УИД 50RS0044-01-2023-007557-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2024 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Заречновой И.Ю.,
секретаря судебного заседания Бабучаишвили С.В.,
с участием представителя ответчика Скоропупова М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-957/2024 по иску АО «Мособлгаз» к Скоропупову Юрию Николаевичу о нечинении препятствий в газификации,
УСТАНОВИЛ:
Истец АО «Мособлгаз» обратился в Серпуховский городской суд Московской области с иском, в котором просит обязать ответчика Скоропупова Ю.Н. не чинить препятствий АО «Мособлгаз» в пользовании земельным участком с кадастровым <номер>, общей площадью 12699 кв.м., расположенным по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д.Паниково, в границах зоны действия публичного сервитута, установленного Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.09.2023 №5970, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Свои требования истец мотивирует тем, что осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области. В своем Послании Федеральному собранию 21.04.2021 Президент Российской Федерации поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятии предусмотрено Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 28.09.2021 № 929/34 "О внесении изменений в Программу Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года"). АО "Мособлгаз" является исполнителем программы социальной газификации. Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО "Мособлгаз". Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 10.06.2003 № 347/20 «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (пункты 2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области. Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента РФ на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения. Между АО «Мособлгаз» и заявителями (третьими лицами) заключены Договоры о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации. Согласно условиям Договоров о технологическом присоединении газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования, принадлежащего заявителю, намеревающемуся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков без взимания его средств при условии, что в населенном пункте, в котором располагается домовладение физического лица, проложены газораспределительные сети жилой дом, к сети газораспределения, принадлежащей исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, или к технологически связанным с сетями исполнителя сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, с учетом максимальной нагрузки (часовым расходом газа) газоиспользующего оборудования, указанной в технических условиях. Заявители (Третьи лица) принимают на себя обязательства по обеспечению готовности газоиспользующего оборудования и сетей газопотребления к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащих им земельных участков. Пунктом 2 Договора подключения установлено что подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по форме согласно приложению, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, в которыми определено что исполнитель (Истец) осуществляет проектирование и строительство газопровода от существующей сети газораспределения - Газопровод среднего давления d = 63 мм, проложенный по ул. 2-й Дачный проезд; диаметром 32 мм, протяженностью м, материалом труб: полиэтилен, максимальным рабочим давлением Р<0,3 МПа, тип прокладки: подземная. Оптимальным источником газоснабжения объектов капитального строительства, расположенных в пределах границ принадлежащих третьим лицам земельных участков, определен Газопровод среднего давления d = 63 мм, проложенный по ул. 2-й Дачный проезд с кадастровым номером 52:32:0000000:40203 протяженностью 487 м, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково, собственником которого является АО «Мособлгаз». В целях исполнения принятых на себя обязательств по Договорам подключения истцом заключен договор с ООО «НТПЦ» ТрансГазЭксперт» на выполнение проектных и (или) изыскательских и строительно-монтажных работ по догазификации населенных пункт г.о. Серпухов, г. Серпухов Московской области от 30.10.2023 № 141-32312838149. Подрядчиком разработан проект строительства распределительного газопровода среднего давления Р<0,3 МПа по адресу: Московская область, г. Серпухов, 2-й Дачный проезд, 3-й Дачный проезд. В соответствии с разработанным проектом строительства газопровода единственным возможным местом расположения трассы газопровода является земельный участок с кадастровым <номер>, общей площадью 12 699 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский в районе д. Паниково, принадлежащий на праве собственности Скоропупову Ю.Н. Место расположения проектируемого газопровода было предусмотрено исходя из кратчайшего расстояния от начальной до конечных точек, с учетом застройки и существующих коммуникаций. Выбранный вариант прохождения трассы газопровода обеспечивает оптимальное использование территории земельного участка и безопасную эксплуатацию инженерного сооружения. В целях выполнения мероприятий по подключению объекта капительного строительства к сети газораспределения, в соответствии с пп. 52, 72 Правил подключения, АО «Мособлгаз» обратилось в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении части земельного участка с кадастровым <номер> в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения. Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.09.2023 № 5970-П об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково в пользу АО «Мособлгаз» в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей установлен публичный сервитут на срок 588 месяцев в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м с кадастровым <номер>, принадлежащего Скоропупову Ю.Н. В соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ АО «Мособлгаз» 16.11.2023 с сопроводительным письмом от 03.11.2022 № 8119/Ю/01 направило в адрес ответчика соглашение об осуществлении публичного сервитута, однако ответчик соглашение не подписал. Сведения о публичном сервитуте внесены в Единый государстве реестр недвижимости (номер регистрации <номер> от 09.10.2023). 04 декабря 2023 г. сотрудники подрядной организации выехали к месту производства работ по адресу: Московская область, г. Серпухов, 2-й Дачный проезд, 3-й Дачный проезд. Однако, Скоропупов Ю.Н. перекрыл собой дорогу для прохода техники, угрожая нанести себе телесные повреждения. Урегулировать сложившуюся ситуацию мирным путем не представилось возможным, в связи с чем работы не были произведены, о чем составлен соответствующий акт. Данное поведение ответчика создает истцу препятствия для выполнения строительно-монтажных работ и осуществления фактического присоединения объекта капительного строительства, принадлежащего третьего лицу, к сети газораспределения. До настоящего времени АО «Мособлгаз» лишено возможности исполнить свои обязательства по договорам о подключении, строительство газопроводов до границ земельных участков заявителей, а также пуск газа в газоиспользующее оборудование домовладений до настоящего времени не осуществлены.
