Дело №2а-503/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гудермес 03 мая 2018 года
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи -Тамаков Р.А.,
с участием старшего помощника прокурора Гудермесского района ЧР -Шуаиповой Л.Х.,
при секретаре -Супьяновой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР к Совету депутатов Шуанинского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики в порядке ст.218 КАС РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> ЧР обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия Совета депутатов Шуанинского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР, выразившееся в неисполнении требований действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и бюджетного законодательства, обосновав его следующими доводами.
<адрес> в ходе проведенной проверки, согласно п. 2.3 решения межведомственной рабочей группы прокуратуры республики по вопросам исполнения законодательства об охране окружающей среды, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, безопасности жизнедеятельности на объектах социальной сферы с массовым пребыванием граждан от ДД.ММ.ГГГГ, нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в деятельности Совета депутатов Шуанинского сельского поселения Гудермесского муниципального района (далее - Совет депутатов) выявлены нарушения закона, требующие принятия действенных мер, направленных на их устранение.
Так, согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №-ФЭ) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
На основании ст. 9 Бюджетного Кодекса РФ (далее - БК РФ) к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся в том числе: составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии ст. 15 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
Решением Совета депутатов Шуанинского сельского поселения Гудермесского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете Шуанинского сельского поселения на 2018 год» (далее - Решение) принят бюджет сельского поселения на 2018 год.
Согласно ст. 14 Федерального закона №-ФЭ организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не входит в перечень вопросов местного значения сельских поселений, а отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 3.2 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» установлены правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов.
Однако, несмотря на то, что статьей 14 Федерального закона №-ФЭ организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, в функциональной структуре расходов бюджета сельского поселения на 2018 год по подразделу классификации расходов 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» предусмотрены резервные средства.
Принятие нормативного правового акта об утверждении бюджета, который предусматривает средства, направляемые на исполнение расходных обязательств поселения, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления мероприятий, не входящих в их полномочия, может повлечь нецелевое использование бюджетных средств, тогда как указанные средства должны быть направлены на мероприятия, входящие в вопросы местного значения сельского поселения.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №) органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации, согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ, являются комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В ходе проверки установлено, что Советом депутатов сельского поселения, несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, до настоящего времени данное Решение не приведено в соответствие с действующим законодательством, а именно в функциональной структуре расходов бюджета сельского поселения на 2018 год не исключены резервные средства, предусмотренные подразделом классификации расходов 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона».
Таким образом, Решение содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02,2010 №, то есть широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ЧР ФИО4 иск поддержала и просила удовлетворить его по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика глава администрации Шуанинского сельского поселения <адрес> ФИО5, надлежаще извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства по делу в судебное заседание не явился. Представил суду заявление с просьбой рассмотреть настоящее дело без его участия, где указал, что иск прокурора признает полностью и не возражает против его удовлетворения.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, дав им надлежащую правовую оценку, суд находит административный иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) прокурор вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Довод прокурора, что Совет депутатов Шуанинского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР проявляет бездействие, противоречащее федеральному законодательству, подлежащее устранению, суд считает обоснованным и законным, нашедшим свое полное подтверждение в судебном заседании.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что заявление прокурора об оспаривании бездействия Совета депутатов Шуанинского сельского поселения Гудермесского муниципального района ЧР является законным, обоснованным, и подлежит полному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.157 КАС РФ заявление административного ответчика о признании административного иска заносится в протокол судебного заседания, изложенное в письменной форме заявление приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В силу ч.3 ст. 157 КАС РФ суд принимает признание иска административным ответчиком административного искового требования прокурора, поскольку такое признание не противоречит их интересам и интересам иных заинтересованных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Административный иск прокурора <адрес> Чеченской Республики к Совету депутатов Шуанинского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики о признании бездействия Совета депутатов Шуанинского сельского поселения незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворить.
2. Признать незаконным бездействие Совета депутатов Шуанинского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики, выразившееся в неисполнении требований действующего законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и бюджетного законодательства.
3. Обязать Совет депутатов Шуанинского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем исключения из функциональной структуры расходов бюджета сельского поселения на 2018 год резервных средств, предусмотренных подразделом классификации расходов 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через Гудермесский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Гудермесского
городского суда, ЧР Р.А.Тамаков