Решение по делу № 33а-6546/2021 от 01.07.2021

Судья Буланова Н.А. Дело № 33а-6546/21

25RS0002-01-2020-007900-79

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 июля 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Туктамышевой О.В.

судей Горпенюк О.В. и Новожиловой И.Н.

при секретаре Бондаренко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства г.Фокино в лице конкурсного управляющего Стариковича Павла Викторовича к Управлению Федеральной налоговой службы ФИО2 по <адрес>, ИФНС ФИО2 по <адрес> о признании незаконным решения ИФНС ФИО2 по <адрес> об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Промакст» (), на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ , возложении на ИФНС ФИО2 по <адрес> обязанности исключить из ЕГРЮЛ запись от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Промакст» по апелляционной жалобе конкурсного управляющего МУМП КХ <адрес> Стариковича П.В. на решение Фрунзенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административные исковые требования истца оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения конкурсного управляющего Старикович П.В., представителя УФМС России по Приморскому краю Лиханова П.Е., представителя МИФНС России №15 по Приморскому краю Добрыниной О.П. судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Конкурсный управляющий МУМП КХ г.Фокино Старикович П.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав, что решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу <адрес> признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу новым конкурсным управляющим утвержден Старикович П.В. В период реализации своих полномочий конкурсным управляющим установлено наличие признаков приобретения или сбережения имущества МУМПКХ <адрес> на стороне ООО «Промакст» (ИНН ). ООО «Промакст» имеет признаки аффилированности отношению к МУМПКХ <адрес>. О данных обстоятельствах истцу стало известно только ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ИФНС ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Промакст» исключено из ЕГРЮЛ, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ МУМПКХ <адрес> в лице конкурсного управляющего обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> с заявлением об отмене решения ИФНС ФИО2 по <адрес> об исключении из ЕГРЮЛ ООО «Промакст», на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ , о возложении обязанности на ИФНС ФИО2 по <адрес> исключить из ЕГРЮЛ запись от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Промакст» ().

УФНС ФИО2 по <адрес> заявление МУМПКХ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ оставлено без рассмотрения в связи с пропуском заявителем срока на подачу такого заявления и отсутствием оснований для его восстановления.

Истец считает выводы УФНС ФИО2 по <адрес> о пропуске срока обращения с заявлением необоснованными, поскольку обращение в указанный срок обусловлено получением информации о деятельности юридического лица, которое официально не являлось контрагентом МУМП КХ <адрес> и было создано специально в целях обеспечения вывода имущества.

Конкурсный управляющий МУМП КХ <адрес> просил суд признать незаконным решение УФНС ФИО2 по <адрес> об оставлении без рассмотрения заявления истца об отмене решения ИФНС ФИО2 по <адрес> об исключении из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью «Промакст» (), на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ , возложении на ИФНС ФИО2 по <адрес> обязанности исключить из ЕГРЮЛ запись от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации ООО «Промакст».

В судебном заседании административный истец уточнил требования, просил признать незаконным решение регистрирующего органа об исключении ООО «Промакст» из ЕГРЮЛ и внесении соответствующей записи от ДД.ММ.ГГГГ ; признать незаконными действия регистрирующего органа в части отказа в восстановлении срока на подачу жалобы (заявления) на исключение ООО «Промакст»; признать незаконным отказ регистрирующего органа и Управления ФНС ФИО2 по <адрес> в рассмотрении жалобы на исключение ООО «Промакст» из ЕГРЮЛ; признать незаконными действия ИФНС ФИО2 по <адрес> (в настоящее время - Межрайонная ИФНС ФИО2<адрес>), связанные с отказом в восстановлении у ООО «Промакст» () статуса действующего юридического лица; возложить на Межрайонную инспекцию ФНС ФИО2<адрес> обязанность аннулировать в ЕГРЮЛ запись от ДД.ММ.ГГГГ , восстановив статус ООО «Промакст» (ОГРН ), как действующего.

В судебном заседании конкурсный управляющий Старикович П.В. требования уточненного искового заявления поддержал.

ФИО2 административного ответчика УФНС ФИО2 по <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что согласно имеющейся информации на официальном сайте «Вестник государственной регистрации» в выпуске от ДД.ММ.ГГГГ (739) часть 1 опубликовано сообщение о принятом решении о ликвидации ООО «Помакст». В материалах дела отсутствуют обращения лиц, чьи права могут быть затронуты в связи с ликвидацией ООО «Промакст». С момента вынесения решения от ДД.ММ.ГГГГ А и до подачи жалобы в ФНС ФИО2 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прошло более 3-х месяцев.

