№ 2а-157/2020
24RS0029-01-2020-000060-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 марта 2020 года пгт.Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Хабаровой М.Е., при секретаре Слугиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Красноярскому краю к Ильина Л.А, о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 17 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным иском к Ильиной Л.А. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени. Заявленные требования мотивированы тем, что Ильина Л.А. является налогоплательщиком земельного налога. Налогоплательщику было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, однако, в установленный требованием срок, задолженность по требованию налогоплательщиком не погашена. 16.07.2019 г. мировым судьей постановлен судебный приказ о взыскании с Ильиной Л.А. недоимки по налогу, который отменен определением мирового судьи от 19.08.2019 г. по заявлению должника. Просит взыскать с Ильиной Л.А. недоимки по земельному налогу на общую сумму 1420 рублей, в том числе: налог в размере 1390,70., в том числе: 88,96 за 2013 год по сроку уплаты 1.10.2015, 1301,74 за 2014 год по сроку уплаты 1.10.2015; пени в размере 29,30 руб., в том числе: 13,39 за период с 2.10.2015 по 5.11.2015, 8,41 руб. за период с 4.12.2015 по 28.08.2016, 7,50 руб. за период с 2.12.2016 по 21.12.2016.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Красноярскому краю не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Ильина Л.А в судебное не явилась, извещена надлежаще и своевременно, до судебного заседания направила квитанции об оплате налогов за 2018,2017,2016 годы, копию паспорта и справки МСЭ, уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Так, в силу ч.1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в пп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. (п.4 ст. 397 НК РФ)
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. (ст. 397 НК РФ)
В силу ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик обязан уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Поскольку обязанность по уплате земельного налога за спорные периоды административным ответчиком до настоящего времени не исполнена, задолженность по налогу не погашена, административный истец вправе требовать взыскания предусмотренной законом пени.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог, обязанность по уплате которого возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п.1 ст.388 НК РФ).
В соответствии с п.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п.1 ст.390 НК РФ).
При этом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п.4 ст.391 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (п.1 ст.393 НК РФ).
Статьей 394 Налогового кодекса РФ регламентированы вопросы налоговых ставок, в частности, определено, что они устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 ст.396 НК РФ; сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 1 и 3 ст. 396 Налогового кодекса РФ), о чем налогоплательщику направляет налоговое уведомление, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании.
Судом установлено и следует из материалов дела, Ильина Л.А. имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый №), поэтому на основании ст. 388 НК РФ ответчик является плательщиком земельного налога. Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Ответчику направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога в размере 88,96 рублей за 2013 год по сроку уплаты 1.10.2015, за 2014 год по сроку уплаты 1.10.2015 в размере 1301,74 рублей. В установленный законом срок уплаты ответчиком обязанность по уплате земельного налога за 2013, 2014 годы не исполнена, в связи с чем, начислены пени за период с 2.10.2015 по 5.11.2015 в размере 13,39 рублей, за период с 4.12.2015 по 28.08.2016 в размере 8,41 рублей, за период с 2.12.2016 по 21.12.2016 в размере 7,50 рублей.
Налоговым органом в адрес ответчика направлено требование №, №, № об уплате недоимки по налогам и пени по состоянию на 5.11.2015, срок для оплаты которых установлен до 1.10.2015.
В указанный в требовании срок ответчиком оплата не произведена.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № 44 в Козульском районе Красноярского края от 16.07.2019 о взыскании с Ильиной Л.А. недоимки по налогу, отменен определением мирового судьи от 19.08.2019 г. по заявлению должника.
В связи с чем, 6.02.2020, то есть в установленный законом срок, истцом направлено в суд данное административное исковое заявление.
Разрешая исковые требования в части взыскания с ответчика недоимки по налогу и пени, суд руководствуется положениями статей 52 и 69 НК РФ и исходит из того, что требование об уплате налога, сбора, пени было направлено по месту жительства Ильиной Л.А. с соблюдением процедуры, установленной указанными нормами, что подтверждается реестрами (списками) простых и заказных писем.
Представленные ответчиком в суд квитанции об оплате земельного налога на сумму 89 рублей от 26.11.2019 - за 2018 год по сроку уплаты 2.12.2019, на сумму 89 рублей от 21.11.2018 - за 2017 год по сроку уплаты 3.12.2018, на сумму 1874 рублей от 11.10.2017 - за 2016 год по сроку уплаты 1.12.2017, уведомление и справка МСЭ не свидетельствуют об оплате задолженности по земельному налогу в спорный период.
На основании изложенного, поскольку ответчиком не исполнена предусмотренная законом обязанность по уплате налогов и пени, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103, 111 КАС РФ с Ильиной Л.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, от уплаты которой освобожден административный истец, в размере, установленном пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, что составляет 400 руб.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Красноярскому краю удовлетворить.
Взыскать с Ильина Л.А, недоимку по земельному налогу за 2013, 2014 годы по сроку уплаты 1.10.2015 г. в размере 1390,70 рублей, пени за период с 2.10.2015 г. по 5.11.2015 г. в размере 13,39 рублей, с 4.12.2015 г. по 28.08.2016 г. в размере 8,41 рублей, с 2.12.2016 г. по 21.12.2016 г. в размере 7,50 рублей, а всего взыскать 1420 (одну тысячу четыреста двадцать) рублей.
Взыскать с Ильина Л.А, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момент изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья: Хабарова М.Е.
Мотивированное решение изготовлено 19.03.2020 г.