Гр. Дело № 2-4082/2019
УИД 21RS0023-01-2019-004310-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2019 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Герасимовой А. В.,
с участием помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары ФИО1. в интересах неопределённого круга лиц к Фильченко Алле Андреевне о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры,
установил:
Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары ФИО2 обратилась в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к Фильченко А.А. о возложении обязанности создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в нежилое помещение общей площадью ------ кв.м., этаж 1, магазин «------», расположенный по адресу: адрес, в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 – путем установления кнопки вызова для инвалидов в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда. В обоснование исковых требований указала, что прокуратурой Калининского района г.Чебоксары проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. адрес, назначение: нежилое, площадью ------ кв.м., этаж: 1, кадастровый номер -----, расположенное по адресу: адрес принадлежит ответчику. Установлено, что ответчиком указанное нежилое помещение используется для оказания услуг по продаже бытовых изделий - магазин «------». В нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011 №605 (далее - Свод правил СП 59.13330.2016), вход в здание магазина «------» не оборудован для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского г. Чебоксары Васильева Е.В. требования поддержала по изложенным в иске доводам, пояснив дополнительно, что ответчиком до настоящего времени не созданы условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа.
Ответчик Фильченко А. А. извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явилась, поступило письменное заявление о рассмотрении дела без ее участия, требования признает.
Третье лицо - Калининская районная организация Чувашской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку представителя не обеспечила.
Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 9 Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. государства - участники, в число которых входит и РФ, принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
В статье 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» закреплено понятие «социальная защита инвалидов», под которой понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
К одной из мер по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии со статьей 15 указанного закона относится обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
В соответствии с положениями данной статьи федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р, в указанный перечень включены СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Свод правил 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» является актуализированной редакцией СНиП 35-01-2001.
В соответствии с п. 5.1.14 Свода правил СП 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН.
Пунктами 5.1.15 -5.1.17 Свода правил СП 59.13330.2016 установлено, что длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.
Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В качестве поверхности пандуса допускается использовать рифленую поверхность или металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.17. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути (п. 5.1.16).
Дренажные решетки следует размещать вне зоны движения пешеходов. Если дренажные решетки размещаются на путях движения МГН, то ребра решеток должны располагаться перпендикулярно направлению движения и находиться на одном уровне с поверхностью. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 0,013 м, а длина - 0,015 м. Предпочтительно применение решеток с ромбовидными или квадратными ячейками. Диаметр круглых ячеек не должен превышать 0,018 м ( п. 5.1.17).
Сводом правил предусмотрены и иные виды обеспечения беспрепятственного доступа объектов общественной инфраструктуры для доступности инвалидов и других маломобильных групп населения.
Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 года N 689-О-О, от 24 октября 2013 года N 1632-О предусматривается, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
В соответствии с п. 1.1 - 1.3 Свода правил 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» (принят Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73), требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми услугами. Требования распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части (в дальнейшем - здания), а также на участки учреждений, доступные для посетителей. Архитектурные решения общественных зданий и сооружений рекомендуется ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики. Положения Свода правил распространяются также на здания иного назначения, не подпадающие под действие СНиП 2.08.02-89*, но выполняющие функции общественного обслуживания и доступные для маломобильных групп населения. Положения настоящего документа распространяются на проектирование зданий для учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.
Пунктом 4.2 Свода правил предусмотрено, что основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания). При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что связано с недопустимой потерей времени.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Калининского района г. Чебоксары совместно с Калининской районной организацией Чувашской республиканской общественной организацией Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части создания организациями независимо от организационно-правовых форм условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
В ходе проверки было установлено, что нежилое помещение адрес (кадастровый номер -----) принадлежит Фильченко А. А. и используется для оказания услуг по продаже бытовых изделий - магазин «------».
Из приведенных выше положений Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения. В соответствии с нормами действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, и объекты торговли и бытового обслуживания населения. Таким образом, в силу характера оказываемых услуг населению магазин, расположенный по указанному выше адресу, является объектом социальной инфраструктуры. Вход в помещение, в котором находится указанный магазин «------», собственником которого является Фильченко А.А., должен быть оборудован специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими инвалидам беспрепятственный доступ в это помещение. Вытекающая из вышеприведенных норм публичная обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, указанные в части 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на собственников зданий и сооружений, независимо от организационно-правовых форм.
Однако в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.11.2011 № 605, собственником помещения не созданы условия для беспрепятственного посещения магазина маломобильными группами населения, беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения не оборудован.
Не принятие мер к оборудованию специальными приспособлениями и устройствами в соответствии с требованиями правил ущемляет права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, что является недопустимым.
Факт нарушения названных требований ответчиком не оспаривается.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В силу статьи 210 названного Кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Принадлежащее ответчику помещение, в котором размещен магазин, используется в качестве объекта социальной инфраструктуры, следовательно, оно должно быть приспособлено под потребности маломобильных групп населения, а именно, ответчиком должен быть обеспечен беспрепятственный доступ в магазин.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов и других маломобильных групп населения, подлежат удовлетворению.
С учетом того, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности – три месяца со дня вступления данного решения в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
При вынесении решения в пользу истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с ответчика подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 300 рублей на основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Фильченко Алле Андреевне о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры удовлетворить.
Обязать Фильченко Аллу Андреевну создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в нежилое помещение общей площадью ------ кв.м., этаж 1, магазин «------», расположенный по адресу: адрес, в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2016 – путем установления кнопки вызова для инвалидов – в течение трех месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Фильченко Аллы Андреевны в доход бюджета г.Чебоксары государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Сидорова И.Н.
Мотивированное решение составлено 30 сентября 2019 года.