ФИО2 по <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ликвидатором ООО «Промакст» ФИО9 в регистрирующий орган ИФНС ФИО2 по <адрес> было представлено заявление по форме государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. В связи с отсутствием оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст.23 Закона №129-ФЗ, регистрирующим органом вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации юридического лица А и внесена запись в ЕГРЮЛ .

ООО «Промакст» ликвидировано.

Заинтересованное лицо ФИО9 в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежаще.

Представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения требований.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный истец, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующему выводу.

В соответствии пунктом 1 статьи 57 Федерального закона N 14-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.

Пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Из материалов дела следует, что в ИФНС ФИО2 по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ представлено уведомление по форме вх. А о принятии решения о ликвидации юридического лица ООО «Промакст» (ИНН ). Заявителем при данном виде регистрации выступала ФИО9 В соответствии с решением единственного участника ООО «Промакст» от ДД.ММ.ГГГГ на должность руководителя ликвидационной комиссии ООО «Промакст» назначена ФИО9

На основании представленных документов, Инспекцией было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения о ликвидации юридического лица А и внесена запись в ЕГРЮЛ . Информация о том, что ООО «Промакст» находится в стадии ликвидации внесена в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ.

Объявление о ликвидации ООО «Промакст» о порядке и сроке заявления требований кредиторами опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 1 (739) от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Промакст» в ИФНС ФИО2 по <адрес> представлено уведомление по форме № Р15001 внесение сведений о промежуточном ликвидационном балансе вх. А от ДД.ММ.ГГГГ.

ИФНС ФИО2 по <адрес> вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса юридического лица А и внесена запись в ЕГРЮЛ .

ДД.ММ.ГГГГ ликвидатором ООО «Промакст» ФИО9 в регистрирующий орган ИФНС ФИО2 по <адрес> представлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме №Р 16001 (вх. А от ДД.ММ.ГГГГ).

Регистрирующим органом вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации юридического лица за А и внесена запись в ЕГРЮЛ .

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении административными ответчиками процедуры принятия вышеуказанных решений и внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ требованиям закона, а также отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца.

Вместе с тем, принимая решение по данному административному делу, судом не учтено следующее.

Согласно частей 1,3 статьи 27 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, к компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

При этом к решениям относятся акты органов, осуществляющих публичные полномочия, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" критериями отнесения споров к компетенции арбитражного суда являются как субъектный состав, так и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Из материалов административного дела следует, что административный истец Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства <адрес> является юридическим лицом, находится в стадии ликвидации, конкурсным управляющим является Старикович П.В. Согласно пояснениям конкурсного управляющего Старикович П.В., выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ указанное юридическое лицо является коммерческой организацией, преследующей в качестве своей деятельности извлечение прибыли.

В рамках настоящего дела административный истец оспаривает действия налоговых органов, связанные с принятием решения о ликвидации юридического лица ООО «Промакст», ссылаясь на то, что в период предпринимательской деятельности в связи с приобретением имущества МУМП КХ <адрес> у ООО «Промакст» образовалось неосновательное обогащение в размере 20551165,78 руб.

Таким образом, административным истцом оспариваются действия налогового органа, которыми, по мнению истца, нарушаются права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что рассматриваемый спор и по субъектному составу, и по характеру правоотношений подведомствен арбитражному суду в силу статей 27 и 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 623-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 144-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 1308-О-О разъяснено, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным (компетентным) судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия. Более того, рассмотрение судом дела, к подсудности которого оно не отнесено законом, является грубым нарушением норм процессуального права и основанием для отмены принятого судебного акта.

Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разъяснено, что после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2.1 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2.1 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

При таких обстоятельства, решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм процессуального права, а административное дело подлежит направлению для рассмотрения в Арбитражный суд <адрес>.

Руководствуясь статьей 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда Приморского края от 09 марта 2021 года отменить.

Дело по административному иску Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства <адрес> в лице конкурсного управляющего Стариковича Павла Викторовича к Управлению Федеральной налоговой службы ФИО2 по <адрес>, ИФНС ФИО2 по <адрес> о признании незаконным решения ИФНС ФИО2 по <адрес> об исключении из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью «Промакст» (), возложении обязанности направить для рассмотрения в Арбитражный суд <адрес>.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи

33а-6546/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МУМ ПКХ г.Фокино (конк.упр.Старикович ПВ
Ответчики
УФНС ПО ПК
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Туктамышева Ольга Владимировна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
01.07.2021Передача дела судье
21.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Судебное заседание
04.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2021Передано в экспедицию
28.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее