядителем земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района. Земельные участки, находящиеся в неразграниченной государственной собственности не подлежат изъятию для муниципальных нужд. Принятое администрацией Голубицкого сельского поселения незаконное решение по распоряжению муниципальной землей (в данном случае изъятии в собственность поселения) затрагивает публичные интересы муниципального органа по исполнению отдельных государственных полномочий. Кроме того, согласно ст. 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают: доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений и межселенных территорий муниципальных районов, - по нормативу 100 процентов. Изъятие земельного участка, относящегося к неразграниченной государственной собственности и передача их в муниципальную собственность, лишает муниципальное образование <адрес> не только право на распоряжение земельным участком, но и на прямую влияет на права и законные интересы муниципального образования, как получателя дохода, за счет которого формируется бюджет муниципального образования, расходуемый в последующем в интересах неопределенного круга лиц. Артезианские скважины не являются исключительным случаем для достижения общественно-полезных целей, реализация которых не возможна без изъятия земельных участков в муниципальную собственность. В силу закона к решению об изъятии должна прилагаться схема расположения земельного участка, если подлежащий изъятию земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка. Данный документ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № не указан и не приложен. Кроме того, как указано в представлении прокурора <адрес> об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №.01-2017, направленного в адрес администрации МО <адрес> в нарушении п. 2 ч. 10 ст. 56.6 ЗК РФ администрацией Голубицкого сельского поселения не обеспечено опубликование решения об изъятии в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. Копия постановления об изъятии земельных участков направлена в регистрирующий орган в 2017 году (а законном предусмотрено в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии). Таким образом, при принятии решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд администрацией Голубицкого поселения были грубо нарушены требования ст. 49, 56.2, 56.3, 56.6 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ. О нарушении своих прав и законных интересов администрация муниципального образования <адрес> узнала после получения представления прокурора <адрес> об устранении нарушений земельного законодательства – ДД.ММ.ГГГГ, поэтому срок для обжалования постановления административным истцом не пропущен.

Представитель административного истца администрации МО <адрес> по доверенности Мануйлова С.А. в судебном заседании в порядке ст. 46 КАС РФ уточнила заявленные требования, просила признать незаконными действия администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> по принятию постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Голубицкого сельского поселения <адрес>» и постановления администрации Голубицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене некоторых постановлений администрации Голубицкого сельского поселения <адрес>», признать недействительными постановление администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Голубицкого сельского поселения <адрес>» и постановление администрации Голубицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене некоторых постановлений администрации Голубицкого сельского поселения <адрес>», сославшись на те же обстоятельства, дополнительно пояснив, что постановлением администрации Голубицкого сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено в порядке самоконтроля оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ №. Действия администрации Голубицкого сельского поселения по принятию указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ № являются незаконными, в силу чего само постановление является недействительным, так как не соответствует требованиям ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрация Голубицкого сельского поселения обязана была обосновать необходимость отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ № и указать, каким нормам законодательства, действовавшим в период его принятия, оно не соответствует.

Представитель административного ответчика администрации Голубицкого сельского поселения Темрюкского района по доверенности Архипова О.М. при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.

Представитель Темрюкского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, будучи надлежаще извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. От представителя по доверенности Пиценко С.В. поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие и принятии решения на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, находит административный иск администрации МО <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно постановлению администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № для муниципальных нужд Голубицкого сельского поселения <адрес> – под артезианские скважины изъяты земельные участки из земель населенных пунктов находящийся в государственной или муниципальной собственности: общей площадью 2130 кв.м, местоположение: <адрес>, прилегающая территория к водозабору пансионата «Лада», органичен с севера и юга - земли Голубицкого сельского поселения, с востока - <адрес>, с запада - водозабор пансионата «Лада»; общей площадью 1200 кв.м, местоположение: <адрес>, в районе ДНТ «Кавказ», ограничен с севера, юга, востока - земли Голубицкого сельского поселения, с запада - <адрес> ДНТ «Кавказ».

Из оспариваемого постановления следует, что оно принято в соответствии со ст. 49, 56.2,56.6 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 279 ГК РФ в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

К государственным или муниципальным нуждам ст. 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объектов федерального транспорта, объектов связи федерального значения, а также объектов транспорта, объектов связи регионального значения, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объектов, обеспечивающих космическую деятельность; линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий; объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).