Представитель истца АО «Мособлгаз» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще. В удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного заседания, судом было отказано, поскольку невозможность участия в судебном заседании представителя юридического лица не является препятствием к реализации этим юридическим лицом его процессуальных прав путем привлечения иного представителя к участию в деле.
Ранее в судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить требования в полном объеме. Также пояснил, что по другим частям земельного участка с кадастровым <номер>, принадлежащего Скоропупову Ю.Н., АО «Мособлгаз» обратилось с отдельными ходатайствами в Администрацию Г.о.Серпухов МО о наложении отдельных самостоятельных публичных сервитутов для выполнения работ по присоединению объекта капительного строительства.
Ответчик Скоропупов Ю.Н. в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежаще.
Представитель ответчика по доверенности Скоропупов М.Ю. в судебном заседании возражал против заявленных требований, поскольку не согласен со стоимостью сервитута. Пояснил, что не согласен с проектными документами, из ситуационного плана видно, что участки третьих лиц находятся за пределами проекта, что влияет на плату за публичный сервитут. С требованиями об изменении границ сервитута и его оценки ответчик не обращался, полагая, что в случае удовлетворения его административного искового заявления об оспаривании Постановления Администрации г.о.Серпухов МО, в этих действиях не будет необходимости. Подтвердил, что до настоящего времени ответчик не пускает сотрудников и технику для проведения работ на принадлежащем ему земельном участке.
Третьи лица Александрова Е.Ю., Барсукова О.В., Ионов А.В., Кахоров Х.К., Кахорова М.А., Лутфулоева Г.Н., Морозова С.Г., Осюнин С.А., Поликарпов Д.С., Санферов А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, Александрова Е.Ю., Ионов А.В., Поликарпов Д.С., Барсукова О.В., Морозова С.Г., представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие исковые требования поддержали. (том 2 л.д. 5-8,52), ранее в судебном заседании также поддержали исковые требования, пояснили, что у них с истцом заключен и оплачен договор догазификации, однако из-за действий ответчика работы приостановились.
Представители третьих лиц Администрации г.о. Серпухов Московской области, ООО "НТПЦ" ТрансГазЭксперт" в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще.
При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им предоставить дополнительные доказательства. В случае, если предоставление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности.
21.04.2021 Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населенных пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года", утвержденной Постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50 (в редакции постановления Правительства Московской области 29.06.2021 № 515/22 "О внесении изменений в Программу Московской области "Развитие газификации в Московской области до 2030 года").
Из представленных суду документов следует, что одним из основных видов деятельности АО "Мособлгаз" является в том числе подключение (технологическое присоединение) объектов капительного строительства к сетям газораспределения, развитие газификации населенных пунктов, разработка стратегии и реализация мероприятий по оптимальному развитию газораспределительных систем ( том 1 л.д.92-95, 96-98).
Постановлением Правительства Московской области от 13.07.2021 № 560/24 "О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Московской области" во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утвержденного Президентом Российской Федерации от 02.05.2021 № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО "Мособлгаз".
Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО "Мособлгаз" возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населенных пунктах без привлечения средств населения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется газораспределительной организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, к которому планируется подключение (технологического присоединения) объекта капитального строительства на основании договора о подключении.
