Дело № 2а-1006/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2017года с.Владимиро-Александровское
Партизанский районный суд <адрес>
В составе: председательствующего судьи Вахрушевой О.А.
при секретаре Карнауховой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад «Кораблик», администрации Партизанского муниципального района о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Партизанского муниципального района и МБДОУ « Детский сад «Кораблик» о возложении обязанности: а именно на МБДОУ «Детский сад «Кораблик» в течение 2-х месяцев организовать прохождение обязательного медицинского смотра работниками учреждения, на администрацию Партизанского муниципального района- обеспечить финансирование на прохождение обязательного медицинского осмотра работниками учреждения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обосновании иска указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения дошкольным учреждением и администрацией Партизанского муниципального района трудового законодательства, в том числе в сфере охраны труда, по результатам которой установлено, что на прохождение обязательного медицинского осмотра работниками дошкольного образовательного учреждения администрацией Партизанского муниципального района денежные средства не выделялись, при этом медицинский осмотр работниками не пройден.
В судебное заседание стороны не явились, извещены надлежащим образом.
От административного ответчика- администрации Партизанского муниципального района поступили письменные возражения относительно иска, ходатайство о рассмотрении дела без присутствия представителя.
От ответчика – МБДОУ « Детский сад « Кораблик» поступило ходатайство о рассмотрении дела без присутствия представителя, от работников учреждения, не прошедших обязательный медицинский осмотр поступили ходатайства о рассмотрении дела без их присутствия.
Согласно письменным возражениям, ответчик - администрация Партизанского муниципального района с иском не согласилась по следующим основаниям. Финансирование медицинских осмотров педагогических работников неразрывно связано с гарантиями реализации прав на получение образования и, в силу ст. 8 ФЗ « Об образовании в РФ» относится к полномочиям государственных органов субъекта РФ. Законодательством РФ не предусмотрена передача полномочий между публично-правовыми образованиями без соответствующего финансирования. Администрация Партизанского муниципального района финансирует за счет средств местного бюджета прохождение медицинских осмотров работников муниципальных образовательных учреждений, не относящихся к педагогическим работникам и руководству учреждений. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, изучив материалы административного дела, пришел к выводу о том, что исковое заявление и.о. прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Партизанского муниципального района, МБДОУ « Детский сад «Кораблик» о возложении обязанности организовать прохождение медицинского осмотра и обеспечить финансирование на прохождение медицинского осмотра, следует удовлетворить.
В соответствии с представленным суду штатным расписанием учреждения образования в состав заработной платы работников учреждения не входят средства на прохождение медицинского осмотра.
В соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад « Кораблик» учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Партизанского муниципального района. Учредителем и собственником имущества учреждения является администрация Партизанского муниципального района, часть функций и полномочий осуществляет МКУ «Управление образования» Партизанского муниципального района. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственника его имущества.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовать проведение за свой счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров.
Работники, отказывающиеся от прохождения медосмотра или не прошедшие его в срок, не допускаются к работе. Данные о прохождении медосмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 302н. Согласно п. 18 Перечня работники образовательных учреждений обязаны проходить периодический медицинский осмотр один раз в год.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить периодические профилактические медицинские осмотры (п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 7 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 9 ч.1 п.1 Федерального закона « Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
В соответствии со ст. 48 ч.1 п.9 указанного Федерального закона педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ работники детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
В целях обеспечения безопасности обучающихся устанавливается обязанность прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками.
При этом расходы по проведению медицинского осмотра работников относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 65н). Учет расчетов ведется на счете 4 302 26 000 "Расчеты по прочим работам, услугам" (п. 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 157н, п. 127 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 174н).
Таким образом, установлен порядок организации прохождения обязательных медицинских осмотров работников, разработана Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 174н).
Доводы административного ответчика о том, что данный вид расходов не относиться к расходам местного бюджета, суд считает не состоятельными.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 243-КЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в <адрес>" ст.7 ч.1 к полномочиям <адрес> в сфере образования относятся: а) утверждение нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования; п.3 - обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований <адрес>, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами размера субвенции.
Согласно ст. 9 ч.1 указанного <адрес> финансовое обеспечение образовательной деятельности и образовательных организаций в <адрес> государственных (краевых) образовательных организаций и муниципальных образовательных организаций осуществляется на основе нормативов размера субвенции и нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования. В соответствии с ч.2 ст. 9 обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется посредством предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований <адрес>, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами размера субвенции. Порядок расходования указанных субвенций устанавливается <адрес>. Согласно ч. 6 ст. 9 указанного <адрес> нормативы размера субвенции, нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования в <адрес> определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося.
Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Администрацией Партизанского муниципального района, как учредителем образовательного учреждения и лицом, ответственным за формирование бюджета муниципального образования, должно осуществляться финансирование прохождения медицинских осмотров педагогическими работниками образовательного учреждения.
Проведение периодического медицинского осмотра педагогических работников должно быть обеспечено на стадии формирования бюджетов.
Требования и.о. прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление и.о. прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Партизанского муниципального района, МБДОУ «Детский сад «Кораблик» о возложении обязанности,- удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад « Кораблик» в течение 2-х месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, организовать прохождение обязательного медицинского смотра работниками учреждения.
Обязать администрацию Партизанского муниципального района обеспечить финансирование денежными средствами на прохождение обязательного медицинского осмотра работниками МБДОУ «Детский сад «Кораблик» в течение 1-го месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в <адрес>вой суд, через Партизанский районный суд со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Вахрушева О.А.