Председательствующий Стрельцова Е.Г.
УИД № 19RS0001-02-2023-003149-80
Дело № 33-2161/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Топоева А.С.,
судей Балашовой Т.А., Хлыстак Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Топоевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Министерства здравоохранения Республики Хакасия Редькиной Ю.Н. на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 мая 2023 года, которым частично удовлетворен иск Министерства здравоохранения Республики Хакасия к Олейник Наталье Андреевне о взыскании единовременной компенсационной выплаты, неустойки.
Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., объяснения представителя истца Редькиной Ю.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Министерство здравоохранения Республики Хакасия обратилось в суд с иском к Олейник Н.А. о взыскании единовременной компенсационной выплаты, неустойки. Требования мотивировало тем, что ДД.ММ.ГГГГ между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Хакасия «Усть-Абаканская районная больница» (далее - ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница») и Изместьевой Н.А. (после смены фамилии – Олейник) был заключен трудовой договор о принятии на работу фельдшером скорой медицинской помощи. ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Хакасия и ответчиком в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб. В соответствии с пунктом 2.3.1 договора ответчик приняла на себя обязательство отработать в течение пяти лет в ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница». ДД.ММ.ГГГГ денежные средства перечислены на расчетный счет ответчика. ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора прекращено по инициативе работника. Поскольку Олейник Н.А. уволилась до истечения пяти лет, просило взыскать с нее в пользу Министерства здравоохранения Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока, в размере 367 743 руб. 70 коп., неустойку в связи с несвоевременным исполнением обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 69 503 руб. 56 коп., а также с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического исполнения обязательства.
В судебном заседании представитель истца Редькина Ю.Н. настаивала на удовлетворении исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований. Взыскал с Олейник Н.А. в пользу Министерства здравоохранения Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты в размере 367 743 руб. 70 коп., в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 877 руб. 43 коп. В удовлетворении остальных требований отказал.
С решением суда не согласна представитель истца Редькина Ю.Н.
В апелляционной жалобе она просит его отменить в части отказа во взыскании договорной неустойки за несвоевременное исполнение обязанности по возврату части единовременной компенсационной выплаты, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование своих доводов указывает, что суд первой инстанции неправомерно применил к спорным правоотношениям нормы трудового законодательства. Отмечает, что договор о предоставлении ответчику единовременной компенсационной выплаты был заключен Министерством здравоохранения Республики Хакасия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Стороны договора согласовали условие об уплате неустойки в случае неисполнения медицинским работником обязанности по возврату в республиканский бюджет Республики Хакасия части единовременной компенсационной выплаты. В соответствии с требованиями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Обращает внимание, что Министерство здравоохранения Республики Хакасия не является для Олейник Н.А. работодателем, трудовой договор между истцом и ответчиком не заключался. Договор ДД.ММ.ГГГГ № не содержит условий, соответствующих трудовому договору. Заключение трудового договора с медицинским учреждением являлось необходимым условием для заключения договора на получение единовременной компенсационной выплаты, однако его заключение само по себе не влечет трудоустройство медицинского работника в Министерство здравоохранения Республики Хакасия. Считает, что трансформация гражданского права в трудовое право недопустима. Также указывает, что в штате Министерства здравоохранения Республики Хакасия отсутствуют ставки врачей, медицинских сестер, фельдшеров и других медицинских работников. Медицинское учреждение и Министерство здравоохранения Республики Хакасия - это два разных юридических лица, ведущих различную деятельность, отвечающих самостоятельно по своим обязательствам. Ссылается на судебную практику по аналогичным спорам, по которым принимались решения об удовлетворении исковых требований истца.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не поступило.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» и Олейник (Изместьевой) Н.А. был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым ответчик была принята на работу в ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» фельдшером скорой медицинской помощи.
Работа для работника являлась основной, трудовой договор заключен на неопределенный срок, продолжительность рабочего времени – 39-часовая рабочая неделя (пункты 1, 2, 5, 16) (л.д. 7-10).
ДД.ММ.ГГГГ Олейник Н.А. обратилась к министру здравоохранения Республики Хакасия с заявление о заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 руб., представив копию трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Республики Хакасия и Олейник Н.А. был заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с дополнительными условиями, установленными пунктом 12 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек в Республике Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.03.2018 № 84 (л.д. 15 – 16).
На основании указанного договора Министерство здравоохранения Республики Хакасия предоставило ответчику единовременную компенсационную выплату в размере 500 000 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 17).
Согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2 договора медицинский работник принял на себя обязательства: исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106, 107 Трудового кодекса Российской Федерации); возвратить в республиканский бюджет Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 5-7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) в течение пяти рабочих дней с даты прекращения трудового договора, а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам в течение пяти рабочих дней с даты перевода на другую должность или поступления на обучение.
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) медицинским работником обязанности по возврату в республиканский бюджет Республики Хакасия части единовременной компенсационной выплаты в соответствии с п. 2.3.2, 2.3.3 договора медицинский работник уплачивает в бюджет Республики Хакасия неустойку в размере 0,1% от суммы части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату в бюджет Республики Хакасия, за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктами 2.3.2, 2.3.3 договора (п. 3.1 договора).
Приказом ГБУЗ РХ «Усть-Абаканская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ №-к Олейник Н.А. уволена ДД.ММ.ГГГГ с занимаемой должности по инициативе работника (пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации).
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования в части взыскания единовременной компенсационной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что Олейник Н.А., заключая договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты, приняла на себя обязательство отработать не менее пяти лет по трудовому договору, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возвратить в республиканский бюджет Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному периоду. Поскольку ответчик уволилась из медицинской организации по собственной инициативе, не отработав 5 лет и не исполнив обязательство по возврату части компенсационной выплаты, суд пришел к выводу о взыскании с нее части компенсационной выплаты пропорционально неотработанному времени в размере 367 743 руб. 70 коп.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется, его законность в силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебной коллегией не проверяется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда в части отказа во взыскании неустойки.
Оценивая данные доводы, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки за несвоевременное исполнение обязанности по возврату части компенсационной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что спор об исполнении обязательства по отработке у работодателя в течение определенного времени в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, к которому не подлежат применению положения Гражданского кодекса Российской Федерации об исполнении обязательств по договору. Нормы Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривают неустойку в качестве меры ответственности лица, не исполнившего обязательства по заключенному с работодателем трудовому договору, а неустойка, являющаяся одним из способов обеспечения гражданско-правовых обязательств, к трудовым отношениям не применима.
Оснований не согласиться с таким выводом суда судебная коллегия не усматривает.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Названным постановлением (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (на 08.10.2021)) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (Приложение № 7) (далее – Правила).
Подпунктом «а» п. 5 Правил предусмотрено, что условием предоставления субсидии является, в том числе, утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров.
Единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику однократно (п. 6 Правил).
Согласно п. 7 Правил медицинский работник, заключивший с медицинской организацией договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, принимает обязательства: а) исполнять трудовые обязанности в течение 5 лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации); б) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 и пунктами 5 – 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам.
Аналогичные положения закреплены в действующих в настоящее время Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, являющихся Приложением № 5 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.03.2018 № 84 утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек в Республике Хакасия (далее – Порядок).
Пунктом 4 названного Порядка (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) предусмотрено, что единовременная компенсационная выплата предоставляется однократно Минздравом Хакасии на основании заключенного с медицинским работником договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Для заключения договора медицинский работник представляет в Минздрав Хакасии, в том числе: заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по форме, утвержденной Минздравом Хакасии; копию трудового договора, заключенного с государственным учреждением здравоохранения Республики Хакасия, заверенная работодателем; копию трудовой книжки, заверенная работодателем (п. 5 Порядка).
В силу п. 11 Порядка существенными условиями договора являются обязательства медицинского работника:
- исполнять трудовые обязанности в течение пяти лет со дня заключения Договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления Договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного статьями 106 и 107 Трудового кодекса Российской Федерации);
- возвратить в республиканский бюджет Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения 5-летнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) в течение пяти рабочих дней с даты прекращения трудового договора, а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам в течение пяти рабочих дней с даты перевода на другую должность или поступления на обучение;
- возвратить в республиканский бюджет Республики Хакасия часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу (в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) в течение пяти рабочих дней с даты прекращения трудового договора или продлить срок действия Договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника);
- ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных Договором, в том числе по возврату части единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в настоящем пункте.
Из приведенного нормативного правового регулирования порядка предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты следует, что единовременная компенсационная выплата носит целевой характер, предоставляется медицинским работникам с целью стимулировать их переезд на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, направлена на закрепление медицинских кадров в этих населенных пунктах и компенсацию связанных с переездом и обустройством затрат и неудобств, обусловленных менее комфортными условиями проживания. Данная выплата предоставляется медицинским работникам, переехавшим для работы в названных населенных пунктах, однократно в течение их трудовой деятельности.
Обязательным условием ее предоставления является наличие трудового договора, предусматривающего обязанность отработать согласно трудовому договору в течение 5 лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, отношения по предоставлению Олейник Н.А. спорной единовременной компенсационной выплаты не носят гражданско-правового характера и не относятся к денежным обязательствам в смысле, придаваемым гражданским законодательством.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По смыслу приведенных норм права, неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, применяемым в случаях, предусмотренных законом или договором.
Между тем, Правилами предоставления единовременной компенсационной выплаты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640, и Порядком предоставления единовременной компенсационной выплаты, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.03.2018 № 84, возможность взыскания с получателей единовременной компенсационной выплаты неустойки по правилам статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрена, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данных требований.
Таким образом, решение суда в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 мая 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Министерства здравоохранения Республики Хакасия Редькиной Ю.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Топоев
Судьи Т.А. Балашова Е.В. Хлыстак
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.08.2023