То есть решение об изъятии земельного участка для государственных (муниципальных) нужд может быть принято только в исключительных случаях для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без вмешательства органов государственной власти или местного самоуправления в частные интересы.

При этом под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.

Согласно ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории, в противном случае принятие решения об изъятии земельных участков должно быть обосновано одним из перечисленных в п. 2 данной статьи документов (решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора); лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя); решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Суд считает, что требования данных норм закона администрацией Голубицкого сельского поселения при принятии решения об изъятии указанных земельных участков для муниципальных нужд были грубо нарушены.

Так, в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распорядителем земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ является администрация МО <адрес>.

РџСЂРё таких обстоятельствах изъятие РІ собственность Голубицкого сельского поселения указанных земельных участков затрагивает публичные интересы муниципального органа РїРѕ исполнению отдельных государственных полномочий, поскольку, РІ том числе, лишает муниципальное образование <адрес> РЅРµ только права РїРѕ распоряжению земельным участком, РЅРѕ Рё РЅР° РїСЂСЏРјСѓСЋ влияет РЅР° права Рё законные интересы муниципального образования РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 92 БК Р Р¤, как получателя РґРѕС…РѕРґР°, Р·Р° счет которого формируется бюджет муниципального образования, расходуемый РІ последующем РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц.    

Кроме того, артезианские скважины не являются тем исключительным случаем для достижения общественно-полезных целей, реализация которых невозможна без изъятия земельного участка в муниципальную собственность.

В соответствии с положениями статьи 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие.

В решении об изъятии должны быть указаны изымаемые земельные участки, в том числе земельные участки, подлежащие образованию, и расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, а также цель изъятия земельных участков, реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется изъятие.

К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков. В этом случае решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.

Сведений о схеме расположения земельного участка в оспариваемом постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № не указано, к постановлению она не приложена.

В силу п.п. 2 п. 7 ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии не может быть принято в случае, если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц, то есть, земельные участки, находящиеся в неразграниченной государственной собственности не подлежат изъятию для муниципальных нужд.

Кроме того, согласно внесенному прокурором <адрес> представлению об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №.01-2017 года, направленному администрации МО <адрес>, администрацией Голубицкого сельского поселения в нарушение п. 2 ч. 10 ст. 56.6 ЗК РФ не было обеспечено опубликование решения об изъятии в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. Копия постановления об изъятии земельного участка направлена в регистрирующий орган в 2017 году, то есть с нарушением предусмотренного законом срока (в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии).

После прокурорской проверки администрацией Голубицкого сельского поселения <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено постановление администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях приведения нормативно правовых актов в соответствие с действующим законодательством, то есть в порядке самоконтроля.

В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Вместе с тем реализация органами местного самоуправления указанных полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от их усмотрения и осуществляться произвольно.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Таким образом, администрация Голубицкого сельского поселения обязана была обосновать необходимость отмены постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, указать каким нормам законодательства, действовавшим в период его принятия, оно не соответствует, чего сделано не было.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает действия администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> по принятию постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Голубицкого сельского поселения <адрес>» и постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене некоторых постановлений администрации Голубицкого сельского поселения <адрес>» незаконными, а указанные постановления недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> по принятию постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Голубицкого сельского поселения <адрес>» и постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене некоторых постановлений администрации Голубицкого сельского поселения <адрес>».

Признать недействительным постановление администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд Голубицкого сельского поселения <адрес>».

Признать недействительным постановление администрации Голубицкого сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене некоторых постановлений администрации Голубицкого сельского поселения <адрес>».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: С.А. Коблев

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2а-2398/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО ТР
Ответчики
Администрация Голубицкого сельского поселения ТР
Суд
Темрюкский районный суд Краснодарского края
Судья
Коблев С.А.
Дело на сайте суда
temruksky.krd.sudrf.ru
13.09.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.09.2017[Адм.] Передача материалов судье
14.09.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
05.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.10.2017[Адм.] Судебное заседание
30.10.2017[Адм.] Судебное заседание
03.11.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее