К делу № года
УИД 23RS0№-80
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 20 мая 2020 года
Красноармейский районный суд <адрес> в составе:
судьи Никитиной С.В.,
с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5,
представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6,
представителя ответчика директора муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы № ФИО1,
представителя ответчика администрации муниципального образования <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2,
представителя ответчика администрации Марьянского сельского поселения <адрес> по доверенности №-юр от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7,
Представителя третьего лица Управления образования администрации муниципального образования <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней образовательной школе №, администрации муниципального образования <адрес>, администрации Марьянского сельского поселения о признании бездействия незаконным,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в лице начальника ФИО4 обратилось в Красноармейский районный суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней образовательной школе №, администрации муниципального образования <адрес>, администрации Марьянского сельского поселения о признании бездействия незаконным.
Из искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения №р-26-2018 от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № (далее - МБОУ СОШ №) по адресу <адрес>, в ходе которой были обнаружены нарушения действующего санитарного законодательства ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.8, 5.3, 10.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий".
По результатам плановой проверки юридическому лицу МБОУ СОШ №, было выдано предписание №п-26-2018 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении внеплановых проверок на основании распоряжений №р-26-2019 от ДД.ММ.ГГГГ (проверка предписания №п-26-2018 от ДД.ММ.ГГГГ), №р-26-2020 от ДД.ММ.ГГГГ (проверка предписания №п-26-2019 от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что нарушения в полном объеме своевременно не устранены.
В ходе проведения вышеуказанной проверки специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора установлено невыполнение предписания в установленный срок, а именно МБОУ СОШ № по месту осуществления деятельности по адресу: <адрес> не устранено:
нарушение требований п. 10.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях": не соблюдаются требования к предельной наполняемости и норме площади при формировании классов, количество учащихся большинства классов превышает предельную наполняемость (5Б- 31 человек, в 9 классе 27 человек, в 4 параллели по 30 человек в классе);
нарушение требований п. 3.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях": проезд в хозяйственную зону, к контейнерной площадке не имеет твердого покрытия, в физкультурно-спортивной зоне синтетическое покрытие многофункциональной спортивной площадки отсутствует, твердое покрытие не ровное с повреждениями;
нарушение требований п.5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях": в учебном кабинете № (2а класс) отсутствует 2,3 группа мебели, имеющиеся размеры ученической мебели, используемые для рассаживания учащихся, не соответствуют нормативным значениям, ученическая мебель не подобрана с учетом роста детей;
нарушение требований п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий": в учебных кабинетах №№,3,6 измеренные значения освещенности не соответствует нормативным требованиям.
В адрес главы МО <адрес> была направлена информация о состоянии МБОУ СОШ № и о содействии в устранении нарушений санитарного законодательства.
Таким образом, принимаемые со стороны Управления Роспотребнадзора по <адрес> меры к МБОУ СОШ № не обеспечили реальное устранение нарушений санитарных Правил и норм, о чем свидетельствуют материалы проверок.
Согласно п. 1.4. Устава Учреждение является юридическим лицом, образованным как некоммерческая организация.
Учредителем учреждения является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия Учредителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № осуществляет управление образования администрации муниципального образования <адрес> (п. 1.9 Устава).
Собственником имущества учреждения является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет управление муниципальной собственностью муниципального образования <адрес> (п. 1.11 Устава). Одной из основных задач общеобразовательного учреждения является обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности (п. 2.3 Устава)
МБОУ СОШ № финансируется за счет средств муниципального бюджета, и не имеет материальных средств, для выполнения требований санитарного законодательства изложенных в предписаниях должностных лиц Роспотребнадзора.
До настоящего времени не приняты достаточные меры по улучшению состояния МБОУ СОШ №, в том числе приведению в соответствие с требованиями санитарного законодательства. Отсутствие в образовательном учреждении условий, отвечающих требованиям санитарных норм и правил создают потенциальную угрозу жизни и здоровью обучающихся, в том числе способствуют возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по доверенности ФИО5, исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа №, Администрации муниципального образования <адрес> выразившееся в нарушении требований санитарного законодательства, в отношении неопределенного круга лиц.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № по месту осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес> исполнить требования:
п. 5.3 обеспечить подбор и рассаживание учащихся с учетом роста детей в указанных кабинетах №,№ и в учебном кабинете № с учетом СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, обеспечить параметры искусственной освещенности в учебных кабинетах №,№,№ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> по доверенности ФИО6, просила заявленные уточненные требования удовлетворить.
Представитель ответчика директора муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы № ФИО1, против удовлетворения уточненных исковых требований не возражала.
Представитель ответчика администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО2, просил принять решение на усмотрение суда.
Представитель ответчика администрации Марьянского сельского поселения <адрес> ФИО7, просила принять решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Управления образования администрации муниципального образования <адрес> по доверенности ФИО8, просила принять решение на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, суд с учетом норм материального и процессуального права, приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска по следующим основаниям.
В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства предоставляются сторонами и каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения №р-26-2018 от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № (далее - МБОУ СОШ №) по адресу <адрес>, в ходе которой были обнаружены нарушения действующего санитарного законодательства ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999г № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.8, 5.3, 10.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий".
По результатам плановой проверки юридическому лицу МБОУ СОШ №, было выдано предписание №п-26-2018 от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении внеплановых проверок на основании распоряжений №р-26-2019 от ДД.ММ.ГГГГ (проверка предписания №п-26-2018 от ДД.ММ.ГГГГ), №р-26-2020 от ДД.ММ.ГГГГ (проверка предписания №п-26-2019 от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что нарушения в полном объеме своевременно не устранены.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В ходе проведения вышеуказанной проверки специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора установлено невыполнение предписания в установленный срок, а именно МБОУ СОШ № по месту осуществления деятельности по адресу: <адрес> не устранено:
нарушение требований п. 10.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях": не соблюдаются требования к предельной наполняемости и норме площади при формировании классов, количество учащихся большинства классов превышает предельную наполняемость (5Б- 31 человек, в 9 классе 27 человек, в 4 параллели по 30 человек в классе);
нарушение требований п. 3.8 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях": проезд в хозяйственную зону, к контейнерной площадке не имеет твердого покрытия, в физкультурно-спортивной зоне синтетическое покрытие многофункциональной спортивной площадки отсутствует, твердое покрытие не ровное с повреждениями;
нарушение требований п.5.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях": в учебном кабинете № (2а класс) отсутствует 2,3 группа мебели, имеющиеся размеры ученической мебели, используемые для рассаживания учащихся, не соответствуют нормативным значениям, ученическая мебель не подобрана с учетом роста детей;
нарушение требований п.3.3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий": в учебных кабинетах №№,3,6 измеренные значения освещенности не соответствует нормативным требованиям.
В адрес главы МО <адрес> была направлена информация о состоянии МБОУ СОШ № и о содействии в устранении нарушений санитарного законодательства.
Таким образом, принимаемые со стороны Управления Роспотребнадзора по <адрес> меры к МБОУ СОШ № не обеспечили реальное устранение нарушений санитарных Правил и норм, о чем свидетельствуют материалы проверок.
Согласно п. 1.4. Устава Учреждение является юридическим лицом, образованным как некоммерческая организация.
Учредителем учреждения является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия Учредителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № осуществляет управление образования администрации муниципального образования <адрес> (п. 1.9 Устава).
Собственником имущества учреждения является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия собственника имущества осуществляет управление муниципальной собственностью муниципального образования <адрес> (п. 1.11 Устава). Одной из основных задач общеобразовательного учреждения является обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности (п. 2.3 Устава)
В силу п. 4. ч. 1. ст. 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов и не вправе расходовать денежные средства, не заложенные в установленном порядке в бюджет.
В соответствии с положениями ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Под бременем содержания подразумеваются расходы, которые обязан произвести собственник в целях обеспечения соблюдения санитарного законодательства.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
МБОУ СОШ № финансируется за счет средств муниципального бюджета, и не имеет материальных средств, для выполнения требований санитарного законодательства изложенных в предписаниях должностных лиц Роспотребнадзора.
До настоящего времени не приняты достаточные меры по улучшению состояния МБОУ СОШ №, в том числе приведению в соответствие с требованиями санитарного законодательства. Отсутствие в образовательном учреждении условий, отвечающих требованиям санитарных норм и правил создают потенциальную угрозу жизни и здоровью обучающихся, в том числе способствуют возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья об} чающихся и работников образовательной организации.
Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1 Закона №- ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ: «Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц».
Согласно ст. 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими дельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, а также согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
решил:
Уточненные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средней образовательной школе №, администрации муниципального образования <адрес>, администрации Марьянского сельского поселения о признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа №, Администрации муниципального образования <адрес> выразившееся в нарушении требований санитарного законодательства, в отношении неопределенного круга лиц.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № по месту осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес> исполнить требования:
п. 5.3 обеспечить подбор и рассаживание учащихся с учетом роста детей в указанных кабинетах №,№ и в учебном кабинете № с учетом СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, обеспечить параметры искусственной освещенности в учебных кабинетах №,№,№ сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы в Красноармейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Красноармейского районного суда Никитина С.В.