Судом установлено, что в собственности АО «Мособлгаз» находится сооружение - газопровод высокого и среднего давления, протяженностью 487 м с кадастровым <номер>, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково (том 1 л.д. 85-86).
Как установлено судом, д. Паниково г.о. Серпухов включена в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населенных пунктов Российской Федерации.
В материалы гражданского дела представлены: копии договоров о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, заключенного АО «Мособлгаз» с Александровой Е.Ю., Барсуковой О.В., Ионовым А.В., В., Б., Лутфулоевой Г.Н., Морозовой С.Г., Осюниным С.А., Поликарповым Д.С., Санферовым А.Н., технические условия на подключение газоиспользующего оборудования (том 1 л.д. 21-55).
Пунктом 2 Договора подключения установлено что подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации по форме согласно приложению, являющимися неотъемлемой частью настоящего договора, в которыми определено что исполнитель (Истец) осуществляет проектирование и строительство газопровода от существующей сети газораспределения - Газопровод среднего давления d = 63 мм, проложенный по ул. 2-й Дачный проезд; диаметром 32 мм, протяженностью м, материалом труб: полиэтилен, максимальным рабочим давлением 0,3 МПа, тип прокладки: подземная.
В целях исполнения принятых на себя обязательств по Договорам подключения истцом заключен договор с ООО «НТПЦ» ТрансГазЭксперт» на выполнение проектных и (или) изыскательских и строительно-монтажных работ по догазификации населенных пункт г.о. Серпухов, г. Серпухов Московской области от 30.10.2023 № 141-32312838149 (том 1 л.д.56-67).
Подрядчиком разработан проект строительства распределительного газопровода среднего давления Р<0,3 МПа по адресу: Московская область, г. Серпухов, 2-й Дачный проезд, 3-й Дачный проезд (том 1 л.д. 68-70).
В соответствии с разработанным проектом строительства газопровода единственным возможным местом расположения трассы газопровода является земельный участок с кадастровым <номер> общей площадью 12 699 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский в районе д. Паниково, принадлежащий на праве собственности Скоропупову Ю.Н. (том 1 л.д. 71-79).
Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.09.2023 № 5970-П об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково в пользу АО «Мособлгаз» в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей установлен публичный сервитут на срок 588 месяцев в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м с кадастровым <номер> (том 1 л.д. 80-84).
10.10.2023 и 16.11.2023 АО «Мособлгаз» направило в адрес ответчика соглашение об осуществлении публичного сервитута от 15.09.2023 (том 1 л.д. 87,88-89,90,91,154,155,156)., ответчик соглашение не подписал.
Сведения о публичном сервитуте внесены в Единый государстве реестр недвижимости (номер регистрации <номер> от 09.10.2023).
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 01.02.2024 по административному иску Скоропупова Юрия Николаевича об оспаривании постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области об установлении публичного сервитута, требования Скоропупова Ю.Н. об отмене постановления Администрации городского округа Серпухов Московской области №5970-П от 15.09.2023 «Об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении части земельного участка площадью 2940 кв.м., расположенного в границах муниципального образования «Городской округ Серпухов Московской области», в целях размещения линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей («Газопровод среднего давления для газоснабжения жилых домов по адресу: Московская область, г.о.Серпухов, д.Паниково») оставлены без удовлетворения. Решение вступило в законную силу 02.04.2024 (том 1 л.д. 141-146).
Ответчиком представлен отчет <номер>-У от 25.01.2024, составленный оценщиком А., из которого усматривается, что рыночная стоимость права ограниченного пользования (публичный сервитут) на часть земельного участка площадью 2940 кв.м. входящую в состав земельного участка площадью 12699 кв.м. с кадастровым <номер>, расположенную по адресу: Московская область, Серпуховский район, в районе д.Паниково составляет 26818,86 руб.(том 1 л.д. 159-257).
Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.03.2024 № 771 об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, в районе д. Паниково в пользу АО «Мособлгаз» в целях строительства линейных объектов системы газоснабжения, установлен публичный сервитут на срок 120 месяцев в отношении части земельного участка площадью 356 кв.м с кадастровым <номер> (том 1 л.д. 41-44).
Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 22.03.2024 № 913 об установлении публичного сервитута в порядке главы V.7 Земельного кодекса Российской Федерации по адресу: Московская область, г.о. Серпухов, д. Паниково в пользу АО «Мособлгаз» в целях строительства линейных объектов системы газоснабжения, установлен публичный сервитут на срок 120 месяцев в отношении части земельного участка площадью 392 кв.м с кадастровым <номер> (том 1 л.д. 45-48).
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.
Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
В соответствие со ст. 39.38 ЗК РФ, публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается в том числе решениями органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального округа, городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения муниципального округа, городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения муниципального округа, городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального округа, городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах муниципального округа, городского округа, городского поселения.
В данном случае собственник линейного объекта испрашивал сервитут в целях размещения объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических в порядке статьи 274 ГК РФ, которой, в частности, разрешается установление сервитута для строительства линейных объектов.
Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274 - 276 ГК РФ.
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
Сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, а также в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка (статья 276 ГК РФ).
В соответствии со ст.8.1 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка населения к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.
Статья 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывает, что в целях строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов систем газоснабжения земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в соответствии с земельным законодательством. Для размещения линейных объектов систем газоснабжения в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, могут быть установлены сервитут, публичный сервитут, предоставляющие право лицам, в пользу которых они установлены, осуществлять на земельных участках и (или) землях строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный и текущий ремонт линейных объектов систем газоснабжения.
Так, Постановлением Администрации г.о.Серпухов Московской области, оспоренным в судебном порядке ответчиком, требования которого вступившим в законную силу решением суда оставлены без удовлетворения, установлен сервитут, обременяющий земельный участок, принадлежащий ответчику.
Возражения ответчика сводятся к несогласию с размером платы за установление сервитута.
В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что ответчик Скоропупов Ю.Н. своими действиями препятствует АО "Мособлгаз" в выполнении мероприятий по социальной газификации жилых домов в указанном населенном пункте, данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, необоснованным затратам на строительство дублирующих сетей, неэффективному использованию земельных участков в населенном пункте.
В свою очередь, выполнение истцом АО "Мособлгаз" возложенных на него Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации задач по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчика в д. Паниково без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в статье 4 ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению Программы Правительства Московской области по доведению уровня газоснабжения населения в Московской области до 98 процентов.
Доводы ответчика о несогласии с оценкой стоимости публичного сервитута, суд находит несостоятельным, поскольку указанное основание не является препятствием для осуществления АО «Мособлгаз» работ в границах сервитута, при этом ответчик Скоропупов Ю.Н. доказательств оспаривания стоимости публичного сервитута в установленном законом порядке не представил, после получения соглашения от АО «Мособлгаз» своих возражений не заявлял.
Ссылку стороны ответчика на одновременное оспаривание Постановления Администрации г.о.Серпухов Московской области о наложении сервитута суд находит несостоятельной, поскольку данные действия были направлены на оспаривание нормативного акта органа, уполномоченного на установление публичного сервитута, что не может подменять собой установленный законом порядок заключения, изменения и расторжения соглашения об осуществлении публичного сервитута.
Кроме того, суд учитывает, что в случае причинения Скоропупову Ю.Н. убытков, связанных с осуществлением публичного сервитута, он вправе в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предъявить самостоятельные исковые требования для их возмещения с представлением подтверждающих доказательств.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Следовательно, с ответчика следует взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб., подтвержденные документально (том 1 л.д. 20).
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования АО «Мособлгаз» (ИНН 5032292612) удовлетворить.
Обязать Скоропупова Юрия Николаевича, <дата> рождения, уроженца д.<адрес>, (СНИЛС <номер>) не чинить препятствий АО «Мособлгаз» (ИНН 5032292612) в пользовании земельным участком с кадастровым <номер>, расположенным по адресу: Московская <адрес>, в районе д.Паниково, в границах зоны действия публичного сервитута, установленного Постановлением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 15.09.2023 №5970-П, путем предоставления беспрепятственного доступа на часть земельного участка, площадью 2940 кв.м., с кадастровым <номер>, обремененного публичным сервитутом, для строительства линейных объектов системы газоснабжения, их неотъемлемых технологических частей.
Взыскать со Скоропупова Юрия Николаевича, <дата> рождения, уроженца <адрес>, (СНИЛС <номер>) в пользу АО «Мособлгаз» (ИНН 5032292612) расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: И.Ю.Заречнова
Решение в окончательной форме составлено 03.06.2024